29 августа 2022 г.
Викарии епархии совершили богослужения в день попразднства Успения Пресвятой Богородицы
В день попразднства Успения Пресвятой Богородицы и перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа Божественную литургию в Вознесенском храме Мирнограда совершил архиепископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии. Ему сослужили благочинный Мирноградского округа протоиерей Климент Анисимов, благочинный Александровского округа протоиерей Роман Чепель, благочинный Добропольского округа протоиерей Леонид Доценко, а также духовенство Мирноградского благочиния.
За богослужением была вознесена заупокойная молитва по приснопамятному схиархимандриту Зосиме (Сокура).
По окончании Божественной литургии владыка обратился ко всем молящимся с архипастырским словом:
«Сегодняшний день воспоминания Образа, который оставил нам Господь наш Иисус Христос, — это призыв к каждому из нас не проходить мимо образа Божия, стараться видеть его в любом человеке, даже в том, кто свою жизнь погубил грехом. Постараться помочь такому человеку вернуться к свободе от греха. Сказать ему o Христе, постараться сделать всё, чтобы этот образ в человеке восстановить. И, конечно, в самом себе не терять образа Божия, не делать свою жизнь безобразной».
Фото Владислава Денисова
В этот же день епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. Ему сослужили настоятель храма Святого Духа протоиерей Олег Хижняков, настоятель Серафимовского храма протоиерей Валерий Лебедь и клирики соборного храма.
По окончании богослужения владыка обратился ко всем молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, что наличие иконы у человека ещё не самое главное:
«Самое главное в почитании иконы — не поклонение, которое мы воздаём, когда совершаем молитву, а такая жизнь, когда человек эту икону начинает проявлять в себе, подчиняя свою волю воле Бога и показывая свою веру исполнением заповедей Христовых. Но ещё более человек приближается к Господу тогда, когда он образ Божий видит не только в самом себе, но и в окружающих людях».
Фото Серафима Пирожкова
Согласно церковному преданию, самая первая икона Господа Иисуса Христа была не написана, а явлена Самим Спасителем чудесным образом. В дни проповеди Христа в Него уверовал сирийский князь Авгар, правитель города Эдесса, который был болен проказой.
Авгар попросил художника Ананию написать для него образ Христа во время Его проповеди. Но у живописца ничего не выходило — лик Господа изменялся и сиял неизреченной славой, которая мешала уловить черты. Господь подозвал живописца, приложил к Своему лицу ткань, на которой отобразился Его лик, и передал эту ткань Анании, пообещав прислать к Авгару Своего ученика, чтобы исцелить его.
После того, как князь поцеловал образ, он почти полностью исцелился от проказы. Ученик Христа, апостол от 70-ти Фаддей, пришёл в Эдессу и крестил князя. После этого проказа навсегда покинула Авгара.
После проповеди апостола многие в Эдессе уверовали в Христа. Город стал христианским, а чудесный нерукотворный образ князь приказал поместить над воротами города.
Прошло много лет, и правнук князя Авгара вернулся к язычеству. Чтобы не допустить поругания нерукотворного образа, христиане Эдессы заложили камнем нишу, в которой он находился. Со временем память о том, где находилось это место, была утрачена.
В 544 году, в дни правления христианского императора Византии Иустина, Эдессу осадили войска персидского царя Хозроя. В этот трудный для города момент епископу явилась светлая жена, которая открыла ему, где находится нерукотворный образ. После того, как епископ поднял изображение лика Спасителя над городской стеной, персидское войско отступило.
В Эдессе святыня пробыла до 944 года, когда город захватили сарацины. Византийский император Роман осадил город и в обмен на мир с сарацинами получил нерукотворный образ. Император спас образ от поругания и 28 августа, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, перенёс его в Константинополь. В память об этом событии в следующий после Успения день — 29 августа — установлено празднование в честь Нерукотворного Образа.
Образ пробыл в Константинополе до 1204 года, когда был увезён вторгшимися в город крестоносцами. Дальнейшая судьба его неизвестна.
На Западе распространено другое предание о нерукотворном образе: сердобольная женщина Вероника отёрла лик Христа своим платком, когда Он нёс Крест на Голгофу, и на платке запечатлелся образ Спасителя. Однако это сказание возникло позднее, чем предание об исцелённом князе Авгаре.