Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Успенский храм в посёлке Святогоровка

Успенский храм в СвятогоровкеПрестольный праздник: Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Настоятель: протоиерей Анатолий Костенко.

Адрес: 85020 п. Святогоровка Добропольского р-на, ул. Шевченко, 49.

 

Полутиповый храм, действует с 1794 года.

Церковь в с. Святогоровка была построена в далёком 1794 году помещиком майором Иваном Павловичем Святогор-Штепиным. [88, 280] В 1860 году Успенская церковь была перестроена штаб-ротмистром Лукой Алексеевичем Шахматным, помещиком села Викторовка, которое находилось в приходе церкви села Святогоровки. В 1896 году она была расширена дворянином Иваном Григорьевичем Ениным, который владел землями села Анненское, которое также находилось в приходе этой церкви.

4 августа 1911 года храм был расширен во второй раз прихожанами. На это собрали 1100 рублей. Церковь была деревянной и однопрестольной — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковный двор вместе с храмом занимал территорию 2304 квадратных саженей (1 сажень = 2,13 м — прим.). Священнику и псаломщику помещик Святогор-Штепин выделил в пользование также 120 десятин пахотной земли.

Храм находился почти в центре села, неподалёку от того места, где сейчас стоит клуб. Снаружи он был очень красивым. Сооружение церкви имело один купол и колокольню. Верх колокольни украшал большой купол, а сам храм — малый.

Вход в церковь был сделан в виде большой арки. Окна на колокольне имели такую же форму. Вокруг церкви были высажены деревья, которые давали тень в жару и создавали своеобразную парковую зону. Церковная территория была окружена ограждением из кирпича, которое построили в 1910 году. Кирпич забора был сложен так, что образовывал крестообразные рисунки.

В углу за оградой был построен одноэтажный кирпичный дом, где жили священник и псаломщик. Вход на территорию церкви был через железные ворота.

Первым священником Успенской церкви села Святогоровка был отец Матфей Орловский. [93, 788] Именно его имя упоминает епископ Екатеринославский Феодосий (Макаревский) в своих воспоминаниях, и именно оно фигурирует в документах 1799 года. К сожалению, неизвестно, сколько лет он служил в этом храме, так же, как неизвестны имена священников и псаломщиков первой половины XIX века.

С 1872 года Екатеринославская епархия начинает издавать еженедельную газету «Екатеринославские епархиальные ведомости», в которой были отражены изменения по службе. Именно благодаря этой газете известны имена всех священнослужителей Успенской церкви с 1872 по 1917 год. В разные времена в ней служили священники: Иоанн Запорожский (1872-1875) [1, 414]

Александр Дмитриевский (1875-1884) [6, 499; 10, 449; 12, 534; 27, 203]
Александр Феодосьев (1884-1889) [25, 266; 40, 300]
Феодосий Жолтоногов (1889-1892) [39, 345; 49, 233]
Виссарион Феодосьев (1892-1897) [49, 233]
Павел Семёнович Соболев (1897-1904) [55, 14; 66, 219]
Платон Дмитриевич Иванов (1904 — 1915) [67, 292]
Василий Постригаев (1915 — 1917) [76, 166];

псаломщики: Матвей Погребной (до 1873 года) [3, 294]
Василий Каминский (июнь 1876 — июль 1876) [8, 274; 9, 308]
Леонтий Григорьев (1876-1878) [9, 308; 15, 78]
Стефан Степанов (1878-1879) [15, 78; 17, 320]
Георгий Моисеев (1879- 1883) [17, 320; 22, 265]
Парфений Чехранов (1883-1885) [22, 266; 30, 21]
Иоанн Миропольский (1885-1891) [32, 212; 45, 135]
Стефан Балабанов (1891) [48, 432]
Илья Евецкий (1891- 1893) [47, 402; 51, 13]
Филипп Стояновский (1894-липень1894) [52, 46; 54, 211]
Павел Евецкий (1894-1904 ) [54, 211; 68, 124]
Дмитрий Васильевич Шокотко ( 1905 — 1914) [69, 187];
Иоанн Славгородский (1914 — 1917)

церковные старосты: Константин Сабо (до 1877 года) [4, 130]
Иосиф Перепичаенко (1876-1880) [11, 22]
Николай Савостьянов (1880-1884) [19, 66]
Пимон Разгон (1884-1900) [25, 267; 46, 164; 53, 101]
Иван Юрин (1901-1903) [62, 205]
Дмитрий Авраменко (1903- 1906) [60, 83; 64, 143]
Антоний Евсеенко (1906- ?) [71, 230]
Иван Юрин (1916 -?) [74, 41].

