04 октября 2016 г.
Митрополит Митрофан: В этом несправедливом мире мы не одни
В день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей святителя Димитрия Ростовского митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме города Мирноград (Димитров), отметившем престольный праздник. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры!
Я вас поздравляю с престольным праздником в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского, и отданием Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня!
В течение целой недели Крест Господень был посреди храма, и, приходя в храм, каждый из нас подходил к Животворящему Древу. Мы все, когда преклоняем свои колени перед ним, испытываем глубокий трепет в своём сердце оттого, что осознание Креста касается лично жизни каждого из нас. Где-то в глубине души мы понимаем, что и наши грехи там есть, за нас тоже Господь пролил Кровь. Крест — это вина не только тех, кто поступил так со Спасителем, но грехи всего мира легли на плечи Сына Божия, и Его Кровь пролита за каждого человека, который живёт на этой земле.
Один из самых трудных вопросов, которым мучается душа каждого человека, — почему в мире столько зла и несправедливости. С одной стороны, конечно, когда мы приходим в храм, мы в первую очередь благодарим Бога за то, что Он нам сегодня дал возможность иметь глаза, которые нам показывают дорогу в храм, здоровые ноги, которыми мы можем самостоятельно передвигаться, руки, которыми мы можем что-то сделать, иметь разум, которым мы можем различать добро и зло и ощущать радость этого мира. Мы благодарим Бога, потому что понимаем, что не все люди это имеют.
Сколько сегодня слепых, которые не смогли в храм прийти не потому что не хотят, а потому что не видят дорогу, и привести их некому! Сколько людей, прикованных болезнью к одру! Сколько сегодня детей, которые не могут себе позволить не только быть в храме, но и элементарно двигаться, как их сверстники! Да и много других можно назвать несправедливостей, о которых всегда болит душа и сердце. И ведь это не люди, которые хуже нас с вами, это не люди, которые почему-то это заслужили и за какие-то свои особые грехи страдают. Если так рассуждать, то, конечно, никого бы из нас в храме не было, потому что все мы грешные, и каждый из нас заслуживает от Бога за свои грехи какого-то наказания.
Но мы смотрим на окружающий мир и видим, что идёт война. И те люди, которые хотят воевать, которые от этого получают деньги, выгоду, удовлетворяют свою гордыню, амбиции, тщеславие, не страдают, у них всё хорошо. А те люди, которые не хотят воевать, которые оказались в зоне боевых действий, дома которых оказались на линии фронта, которые не звали войну в свой дом, сегодня в разбитых домах, с разрушенными семьями, с убитыми родными и близкими. В чём они виноваты? Те, кто виноват, кто затеял войну — благоденствуют, а те, кто не виноват — страдают.
В чём виноваты старики, дети, люди, которые не умеют прятаться от снарядов? А в чём виноваты больные дети, которые находятся в онкологических отделениях или которые сегодня страдают от самого рождения? В чём виноваты тысячи людей, которые родились в тех странах, где нечего есть и пить, где нет никаких условий для существования, и вся жизнь которых — сплошное бесконечное страдание?
Верующий человек, когда видит какое-то страдание, несправедливость, не может думать: это ему за грехи так Бог послал, а я лучше него, поэтому у меня всё хорошо. Мы не знаем ответа на вопрос, почему в жизни так бывает, что страдают самые слабые и немощные, несправедливость терпят люди, которые живут по правде и по чести, и, наоборот, те, кто живут бесчестно, благоденствуют, и у тех, кто заслуживает наказания, всё хорошо.
Можно было бы даже, не найдя ответ на эти вопросы, стать неверующим, сказать: «Господи, раз Ты допускаешь такую несправедливость, раз Ты на это смотришь и ничего не делаешь, значит, Тебя и нет», — или: «Раз Ты на это можешь смотреть, зачем мы должны в Тебя верить, где же Твоя любовь?» Можно было бы так сказать только в одном случае: если бы не было Креста, если бы Сам Господь не стал Человеком и не пролил бы за нас Свою Кровь, чтобы очистить нас от наших грехов, если бы Сам Он не показал ту безграничную и бесконечную любовь, которой Он любит Своё творение.
