Митрополит Митрофан: Быть патриотом означает не кричать лозунги, а служить людям
Коллеги из «Союза православных журналистов» взяли видеоинтервью у митрополита Горловского и Славянского Митрофана в связи с десятилетием его архиерейской хиротонии. Публикуем фрагменты этого интервью.
Я о Блаженнейшем Митрополите Владимире могу вспоминать только самыми добрыми и тёплыми словами. Его руки на моей голове были во время епископской хиротонии, я присягу в его присутствии давал, он мне доверил управление епархией, ввёл меня в число епископов Украинской Православной Церкви. И тот опыт общения с Блаженнейшим, который был у меня — это, наверное, самое лучшее время и самые лучшие впечатления. Я могу только сожалеть о том, что в сегодняшний день мы не можем от самого Блаженнейшего услышать ответ на вопрос, который вы только что задали.
Самая большая глупость — это противопоставлять Блаженнейшего Владимира, который почил в Бозе, Блаженнейшему нынешнему. Да, они разные люди. А как по-другому? Конечно, разные. Все люди разные. У них разные характеры, у них внешность разная. Они разный возраст имеют, в разное время родились. Мы что, об этом дискутировать будем? Это что, предмет для разговора? О чём вообще речь вести? Конечно, они разные. Но и Блаженнейший Владимир, и Блаженнейший Онуфрий всю свою жизнь отдали Церкви. И Блаженнейший Владимир, и Блаженнейший Онуфрий о себе могут сказать одинаково с чистой совестью, что они патриоты.
Я тоже патриот Украины. Я об этом говорю, находясь здесь, в Горловке. Я не стесняюсь об этом говорить. Только в моём понимании быть патриотом — это не с флагом бегать и не кричать лозунги, которые разделяют людей и заставляют их стрелять друг в друга. Ни покойный Блаженнейший, ни нынешний Блаженнейший ни разу себе этого не позволили. И сегодня те люди, которые патриотизм понимают как пиар, как просто какие-то крики, какие-то выступления, спекулируют именами людей, которые всю свою жизнь отдают Церкви.
Я десять лет в Горловке, собор построил, новые храмы, какие-то социальные проекты запущены — я могу о себе сказать, что я люблю свою страну, люблю свою Родину и стараюсь делать для неё всё, что в моих силах? А Блаженнейший Владимир разве не так делал? Сколько он сделал для Украины, для каждого из нас, для Церкви? Разве мы сегодня можем о нём посметь сказать, что он был не патриотом, не любил свою страну или что-то сделал для страны так, что нам сегодня за это стыдно? Да никогда в жизни. Он самый настоящий патриот Украины. Он для Украины сделал больше, чем все те, которые сегодня кричат, что они патриоты. Он не разделил Украину. Он спокойно приезжал на Донбасс, в Крым, во Львов, в Ивано-Франковск, в Чернигов, в Хмельницкий, да неважно куда — на север, на юг, на запад, на восток, и везде его встречали с любовью, как своего пастыря.
Та же самая история и с сегодняшним нашим Блаженнейшим владыкой Онуфрием. Несмотря на тяжелейший раскол, разделение, которое не он принёс в страну — он не отдавал приказ ни о бомбардировках, ни об обстрелах, ни о боевых действиях, на его руках нет крови, — он сегодня не разделил страну и не наказал даже тех, кто лично против него воюет и выступает. Он старается как пастырь, как священнослужитель, скромно и самоотверженно нести своё служение народу и Украине в тяжелейшее, непростое время.
Сегодня быть Предстоятелем — это самое неблагодарное дело: от тебя все всего требуют, ты всем должен, и люди прямо противоположных взглядов считают, что патриотом ты будешь только в том случае, если ты поддерживаешь только их. Но Блаженнейший ведёт себя как пастырь и как настоящий патриот, и я его полностью поддерживаю. Противопоставлять в этом отношении Блаженнейшего Владимира и Блаженнейшего Онуфрия я не вижу никакого смысла.
А что Блаженнейший сегодня сделал плохого для Украины, что его в чём-то обвиняют? Он разве не отдаёт всю свою жизнь службе, Церкви, тому, что он должен делать, и тому народу, которому он служит всю свою сознательную жизнь? Просто раньше это, может быть, не так было заметно, а сегодня он Предстоятель, сегодня его все видят, сегодня каждое его слово обсуждает. Противопоставлять этих двух людей абсолютно бессмысленно. Я ещё раз говорю: и один, и другой всю свою жизнь отдали служению Церкви. А Блаженнейший Онуфрий продолжает отдавать и сегодня. И я бы в этом хотел быть похожим и на одного, и на второго.
Я такой же патриот, как и они: я тоже хочу, чтобы в нашей стране был мир, чтобы люди всю свою энергию, все свои силы тратили не на то, чтобы разрушать, а на то, чтобы строить, чтобы имели способность говорить не только «да», но и «нет». Именно это вызывает наибольшее количество возмущений и противоречий — что у человека есть своё мнение, что он способен его высказывать, и что он имеет право любить Украину так, как он это видит и как он считает нужным.