История Успенского храма в СвятогоровкеИногда священники занимали ещё несколько должностей. В 1906 году был уволен духовный следователь Иоанн Гончаров, а на его место поставлен священник Святогоровской церкви Платон Иванов, но в этом же году он отказался от должности. [70, 134; 72, 250]

Священнослужители занимались не только совершением треб, но и благотворительной деятельностью и сбором средств. Для этого в было создано немало различных обществ. Некоторые из этих обществ возглавлялись членами императорской семьи. Так в 1897 году было создано Императорское Православное Палестинское Общество, членом которого был святогоровский священник Павел Соболев. [56, 192] Ежегодно на нужды общества Соболев жертвовал по 10 рублей. [56, 192] В то время это были немалые деньги. Кроме того, известно, что священники села Святогоровки в 1891 году собрали 36 рублей 44 копейки для помощи голодающим [48, 479-480], в 1904 году, когда началась русско-японская война, причтом Успенской церкви было собрано 40 рублей для санитарных нужд армии и на содержание сирот погибших моряков. [65, 150]

За добросовестную службу епархиальное начальство иногда награждало священнослужителей, которые чем-то отличились или достигли определённых успехов на образовательном или богословском поприще. Награды получали и священники села Святогоровки. Так, первого октября 1876 года правом носить зелёную скуфию был награждён священник Александр Дмитриевский. [7, 397] Весной 1917 года на Пасху священник Василий Постригаев получил набедренник. [76, 166]

Награды получали также и миряне прихода. Так, в документах от 24 марта 1873 года похвальной грамотой был награждён подпоручик Константин Сабо [4, 130], который впоследствии был избран церковным старостой. В 1880 году архипастырским благословением был награждён представитель церковно-попечительного совета святогоровской церкви Максим Васильевич Макаров за заботу о потребностях храма. Он пожертвовал 8 икон, полушёлковый подризник и покрасил колокольню масляной краской. Общая сумма его пожертвований составила 222 рубля. [18, 301]

В 1897 году члены церковного попечительного комитета получили архипастырское благословение за расширение Успенской церкви. [57, 388] В 1901 году благодарность от епархиального начальства за попечение о храме получил староста Иван Юрин и все прихожане церкви. [63, 220] В 1908 году епархиальное начальство выразило благодарность прихожанам Успенской церкви села Святогоровки за пожертвование трёх икон общей стоимостью 260 рублей. [73, 467]

В 1890 году в селе появилась группа «сектантов» из 10 человек. [43, 569] (доп. 8) Сегодня в понятие «секта» вкладывается несколько иной смысл, но в официальных документах XIX — начала ХХ века «сектантскими» называли все религиозные организации, которые не принадлежали к православной церкви. К сожалению, документы не сообщают, к какой именно общине принадлежали эти люди. Самыми распространенными «сектами» в Екатеринославской губернии во второй половине XIX века были баптисты, штундисты, шалопуты, раскольники. Церковь пыталась бороться с распространением сектанства. Их не принимали в потребительские общества, запрещали пропаганду своей веры и создавали специальные миссионерские комитеты, через которые пытались с помощью проповедей и назидательных бесед вернуть их в православие.

