Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина

Нужна ли рассудительность в добрых делах?

Добрые дела17 февраля отмечается Международный день спонтанного проявления доброты. Должны ли добрые дела получаться спонтанно или их лучше планировать заранее, рассчитав свои силы и ресурсы, хорошенько всё обдумав? Не опоздаем ли мы, предавшись рассуждениям в то время, когда кому-то нужна помощь? Об этом мы спросили у священников Горловской епархии.

 

Мы просим у Бога дар рассуждения не для того, чтобы потом им не пользоваться

Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма города Железное (Артёмово):

В каждом конкретном случае можно поступить по-разному. Бывает, есть время порассуждать — когда видишь какое-то объявление с просьбой о помощи или можно поговорить с просящим, расспросить его. Для чего мы просим у Бога дара рассуждения? Чтобы он просто был или чтобы им пользоваться? Но вот едет водитель, а впереди начал переходить дорогу ребёнок в неположенном месте. У водителя есть время подумать — пропустить его или нет, порассуждать, кто отпустил этого ребёнка, почему за ним не смотрят школа и родители? Нет, ему надо тормозить. Ты не обязан пропускать, ты едешь, соблюдая правила, но если не пропустишь ты, быть может, его собьёт следующая машина. В таких моментах не надо рассуждать.

Или идёшь ты в церковь, магазин, спешишь на работу и видишь — человек упал, из сумочки всё рассыпалось. Есть время рассуждать — делать доброе дело или не делать? Нет, здесь счёт может идти на минуты, нужно успеть вызвать скорую и оказать первую помощь.

А предположим, подходит к тебе человек странного вида с трясущимися руками и просит денег на буханку хлеба. Тут есть время поразмыслить: действительно ли это буханка хлеба или что-то другое? Ты говоришь: «Давай я куплю тебе хлеб». А человек уходит прочь. Для того нам Господь и дал дар рассуждения, чтобы мы своими средствами не послужили греху.

Василий Блаженный никогда никому не отказывал. Однажды богатый человек подарил ему шубу. Два жулика это увидели. Один другому говорит: давай ты ляжешь на дороге, как будто ты умер, а я попрошу у него шубу, скажу, нужно брата завернуть и похоронить. Так они и сделали. Один лёг, другой стоит над ним, рыдает. Святой Василий отдал шубу, но сказал при этом: «Лукавому по лукавству его», и пошёл дальше. Жулик, который изображал плачущего, говорит другому: «Он ушёл, давай, поднимайся!» Глянул — а тот, и правда, умер. Вроде бы, на первый взгляд, и без рассуждения святые творили добрые дела, но они жили вместе с Богом и Он умудрял их, как нужно поступить в каждом конкретном случае.

 

Бросив нищему наспех монету, мы не сможем по-настоящему помочь

Протоиерей Георгий Клапчук, настоятель Макариевского храма Торецка (Дзержинска):

Если мы разрабатываем какие-то благотворительные проекты, рассуждение здесь обязательно: нужно продумать, каких средств это потребует, что именно мы можем сделать. Помогая кому-то конкретно, правильным будет расспросить человека, в чём он нуждается. К этому я призываю прихожан: видите неимущего человека — не старайтесь всунуть ему какую-то копейку и думать, что этим вы помогли, а вникните в суть его проблемы, разузнайте, что его привело к этому состоянию. Исходя из этого, окажите посильную помощь.

Порой приходит человек как будто после запоя, непонятного вида, а ему, оказывается, нужно не денег на выпивку, а какое-то лекарство, и он просит ему его купить. С любым просящим человеком нужно общаться, кем бы он ни был. С рассуждением можно помочь больше, чем делая добрые дела наспех и не думая.

Бывает, порой некогда рассуждать и нужно действовать спонтанно, но всегда, когда есть время пораздумать, это нужно делать. Мы иногда спешим на богослужение и это нам кажется самым важным. Нам кажется, вот сейчас мы постоим в храме и что-то приобретём. Мы отмахиваемся от встречающихся по дороге людей и проходим мимо. А Господь нам Сам посылает их, чтобы мы через совершение добрых дел приобрели богатство для своей души. Если мы пройдём мимо и затем придём в храм, наша молитва не будет принята Богом. Не грех даже опоздать на богослужение, если кому-то срочно нужна наша помощь.

Многие боятся подойти к лежащему человеку — ведь, скорее всего, он пьян. Потом их долго мучает совесть: может быть, он умирал, может, ему нужно было скорую вызвать, а я побоялся или побрезговал. Если мы не постарались помочь, мы прошли мимо Христа. Одна женщина ждала у себя в гостях Христа. Приготовила обед, убрала в доме, накрыла стол. Проходил пьяный человек, просил о помощи — она его прогнала. Стучался нищий мальчик, просил поесть — она ему отказала. Ждала, ждала, да и заснула. А Господь ей во сне явился и сказал: «Я приходил к тебе, а ты Меня не приняла». Некоторые думают: какое доброе дело им совершить, где искать людей, которым можно помочь? Господь Сам посылает таких людей, нам просто нужно их увидеть.