Бог подарил нам свободу, пользуясь которой, мы приносим зло и вред иногда не только самим себе, но и окружающим людям. Для того чтобы спасти нас, не отбирая нашу свободу при этом, не разрушая нашу жизнь, Он делает это через бесконечное проявление Своей любви.
Сам Сын Божий, Творец этого мира, не нуждаясь в этом, движимый только любовью, приходит в мир, становится Человеком и идёт на Крест, на самое несправедливое, самое нечестное, позорное и болезненное страдание. Он делает это ради того, чтобы показать нам, что в этом мире, который несправедлив из-за нашего человеческого греха, который несовершенен из-за того, что мы это несовершенство в него принесли, мы не одни, что Он с нами Своей любовью и Своим Промыслом. Что в каждом, даже самом нечестном и несправедливом страдании Он присутствует, потому что Он Сам добровольно взял все эти страдания на Свои плечи, и через эти страдания Он человеку даёт великое спасение, награду и радость!
Если бы не было Креста, не было бы веры православной. Если бы не было Креста, не было бы и святых угодников Божиих, и тех последователей, которые шли за Христом даже до крови — мучеников, святителей и преподобных. Если бы не было Креста, не было бы и веры нашей, и ответа ни на один вопрос тоже не было бы. А так появляются какие-то вопросы, что-то непонятно — умом ты не можешь на них ответить, но когда ты подходишь к Кресту, ты сердцем чувствуешь и понимаешь, что вот здесь — правда, здесь — истина. И игнорировать тот факт, что Христос, Сын Божий, пришёл в мир и за нас умер на Кресте, никто из нас не может — не может наше сердце, не может наша совесть.
И мы понимаем, что должны на это как-то отвечать. Если Христос умер за нас, это значит, что нам не всё равно теперь, как дальше будет продолжаться наша жизнь. Если есть такая любовь, явленная навстречу нам, значит, мы что-то должны сделать, чтобы свою любовь направить Ему навстречу в ответ, и по-другому быть никак не может.
Сегодня Крест Господень заносится в алтарь. Но это не значит, что его сила уходит из нашей жизни. Она остаётся с нами, и каждый из нас этой силой может побеждать грех, вдохновляться на подвиги и труды, браться за подвиг, глядя на Того, Кто этот подвиг уже совершил. Господь нам как бы говорит через Крест: «Я уже ваши грехи искупил. Я уже всё за вас сделал. Я уже пролил за вас Кровь для того, чтобы вы имели жизнь вечную. Я открыл для вас двери, вам уже ничего делать не надо. Но если вы хотите за Мной идти, если вы хотите стать Моими учениками и последователями, вам тоже нужно нести свой крест, научиться следовать за Мной».
А несём мы свой крест за Христом только в одном случае — если мы проявляем какие-то усилия для того, чтобы жить по-Божьи, по Его заповедям, если в нашей жизни есть какое-то духовное напряжение. Если мы не трудимся вообще никак, если мы плывём по течению и не предпринимаем никаких усилий для того, чтобы что-то поменять к лучшему, научиться делать что-то доброе, обуздать какие-то свои страсти и грехи, мы не можем тогда сказать, что мы несём свой крест, отверглись себя и следуем за Христом.
А если каждый день нашей жизни есть духовная борьба — с тем злом, которое есть внутри нас самих, борьба за то, чтобы стать лучше, чем мы были вчера, научиться делать то доброе, чего мы ещё не делаем, значит, мы отверглись себя, несём свой крест и следуем за Христом. Это и есть наш ответ на ту любовь, которую Господь показал всем нам.
Дай Бог, чтобы вера наша укреплялась и становилась сильнее, чтобы мы каждый день искали, чем ответить на ту любовь, которую Господь к каждому из нас проявил на Кресте, чтобы сердце наше всегда было наполнено благодарностью Богу за все Его великие и бесконечные благодеяния — и за самое большое, которое Он совершил для всего мира, взойдя на Крест ради нашего спасения, и этой силой побеждали всякое искушение, всякое неверие, всякую злобу и всякий грех!
Поздравляю вас с праздником! Храни вас всех Господь! Сила Честнаго и Животворящего Креста Господня пусть сохранит и укрепит всех вас!