16 сентября 1890 года был создан Гришинский миссионерский комитет в составе: председателя комитета священника Иоанн Домовского, членов комитета: священников Феодора Котляревского, Михаила Степанова, Феодосия Желтоногова, крестьян Антона Палиенко, Константина Козлова, Якова Терхунова. [42, 403] Среди членов этого комитета священник села Святогоровка присутствовал неслучайно: в его селе также были сектанты, с которыми нужно было как-то бороться. История Гришинского миссионерского комитета была недолгой, по документам нам известно толькодва протокола выездов членов этого комитета для борьбы с сектантами, [42, 403; 44, 482] но, несмотря на это, согласно документам второй половины 90-х годов XIX века, сектантов в Святогоровке уже не было.

7 июня 1916 года в жизни Успенского храма произошло выдающееся событие. Через Святогоровку прошёл крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Самарской». [75, 148] Этот ход двигался по маршруту Новомосковск — Бахмут.

В Святогоровку крестный ход шёл со стороны села Мирная Долина. Переход был очень тяжёлый: во-первых, верующие должны были за день пройти расстояние в 21 версту (около 21 км), во-вторых, в тот день поднялся очень сильный ветер, который нёс по степи пыль. Несмотря на это, участники крестного хода прибыли в село вовремя. Возле храма их встречали. Для святыни там уже была устроена высокая площадка, декорированная разноцветной тканью, на ней высилась арка, украшенная ветками хвойных деревьев.

Первым речь говорил отец благочинный. За ним выступил местный хор под руководством псаломщика Иоанна Славгородского. Припев к акафисту вместе с хором пели все священники, выходило очень торжественно. Всенощная служба закончилась очень поздно. Однако закончить службу сразу не получилось. Когда всенощное богослужение уже подходило к концу, к иконе стали подходить шахтёры, которые работали рядом с селом на рудниках Бродского, у них только закончился рабочий день. Было принято решение продолжить службу, чтобы дать возможность шахтёрам помолиться у чудотворного образа.

На следующий день, 8 июня, священники, сопровождавшие икону, читали проповеди: иеродиакон Антоний рассказал присутствующим об этой иконе, а миссионер П. Красовский поведал сельчанам о страданиях Богоматери у Креста Христова. Службу восьмого июня совершали отец благочинный, священники М. Глаголевский, В. Постригаев, П. Иванов, М. Колтыпин, П. Яновский, И. Песоцкий, И. Крещановский, Д. Андриевский и диаконы С. Ковтун, И. Калафатов, т. Баша и иеродиакон отец Антоний. После обедни крестный ход двинулся дальше в сторону села Криворожье. Поклониться святыне только из Святогоровки, не считая жителей окрестных сёл, пришло почти всё её население. Оно составляло тогда 2908 человек. [75, 148]

Помимо борьбы с распространением сектантских верований, церковь уделяла очень большое внимание вопросу организации образовательного процесса в селе. Наличие в селе школы давало священникам возможность с детства воспитать у детей уважительное отношение к православным ценностям. С этим связана и история возникновения школы в Святогоровке.

Впервые церковно-приходская школа появилась в селе в 1882 году. [38, 164] Эта школа содержалась за счёт крестьян, которые учили там своих детей и обеспечивали школу всем необходимым, в том числе часть их пожертвований шла на оплату труда учителя. В документах 1884 года упоминается имя одного из первых учителей святогоровской школы. Им был Яков Феодосьев. [28, 445] в 1885 году его на этом посту сменил Константин Домовский. [29, 366] Учителем он был только один год, уже в 1886 он уволился по собственному желанию [37, 50], скорее всего, из-за прекращения финансирования школы. Святогоровская церковно-приходская школа просуществовала недолго. По «Отчёту о состоянии школ грамоты и церковно-приходских школ» 1886 года, школа в селе обозначена как недействующая.

Закрытие Святогоровской школы связано с неурожаем 1886 года. Из-за неурожая крестьяне не могли содержать школу и вынуждены были ее закрыть. В отчётах о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Екатеринославской епархии в 1891 году Святогоровка значится как населённый пункт, в котором не было ни церковно-приходской школы, ни школы грамоты. В 1891 году школа снова была открыта. [50, 18] но проработала она лишь один учебный год. По отчету следующего 1892-1893 учебного года, святогоровский приход был среди тех, где не было никакой школы.