 

Доброе дело — то, которое приведёт к добрым последствиям

Протоиерей Александр Александров, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины города Горловка:

Делать добро нужно с рассуждением. Писание говорит, что спасение — во многом рассуждении: Без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся (Сир. 32:21), Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Пет. 1:5-8).

Любое спонтанное решение может привести к опрометчивым поступкам: ведь в этом случае мы руководствуемся не рассудком, а эмоциями, которые нас могут подвести. Недаром говорится: семь раз отмерь и один раз отрежь. Господь в притче о строителях башни учит нас: прежде всякого дела сядь и подумай, сможешь ты его сделать или нет (Лк. 14:28-32).

Всегда надо обдумывать свои поступки, потому что у любого действия есть последствия. Самый простой пример: ребёнок просит у нас какой-то опасный для него предмет. Если мы дадим его, то вроде бы сделаем доброе дело, но ребёнок может покалечиться или покалечить другого. Наше доброе дело в итоге приведёт к очень плохим последствиям. Или друг в состоянии алкогольного опьянения хочет взять вашу машину, чтобы доехать куда-то. Если мы ему дадим, он в лучшем случае погубит только себя, а в худшем — кого-то ещё.

Обязательно нужно рассуждать, доброе ли это дело. Может быть, оно совсем не доброе. Бывает, мошенники маскируются под нуждающихся или собирают якобы на чьё-то лечение, а потом эти деньги идут совсем не на лечение, а на дальнейшие неправедные дела жуликов. Отдав свои средства, мы в этом участвуем. Поэтому всегда нужно подумать, приведёт ли ваш поступок к добрым последствиям.

 

Мы можем стать орудием Божиего Промысла

Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина города Дружковка:

Ситуации бывают разные. Помочь или нет — обычно христианину подсказывает сердце. Человека, который хочет кушать, сразу видно, и тут не надо раздумывать, а нужно накормить. Забота о ближних должна стать нашей хорошей привычкой.

Далеко не всё в этом мире измеряется деньгами. Порой человеку важнее внимание и поддержка, сочувствие и участие. Выслушать кого-то, утешить в беде — тоже доброе дело. Надо стараться замечать ближнего: быть может, это Господь его посылает нам? Мы можем быть орудием Промысла Божия. Ещё блаженный Августин говорил: «Нет у Бога других рук, кроме твоих, чтобы творить добро».

Иногда даже надо пожертвовать своими интересами, если мы видим человека, который остро нуждается в нашей помощи. Случилась на дороге авария, а ты оказался рядом — отложи все свои дела и окажи помощь. Ведь завтра можешь ты оказаться в такой ситуации, а все будут проходить мимо. Христианину лучше не пройти мимо: пожертвовать своим временем, выйти из зоны комфорта, даже, может, с ущербом для себя.

Господь это компенсирует. За добро Он воздаёт добром и поможет уладить возникшие у тебя проблемы. Многократно проверено опытом: тому, кто живёт по совести, правде Божией, Господь всегда компенсирует те силы, которые человек потратил, творя добро.

 

Протоиерей Богдан Ильчук, благочинный Шахтёрского округа:

Добрые дела можно совершать и спонтанно, и тщательно продумывая. Просит человек денег, явно обманывая — предложите ему еду. Если дать деньги, можно подвигнуть его на грех, он вдохновится и дальше будет ходить и обманывать. Не раз бывало: предложишь такому человеку еду, а он сам откажется и отойдёт.

Всякий раз, видя просящего, христианин должен остановиться и подумать, чем он сможет помочь. Некоторые стараются подавать милостыню и совершать другие добрые дела по воскресеньям или праздникам, но христиане это должны делать всегда, в любой день. Главное — делать это искренне, от чистой души.

 

Не все могут, проходя мимо босого, отдать ему свои сапоги

Протоиерей Николай Мельничук, благочинный Дружковского округа:

Мы всегда куда-то спешим. Если нам встречается человек, которому нужна помощь, нужно поступить по-евангельски. Делать добро нужно с рассуждением, думая, кому и что дать. Мы при нашем Николаевском храме кормим людей, помогаем нуждающимся самым необходимым, но к нам приходит очень много тех, кто на самом деле не нуждается. Они просят на выпивку или другие греховные развлечения, рассказывают каждый раз новые придуманные истории о своей жизни. Таким людям мы предлагаем трапезу, одежду, лекарства, но деньги им лучше не давать.

Нужно ли делать добро спонтанно? Не все могут, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, проходя мимо босого, отдать ему свои сапоги и пойти босиком. Это зависит от уровня человеческой жизни, веры и того, насколько человек готов отречься от себя. Милосердие святого Иоанна Кронштадтского было плодом Духа Святаго. Он отдавал всё, что имел, не задумываясь, хватит ли у него денег, чтобы потом себе купить обувь. Подражать святым — здорово, но всё-таки для этого нужен дар Духа Святаго, а не только наше рвение. Нам можно только стремиться к стяжанию таких даров.

Цитата дня

«

Если имеем помощь Богородицы, то кто одолеет нас?

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100