Официальный сайт

20 апреля 2022 г.

Епископ Паисий совершил богослужения в первые три дня Страстной седмицы

В понедельник Страстной седмицы Великого поста викарий Горловской епархии епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили настоятель Знаменского храма посёлка Черкасское Краматорского района протоиерей Сергий Кузьменко, настоятель храма Святаго Духа в Славянске протоиерей Олег Хижняков и клирики соборного храма. По завершении богослужения владыка обратился ко всем молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, почему для всех нас важно следовать воле Божией:

«Христос, молясь в Гефсиманском саду, понимает, что с Ним будет дальше, но ради нашего спасения Он следует воле Божией и послушно идёт до конца. Именно такой образ послушания воле Отца Небесного и способен изменить ход истории. Среди нас есть люди, которые живут по образу и подобию Христа, и зачастую они тоже способны менять ход истории. Дай Бог, чтобы по молитвам Церкви, всех святых и Владычицы нашей Богородицы Христос дал бы и нам силы все наши благие желания воплотить в жизнь».

Фото Серафима Пирожкова

Во вторник Страстной седмицы владыка также совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили настоятель Знаменского храма посёлка Черкасское Краматорского района протоиерей Сергий Кузьменко, настоятель храма Святаго Духа в Славянске протоиерей Олег Хижняков, настоятель Серафимовского храма в селе Коровий Яр Краматорского района протоиерей Сергий Кикалов и клирики соборного храма. По запричасном стихе к прихожанам обратился протоиерей Сергий Кикалов. Он отметил, что вся наша духовная жизнь основывается на тех словах, которые Христос в последние дни Своей земной жизни говорил ученикам.

Фото Серафима Пирожкова

В среду Страстной седмицы владыка совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили настоятель Знаменского храма посёлка Черкасское Краматорского района протоиерей Сергий Кузьменко, настоятель храма Святаго Духа в Славянске протоиерей Олег Хижняков настоятель Преображенского храма посёлка Былбасовка протоиерей Димитрий Пирожков и клирики соборного храма. По завершении богослужения с проповедью к прихожанам обратился священник Артемий Весёлый. Он призвал в эти особые дни Страстной седмицы ограждать себя от прочтения новостей и комментариев, которые вселяют в нас уныние. Священник отметил, что именно сейчас важно ходить в храм, молиться Господу, Пресвятой Богородице и всем святым, прося защитить нас от всех напастей.

Фото Серафима Пирожкова

 

  Притча о десяти девахКакие песнопения звучат в храмах в дни Страстной седмицы? К чему они нас призывают? О каких событиях напоминают? Как соотносятся с Евангелием? Об этом — наш небольшой новый цикл. «Се Жених грядет в полунощи»: о каком женихе идёт речь? К каким событиям Евангелия нас отсылает это песнопение? Что происходило со Спасителем в этот день? Как провести Великий понедельник правильно? Поговорили об этом с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа.

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

О чём это песнопение?

Это песнопение поётся в храмах на утрене первые три дня Страстной седмицы. Оно содержит призыв к духовному бодрствованию во время нашей земной жизни. Поскольку все богослужебные тексты опираются на Священное Писание и Священное Предание, то в них присутствуют и догматическая, и нравственная, и духовная, и назидательная составляющие церковного учения. В рассматриваемом нами тексте есть отсылка к притчам, которые говорил Господь наш Иисус Христос. О каком Женихе, приходящем в полночь, идёт речь? Это Христос, который придёт внезапно, когда все обретут мир и безопасность в мире антихриста, то есть здесь говорится о Втором пришествии. Образ жениха не раз встречается на страницах Евангелия. Мы, конечно же, сразу вспоминаем притчу о десяти девах, из которых пять были мудрые и пять — юродивые: «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:5-13). О необходимости всегда быть готовыми к встрече со Христом говорит и другая притча: «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» (Лк. 12: 36:38). Эти отсылки к притчам не случайны: они призывают относиться ответственно к своей жизни, потому что вероятность внезапной смерти велика, классик был прав: «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» Смерть человека — это его личный, персональный конец света, за которым последует его частный временный суд, и песнопение Великого понедельника заставляет вспомнить об этом, чем укрепляет нашу духовную жизнь. В этих строках — напоминание о том, какими должны быть правильные духовные размышления, молитвенное состояние и внутренние переживания христианина. Особенно важно не забывать об этих вещах на Страстной седмице. Христиане знают, что эта неделя уже не относится к Великому посту: это время, посвящённое памяти о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Мы с особыми чувствами переживаем эти дни, и я призываю всех по возможности посещать богослужения этой недели, потому что на них вспоминаемые события можно прочувствовать максимально полно.