История Успенского храма в СвятогоровкеТакое положение дел не могло длиться долго, ведь Святогоровка было очень большим селом, а в приход Святогоровской церкви входило более 1000 прихожан. Поэтому школа была необходима. В 1898 году был создан попечительный комитет, который возглавил землевладелец крестьянин Иван Юрин. Кроме него, в состав этого комитета вошли 44 человека. [58, 197]

Основной задачей комитета стал сбор средств для открытия школы. В 1899 году средства удалось собрать и на них открыть уже в третий раз школу грамоты. В том же самом году с 8-го по 24 октября епископ Екатеринославский Симеон совершил объезд Новомосковского, Павлоградского, Бахмутского и частью Александровского уездов с целью осмотра школ и церквей. 17 октября 1899 года он должен был посетить святогоровскую Успенскую церковь и школу грамоты. [59, 418] Но в своём отчёте об этом путешествии, которое было напечатано в 1900 году, епископ Симеон ни словом не упомянул о святогоровской школе, хотя в отчёте за 17 октября он упоминает Степановскую, Юрьевскую и Сергеевскую школы, [61, 194-195] Итак, он должен был проезжать в этот день через Святогоровку, другого пути от Степановки до Сергеевки просто не было.

Скорее всего, из-за нехватки времени и из-за того, что расстояние от Степановки до Сергеевки было достаточно большим (50 верст), а по дороге нужно было делать остановки, владыка выехал очень рано и в Святогоровку прибыл, когда школа была ещё закрыта. Поэтому он в Святогоровке посетил только церковь. Таким образом, в святогоровской школе грамоты инспекция в 1900 году не состоялась.

Епархиальное начальство выразило благодарность представителям церковно-приходской опеки за заботу о церкови в газете «Екатеринославские епархиальные ведомости» за 1901 год. Третья святогоровская школа грамоты просуществовала также не долго. Её судьба нам не известна. В документах 1908 года в Святогоровском приходе значилась лишь одна школа грамоты в селе Анненском, где, по данным справочника, тогда учились 51 мальчик и 13 девочек. [88, 280] Итак, в 1908 году в селе Святогоровка школы снова не было. А уже в 1913 году, согласно документам, в Святогоровском приходе существовало 3 школы: 1 церковно-приходская и 2 земских. [92, 131] Когда они были созданы, установить не удалось.

Одна из земских школ была сооружена в Святогоровке. Помещение земской школы, которое построили в 1911 году, сохранилось до сего дня. Сейчас это один из корпусов современной святогоровской школы.

В 1917 году началась революция, которая кардинально изменила положение и роль Церкви в жизни общества. После победы большевики начали проводить антирелигиозную политику с целью ослабить влияние Церкви. Уже 2 февраля 1918 года декретом Совнаркома Церковь была отделена от государства, а школа от Церкви. Это означало прекращение государственного финансирования церковных учреждений и запрет священникам преподавать в школах. Кроме этого церковные общины были лишены права владеть имуществом, а их имущество объявлялось народным.

В 1921 году страну охватил голод. Это событие советская власть использовала для изъятия имущества церквей и монастырей, объясняя это необходимостью помощи голодающим. Успенскую церковь Святогоровки тоже это не обошло. В 1921 году всё её имущество было реквизировано. Вот как об этом вспоминал участник реквизиции Ф.Белявець:

«По указанию губисполкома в Гришинском округе началось изъятие золотых предметов и ценных вещей в церквях. Выезжали целыми бригадами свыше десятка бойцов… Мне было поручено возглавить группу, которая выезжала в Святогоровку. Церковный староста с разрешения священника открыл нам церковь. Началось изъятие ценностей, свидетелями чего было много верующих. Я им рассказывал о положении в стране, связанном с голодом. Когда очередь дошла до большого золотого креста возле главного входа в алтарь, поп взял его и, обращаясь к присутствующим, сказал: „Верующие миряне, сей крест из рук верующих в руки неверующих я отдать не могу. Бог покарает этих нелюдей“. Верующие заволновались и стали кричать, угрожая нам. Кто-то хотел вырвать винтовку из рук охранника, кто-то пытался схватить нас. Пришлось применять оружие…» [94]

