28 августа 2022 г.
Викарии епархии совершили богослужения в день Успения Пресвятой Богородицы
В день Успения Пресвятой Богородицы викарий Горловской епархии архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в Успенском храме посёлка Святогоровки. Ему сослужили благочинный Добропольского округа протоиерей Леонид Доценко, а также духовенство Добропольского благочиния.
За богослужением была вознесена молитва Пресвятой Богородице.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Леонид Доценко:
«Сегодняшний день Успения Пресвятой Богородицы именуется также Богородичной Пасхой. Это событие не называется смертью, кончиной или мучением, а именно успением — и это в очередной раз напоминает нам, что смерти нет».
По окончании Божественной литургии владыка совершил крестный ход, после которого обратился ко всем молящимся с архипастырским словом:
«Дай Бог, чтобы в эти святые дни, исполненные особой благодати и заступления Царицы Небесной, мы не только устами, песнопениями, но самой своей жизнью прославляли Матерь Божию. Нужно подражать Ей в молитве, смирении и любви к храму Божию, в котором Сама Она возрастала с младенчества. И закончила Она Свою жизнь в молитве, богоугождении, любви к Своему Сыну возлюбленному, став для каждого из нас настоящим добрым примером».
Накануне вечером архиепископ Спиридон совершил всенощное бдение с литиёй и чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы в Викторовском храме Мирнограда.
Фото Владислава Денисова
В этот же день викарий Горловской епархии епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Успенском храме города Краматорска. Ему сослужили настоятель Троицкого собора Краматорска протоиерей Иоанн Устименко, а также настоятель храма протоиерей Геннадий Жолобенко.
По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом. Он поздравил всех с праздником и особо отметил, что каждый из нас, подобно Пресвятой Богородице, может найти утешение в своей вере:
«Когда Богородица видела, что Её Сын страдает на Кресте ни за что, когда Она Его погребала и на Её руках ещё не обсохла Его кровь, Она не имела ненависти к этим страданиям и находила в себе силы утешать апостола и евангелиста Иоанна Богослова и тех жён-мироносиц, которые с Ней стояли возле Христа. Матерь Божия нашла в себе силы и дальше быть Утешительницей всех христиан, которых усыновил Ей Христос. Она в вере находила эти силы.
Тем, кто рассуждает об этих событиях, порой невозможно это понять лишь потому, что в центр своей жизни мы ставим самих себя. И тогда мы на самом деле не приобретаем, а теряем. Потому что в нас становится всё больше страха и непонимания, а вместе с этим страхом поселяются тьма, уныние и отчаяние. Тьма, как тень самой смерти. Богородица, напротив, Своей любовью и всепрощением показала нам, что возможно в этой тьме быть небольшой свечой, свет которой эту тьму разрушит. Она показывает нам дар великого утешения, который Она имела в себе».
Фото Серафима Пирожкова и Георгия Дудника
Православная Церковь называет смерть Божией Матери, святых, а также всех почивших в вере христиан успением. Крест Христов упразднил смерть, и теперь разлука с телом для христианина не более чем временный сон, успение, пробуждение от которого наступит в последний день мира, когда Царствие Божие придёт на землю и все умершие воскреснут, как бы пробудившись от сна.
После смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария жила в доме любимого ученика Христова, самого юного из апостолов — евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с апостолами Она пребывала в молитве в Сионской горнице до того, как они разошлись на проповедь (Деян. 1:13–14).
Во время гонения царя Ирода на Церковь в 43 году (Деян. 12:1–3) Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в Ефес. Она побывала также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, который был там епископом, и на Горе Афон. О ней, согласно святому Стефану Святогорцу, Она сказала как о месте, которое будет пребывать под Её покровом. После этого Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Там Архангел Гавриил возвестил Ей о Её скором переходе в вечность.
Дева Мария желала проститься со всеми апостолами, которые к тому времени разошлись для проповеди по всему Средиземноморью, и они чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Лишь один апостол Фома не успел проститься с Богородицей. На глазах у собравшихся учеников Христовых горница, где лежала Богоматерь, озарилась неземным светом, и явившийся Господь взял душу Своей Матери на Небеса.
Тело Богородицы положили в гробнице, где покоились её родители Иоаким и Анна и праведный Иосиф Обручник. Во время перенесения тела Богоматери в гробницу о торжественной процессии доложили первосвященникам. Они приказали схватить апостолов и шедших с ними христиан. Но внезапно облако окружило процессию, помешав планам иудеев.
Первосвященник Афония, несмотря на явное Божие чудо, попытался опрокинуть одр Богоматери. Тогда Ангел, сопровождавший одр, отсёк ему мечом руки. Афония раскаялся в содеянном. В тот же час он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения Богородицы апостолы закрыли вход в пещеру камнем.
Апостол Фома прибыл в Иерусалим спустя три дня после успения Богоматери. Он очень скорбел, что не смог проститься с Ней. Чтобы утешить его, апостолы отвалили камень от гробницы. Однако Девы Марии внутри не оказалось — Она была воскрешена и вознесена на Небо. В тот же вечер Божия Матерь явилась Фоме и остальным апостолам, уверив их в Своём воскресении.
Пресвятая Богородица прожила земную жизнь до глубокой старости, согласно церковному Преданию, — около 72 лет. Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин считают, что успение Богоматери произошло примерно в 57 году по Р. Х.. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». Однако точный год успения неизвестен, Предание сохранило нам лишь его дату — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Христиане видят в успении Божией Матери не разлуку с Ней — напротив, после вознесения на Небо Пресвятая Богородица стала Ходатаицей, Покровительницей и Заступницей не только тех, кто Её окружал в земной жизни, но и всех, прибегающих к Её помощи. Поэтому Церковь отмечает Успение Богородицы как великий праздник и особенно тщательно готовятся к его встрече: празднику Успения предшествует двухнедельный пост, который по своей строгости приравнивается к Великому Посту.