Общегородское богослужение совершено в Богоявленском кафедральном соборе Горловки
В Неделю первую Великого поста, Торжества Православия митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужило духовенство города.
Соборное богослужение в Неделю Торжества Православия уже стало традицией. В этот день собор посетило множество горожан, в том числе из отдалённых и прифронтовых районов Горловки.
За богослужением пели хоры собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук, детский хор под руководством Анны Стёпиной, а также сводный хор певчих из разных приходов города.
После евангельского чтения митрополит Митрофан обратился в собравшимся горожанам с проповедью. Он напомнил о том, что мы должны быть не только интеллектуальными носителями Предания, но проповедовать Православие своей жизнью:
«Пусть смысл, который мы обрели в своей жизни, через наши дела и слова станет путеводной звездой, огоньком, который зажжётся во тьме для других людей. Для этого мы должны быть не только интеллектуальными носителями Предания, не только хорошо знать правила и слова, хорошо уметь рассказать о своей вере, но и обязательно иметь доброе и любящее сердце».
Затем была вознесена сугубая молитва о мире и единстве Православной Церкви.
По запричастном стихе с проповедью о духовном значении праздника к горожанам обратился настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа архимандрит Тихон (Кондрашов):
«Торжество Православия будет только тогда, когда наше мировоззрение не будет таким, что сегодня воскресенье, сегодня пост, я буду каяться, а завтра я уже не молюсь, не бываю добр и всепростителен, и мне непонятно, что такое быть смиренным и кротким. Торжество Православия — не только в Великий пост, не только в этот воскресный день. Оно будет всегда, если для нас небесное будет выше земного, а вечное — выше временного».
В этот день несколько сотен человек приняли Святое Причастие из одной Чаши, напомнив о том, что единство и соборность Церкви — это не просто слова.
По окончании литургии митрополит Митрофан совершил чин Торжества Православия.
Соборное богослужение прошло при участии сводного хора из более чем ста человек. Своими впечатлениями от опыта совместного исполнения богослужебных песнопений поделились регенты и хористы.
«Я получила огромное удовольствие, многому подучилась и рада была принять участие в таком празднике. Такая традиция обязательно должна продолжаться. Мы рады перенять опыт других певчих и достичь чего-то большего в исполнении произведений в своём храме».
«Впечатления у меня от этой службы, конечно, очень положительные. Я думаю, что раз в год собраться общей церковной городской семьёй в этом большом красивом соборе, помолиться всем вместе — это очень хорошо. Больше всего мне понравился большой общий хор. От него у меня много положительных эмоций. Я бы, наверное, хотел, чтобы такой сводный хор пел больше».
Светлана Павловна Дрэбот, регент Васильевского храма посёлка Кондратьевка города Горловки:
«В отдалённых храмах пение совершенно отличается от того, что мы слышим здесь. На клиросе в посёлках в основном пожилые люди, молодёжи нет. Здесь мне всё очень понравилось, даже сложно что-то выделить. Когда песнопения исполнял общий хор, было впечатление мощи, торжества. Это звучало непередаваемо. Добираться, конечно, было трудно из Кондратьевки, но такие совместные богослужения нужны. Очень много из опыта других хоров можно взять для исполнения в нашем храме».
«Любой руководитель хора приветствует, когда на клиросе много певцов, потому что чем их больше, тем больше возможностей и музыкальных, и исполнительских, и профессиональных, и динамических. При наличии большого количества певцов можно использовать все свойства хорового мастерства. А служба церковная, особенно такая праздничная, как сейчас, Торжества Православия, всегда состоит для нас, музыкантов, из двух составляющих: духовной и эстетической.
Если пение стройное, гармоничное, правильно выстроенное и в тональном плане, и динамически, и интересное в плане состава произведений, для самого регента и певчих это подъём душевных ощущений. Естественно, регент подтягивает к себе, к своему уровню восприятия и отношения к службе, певцов. А певцы приходят разного уровня: кто-то в первый раз переступил порог храма, кто-то уже давно ходит. И вот между ними эта разница, немножко скрадывается, и старшие, более опытные, своим отношением уже учат младших: смотри, какая красота, как здорово. Поэтому никогда никаких сомнений не могло возникнуть, что соборное праздничное пение может как-то негативно отразиться, а тем более на здоровье. Мы все, музыканты, лечимся музыкой: и давление, и головные боли, и какие-то недомогания у нас моментально почему-то проходят, как только мы начинаем принимать участие в каких-то музыкальных вещах. У меня никогда не было сомнений, что собирать певчих на большие праздники — это полезно в том числе и для здоровья. Мой почти тридцатилетний опыт показывает, что это так».
Видео Никиты Никитюка
Фото протодиакона Михаила Ильчука
Неделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.
Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.
К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.
Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.
Святая царица Феодора
В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.
В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.
В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.
Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.
В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.
Цитата дня
«
Если имеешь в душе дела, достойные ангельского хранения, Бог оградит тебя охранением Ангелов.