Ограбление храмов не стало последним действием властей в отношении Церкви. В 20-е годы советская власть развернула активную атеистическую работу. С 21 декабря 1922 года в СССР начала издаваться газета «Безбожник», на страницах которой велась агитация против посещения церквей. Впоследствии начинают издаваться журналы антирелигиозной направленности «Безбожник у станка» в 1923 году и «Безбожный крокодил» в 1924 году. В 1925 образуются общесоюзные общественные организации «Союз воинствующих безбожников СССР» под руководством Емельяна Ярославского и юношеская «Юный воинствующий безбожник». При школах создавались кружки юных атеистов.

Все прихожане Успенской святогоровской церкви попали под сильное общественное и государственное давление. Результатом этого было резкое уменьшение количества людей, которые открыто посещали церковь. Логическим продолжением этой политики стала так называемая «безбожная пятилетка», начавшаяся в 1932 году. В течение 1932-1937 годов были закрыты все церкви на территории Добропольского района. Единственной церковью, которая продолжала функционировать в этот период, был храм в Святогоровке, куда теперь вынуждены были ходить верующие со всего Добропольского района.

В 1941 году началась война, и Святогоровка была оккупирована фашистами. В годы оккупации церковь не работала. По рассказам старожилов, немцы не вмешивались в деятельность церкви, но запрет крестьянам собираться большими группами стало причиной прекращения служб.

После освобождения села от захватчиков возобновили службы. Первым послевоенным священником стал отец Никанор. К сожалению, фамилию священника и годы его службы установить не удалось. Была открыта церковь в Святогоровке после войны недолго. 19 декабря 1949 года в храме начался пожар. [87, 5] По свидетельству местных жителей, кто-то вечером бросил в окно церкви бутылку с зажигательной смесью. [90] Деревянное сооружение храма пламя охватило очень быстро, спасти его не удалось. Церковь полностью была уничтожена. Злоумышленника так и не нашли.

История Успенского храма в СвятогоровкеВ 1950 году община Святогоровки вместе с отцом Никанором собрала средства и на них выкупила недостроенный дом на окраине села, переделав его в новую церковь [87, 5], которая стоит и сегодня. В том же году была выкуплена соседняя усадьба с тремя домами. Впоследствии в одном из них была обустроена крестильня, второй был переделан в дом для певчих, а в третьем оборудована просфорня. [91]

В 1961 году новым священником Успенской церкви стал отец Иоанн (Иван Сергеевич Сапсай). [89] Сам он был не местным. Родился на Черниговщине в городке Ичня в 1924 году, затем служил в Прилуках, а из Прилук уже в сане протоиерея вместе со всей семьёй он переехал в Святогоровку. [89] Служить ему приходилось в очень тяжёлых условиях. Ведь власть в те времена церковь не жаловала. Несмотря на это, ему удалось сделать очень многое, чтобы украсить и сохранить приход. В годы его настоятельства церковь была расширена.

К дому, который был тесным, чтобы вместить всех, пристроили алтарную часть и притвор. Интересно, что достраивать алтарь пришлось несколько лет подряд. Каждый год власть позволяла достройку не более двух метров, а только на алтарь нужно было пять. [91] Во второй половине 70-х годов была построена колокольня. Колокола для неё были изготовлены в городе Воронеж и привезены в Святогоровку силами самих прихожан. [90]

За свою службу и работу по обустройству храма отец Иоанн имел как иерархические, так и общецерковные награды. Среди иерархических наград была митра — высшая награда для священников, — то есть был митрофорным протоиереем. [89] А из общецерковных наград он имел орден преподобного Сергия Радонежского. Священником в селе Святогоровка он был до самой смерти. Умер священник Иоанн Сергеевич Сапсай в 1996 году. [89] После его смерти настоятелем церкви стал протоиерей отец Анатолий Костенко, который служит там и сегодня.