Какие события мы вспоминаем в Великий понедельник?

Обратимся к Евангелию. После торжественного входа в Иерусалим в воскресенье Христос отправился в Вифанию, где провёл ночь. Потом Он вновь идёт в город и видит на пути смоковницу, на которой нет плода: «И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:19). У некоторых людей может возникнуть непонимание и удивление: ведь была весна, ещё не пришло время для плодов — откуда же такая жестокость, зачем проклинать ни в чём не повинное дерево? Конечно же, Христос не ошибся во времени года и прекрасно знал, когда смоковнице плодоносить. Всё гораздо глубже. Этот эпизод надо понимать аллегорически: Христос пришёл в мир к своему народу, который был богоносным — то есть носителем веры в Единого Истинного Бога. К моменту Боговоплощения этот народ должен был явить плоды духовной жизни и веры. На самом деле всё произошло иначе, люди не явили этих плодов, потому и прозвучали слова: «да не будет же впредь от тебя плода вовек». По той же причине были сказаны другие страшные слова: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). Христос плакал об Иерусалиме, который не узнал времени посещения Его. После проклятия смоковницы «пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). Спаситель отвечает вопросом на вопрос: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф. 21:23-24) — на который фарисеи не ответили, поскольку боялись гнева народа. Они не могли признать божественного происхождения этого крещения, но не могли и отрицать его. Потом Христос говорит притчу о сыновьях, призванных потрудиться в винограднике, когда первый сказал: «Не пойду!» — и пошёл, а второй пообещал пойти — и не пошёл. Некоторые толкователи отмечают интересный момент: что в реакции сыновей заключается реакция человечества на призыв Божий. Все идут по одному из двух путей, описанных в притче. Дальше Евангелие повествует, что Иисус рассказал притчу о злых виноградарях, в которых фарисеи и священники узнали себя. В злобе они уже вынашивали планы схватить Его, но пока ещё боялись народа, поскольку Христа почитали как пророка.

Как нам прожить эти дни?

Нужно, конечно же, прочитать или прослушать текст Евангелия, описывающий эти дни. Я предлагаю своим прихожанам слушать, потому что человек читающий в наши дни — фантастический персонаж, встречающийся почти так же часто, как динозавры. Можно послушать эти тексты на смартфоне — сейчас есть разные приложения и блоги в YouTube, где ежедневно выкладывают евангельское чтение дня. Можно ехать в общественном транспорте на работу, идти по улице или готовить дома обед — и слушать, и вот уже вы будете существовать в унисон с Церковью, даже если нет возможности прийти на богослужение в храм. Конечно, в идеале нужно в этот день прийти на службу, но если работаете — наушники вам в помощь. Главное — ваш настрой, переживания, желание быть вместе со всей Церковью. Прекрасно, если есть возможность прочитать Евангелие с утра, в тишине, пока ещё не началась повседневная суета. Это создаёт особое состояние, сосредоточенность, правильный настрой. В течение дня можно с кем-то близким обсудить прочитанное или послушать проповедь дня — у вас наверняка есть любимые священники, которых вы смотрите или слушаете. А те, у кого есть возможность прийти на литургию Преждеосвященных Даров и причаститься — самые большие счастливцы! Вот, собственно, и всё, что можно рекомендовать. Желаю всем нашим читателям плодотворно провести дни Страстной седмицы и достойно встретить Воскресение Христово.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Счастье находится в нас самих.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100