Сейчас церковь продолжает играть активную роль в жизни посёлка Святогоровки. В 2005 году стараниями отца Анатолия и прихожан в селе появился освящённый источник и построена купальня возле него. В 2010 году в селе был благоустроен второй источник святого Пантелеимона, возле которого также сооружена купальня. [91] В 2013 году у источника святого Пантелеимона произошёл пожар и купальня сгорела, но в течение года её удалось восстановить. [91] В 2015 году церковная община выкупила территорию вокруг разрушенной мельницы. Сейчас там идёт строительство воскресной школы. Уже установлены ограда и ворота. [91]

ЛИТЕРАТУРА

1. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 24, 1872. — 20 с.

2. Там же. — № 4, 1872. — 16 с.

3. Там же. — № 15, 1873. — 36 с.

4. Там же. — № 8, 1873. — 24 с.

5. Там же. — № 16, 1875. — 32 с.

6. Там же. — № 22, 1875. — 48 с.

7. Там же. — № 20, 1876. — 20 с.

8. Там же. — № 13, 1876. — 24 с.

9. Там же. — № 15, 1876. — 16 с.

10. Там же. — № 22, 1876.- 32 с.

11. Там же. — № 1, 1877. — 24 с.

12. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.- № 6, 1878.-16 с.

13. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 6, 1878. — 18 с.

14. Там же. — № 14, 1878.- 16 с.

15. Там же. — № 3, 1878. — 28 с.

16. Там же. — № 21, 1878.- 24 с.

17. Там же. — № 20, 1879.- 16 с.

18. Там же. — № 19, 1880.- 16 с.

19. Там же. — № 4, 1880. — 16 с.

20. Там же. — № 20, 1880.- 16 с.

21. Там же. — № 21, 1881.- 20 с.

22. Там же. — № 15, 1883.- 20 с.

23. Там же. — № 21, 1883.- 16 с.

24. Там же. — № 23, 1884.- 18 с.

25. Там же. — № 15, 1884.- 18 с.

26. Там же. — № 11, 1884.- 16 с.

27. Там же. — № 12, 1884.- 20 с.

28. Там же. — № 24, 1884.- 16 с.

29. Там же. — № 21, 1885.- 16 с.

30. Там же. — № 1, 1885.- 22 с.

31. Там же. — № 2, 1885.- 20 с.

32. Там же. — № 12, 1885.- 16 с.

33. Там же. — № 5, 1885.- 18 с.

34. Там же. — № 4, 1885.- 18 с.

35. Там же. — № 4, 1885.- 18 с.

36. Там же. — № 15, 1886.- 20 с.

37. Там же. — № 4, 1886.- 18 с.

38. Там же.-№ 6, 1886.- 24 с.

39. Там же. — № 20, 1889.- 24 с.

40. Там же. — № 17, 1889.- 16 с.

41. Там же. — № 20, 1890.- 24 с.

43. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.-№ 22,1890.-26 с.

44. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный. — № 24, 1890.- 18 с.

45. Там же. — № 5, 1891.- 20 с.

46. Там же. — № 6, 1891.- 20 с.

47. Там же. — № 18, 1891.- 22 с.

48. Там же. — № 23, 1891.- 22 с.

49. Там же. — № 12, 1892.- 20 с.

50. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.-№ 5, 1893.- 68 с.

51. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный.-№ 1, 1894.- 24 с.

52. Там же. — № 3, 1894. — 18 с.

53. Там же. — № 7, 1894. — 18 с.

54. Там же. — № 16, 1894. — 18 с.

55. Там же. — № 2, 1897. — 20 с.

56. Там же. — № 14, 1897. — 16 с.

57. Там же. — № 28, 1897. — 20 с.

58. Там же. — № 13, 1898. — 16 с.

59. Там же. — № 28, 1899. — 16 с.

60. Там же. — № 6, 1900.- 18 с.

61. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный.-№ 7, 1900.- 72 с.

62. Екатеринославские епархиальные ведомости. Отдел официальный.-№ 15, 1901.- 16 с.

63. Там же. — № 16, 1901. — 20 с.

64. Там же. — № 13, 1903. — 22 с.

65. Там же. — №№ 10-11, 1904. — 18 с.

66. Там же. — № 15, 1904. — 12 с.

67. Там же. — № 20, 1904. — 24 с.

68. Там же. — № 9, 1905. — 20 с.

69. Там же. — № 14, 1905. — 20 с.

70. Там же. — № 8, 1906. — 24 с.

71. Там же. — № 13, 1906. — 24 с.

72. Там же. — № 14, 1906. — 20 с.

73. Там же. — № 28, 1908. — 12 с.

74. Там же. — № 3, 1916. — 18 с.

75. Там же. — № 9, 1916. — 16 с.

76. Там же. — №№ 11-12, 1917. — 32 с.

77. Геометрический генеральный план Екатеринославской губернии Бахмутскаго уезда сочиненный в Межевой канцелярии отделении чертежной в 1830 году [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://freemap.com.ua/karty ukrainy/plany-generalnogo-mezhevaniya-pgm-ekaterinoslavskoj-gubernii/plany generalnogo-mezhevaniya-pgm-baxmutskij-uezd. — Доступ 24.05.2017.

78. Гринер М. М. Ведомость о землевладении в Бахмутском уезде. — Бахмут: Первая бахмутская типография Л. Р. Грилихеса, 1915. — 116 с.

79.Екатеринославский адрес-календарь на 1916 год.— Екатеринослав: Издание губернской типографии, 1916— 427 с.3

80.Екатеринославский адрес-календарь на 1917 год. — Екатеринослав: Издание губернской типографии, 1917— 427 с.

81. Карта Российской империи 1846-1863. Масштаб: 3 версты на дюйм [Електронний ресурс] / сост. Шуберт Ф. Ф., Тучков П. А. — 1868. — Ряд: XXVI, лист:15. — Режим доступу: http://www.etomesto.ru/shubert-map/26-15/. — Доступ 15.01.2015.

82. Планы дач генерального и специального межеваний. Алфавит № 167. Часть 2.Екатеринославская губерния, Бахмутский уезд, 1916. — РГАДА, Ф. 1354, О.112. Л.26

83.Отчет Епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в Екатеринославской епархии за 1891-1892 учебный год.— Екатеринослав: Типография братства Св. Владимира, 1893. — С. 34.4

84.Отчет Епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в Екатеринославской епархии за 1892-1893 учебный год.— Екатеринослав: Типография братства Св. Владимира, 1894. — С. 10

85. Отчет Епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в Екатеринославской епархии за 1901 гражданский год.— Екатеринослав: Типография братства Св. Владимира, 1902. — С. 34.4

86. Подолян В. Слово про Добропілля: роки, події, люди. — Донецьк: Престиж-party, 2009. — 367 с.

87. Прокопенко М. І., Калініченко З. І., Шишкина Г. В., Кривенко Т. Г. Святогорівка/ машинописный текст, который хранится в святогоровской библиотеке, записанный по рассказам старожилов села, 1980-е гг. — 37 с.

88. Справочная книга Екатеринославской Епархии 1908 года.— Екатеринослав: Типография Братства Св.Владимира, 1908.— 1103 с.

89. Свидетельства Владимира Ивановича Сапсая, 1946 г. р., село Святогоровка, ул. Школьная, 76

90. Свидетельства Тимофея Петровича Мацегори, 1925 г. р. , г. Доброполье, ул. Кати Литвиновой, 34

91. Свидетельства отця Анатолія (Костенко), 1953, село Святогоровка, ул. Школьная, 76

92. Справочная книга о Екатеринославской епархии за 1913 год. — Екатеринослав: типография Барановского, 1914. — 488 с.

93. Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. — Екатеринослав, типография Я. М. Чаусского, 1880. — 1080 с.

94. Тернистый путь церкви. — [Електронний ресурс] — Режим доступу: http://www.svyatogorovka.info/forum/21-20-1. — Доступ 27. 05. 2017

Автор работы: Пустовойтов Данил, руководитель: Петренко Александр Николаевич, учитель истории УВК № 7,

Источник: сайт Добропольского благочиния

Цитата дня

«

Для твёрдо верующего ничто не страшно.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100