Официальный сайт

18 января 2021 г.

Митрополит Митрофан совершил богослужение навечерия Богоявления в Николаевском архиерейском соборе

Митрополит Митрофан совершил богослужение навечерия Богоявления в Николаевском архиерейском собореВ навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил совершил царские часы, чин изобразительных, великую вечерню с чтением 13 паремий и литургией святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе Горловки. Ему сослужили секретарь епархии, благочинный Николаевского округа в Горловке и настоятель собора протоиерей Владимир Туренко, а также клирики соборного храма.

Богослужебные песнопения исполнял молодёжный хор собора под руководством регента Ксении Весёлой.

На литургии была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы».

По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился протоиерей Евгений Крашенников. Он напомнил об истории праздника Богоявления, а также отметил, что нужно спешить делать добрые дела:

«В евангельском чтении мы слышим слова: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:8). Какие же плоды мы должны принести Богу? Плоды добрых дел, любви и милосердия. Мы должны принести Ему своё усердие в совершении добрых дел и исправлении себя от злых поступков».

По заамвонной молитве митрополит Митрофан совершил чин великого освящения воды. По отпусте перед иконой праздника были пропеты тропарь и кондак Богоявления.

По окончании богослужения владыка обратился ко всем собравшимся с кратким архипастырским словом:

«Праздник Богоявления также называется и днём Просвещения — не только потому что это день, в который мы вспоминаем о том, как мы стали христианами, через таинство Крещения присоединились к Церкви, не только потому что в этот день крестили оглашенных, которые готовились к принятию Крещения наставлениями, постом и молитвой, но ещё и потому что сколько бы мы с вами не прожили лет и какое бы ни было у нас образование, какой бы жизненный опыт мы не приобрели в течение своей жизни, мы все нуждаемся в просвещении от Бога.

Господь приходит к нам, чтобы просветить нас Своим светом. Это просвещение касается сердец тех, кто его ищет, кто в нём нуждается и кто об этом у Бога просит. Каждый из нас, наверное, может о себе сказать, что ему нужно, чтобы его ум просветился, потому что хочется быть умнее. Каждому из нас хочется иметь доброе сердце. Оно тоже нуждается в просвещении Духом Святым, чтобы оттуда были изгнаны злость, гордыня, осуждение, ненависть, зависть, там поселились любовь, милосердие и вера. Каждый из нас нуждается в укреплении веры, потому что мы иногда в ней слабы, и тогда, когда нам нужно её проявить, мы забываем о том, что мы верующие люди.

Дай Бог, чтобы через прикосновение к освящённой воде, через прикосновение к благодати Духа Святаго мы просвещались. Давайте каждое утро принимая крещенскую воду после молитвы, просить, чтобы Господь просветил наш разум, сердце, волю и чувства для делания добрых дел, для спасения своей души и для наследования Царства Небесного!»

Всех прихожан окропили святой водой.

Завтра, 19 января, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершит в кафедральном соборе Горловки Божественную литургию и чин великого освящения воды.

Фото протодиакона Романа Стёпина

Крещение ГосподнеСобытие Крещения Господня описано в Евангелии (Мф. 3:13–17, Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:29–34). Перед выходом на проповедь, явлением миру как Мессии, Господь принимает крещение в Иордане от Иоанна Предтечи. Для чего Господь это делает?

Святой пророк Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния. Тысячи людей входили в воды Иордана, чтобы очиститься от своих грехов. В таком крещении безгрешный Господь не имел нужды. Святитель Афанасий Великий указывает, что Сын Божий вошёл в иорданские воды, «освятив их Своим естеством», чтобы затем верующие Ему могли «обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь» (Афанасий Великий. Epistula ad Epictetum. 1, 34).

В момент крещения Господня произошло исключительное по своему значению явление всех Трёх Лиц Пресвятой Троицы — Отец говорил о Сыне с Небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Сын крестился во Иордане, Дух Святой сходил на Сына в образе голубя. Поэтому с глубокой древности этот праздник назывался Богоявлением.

До IV века Рождество и Крещение праздновались вместе как один праздник явления Христа в мир — Богоявление. К этому дню приурочивали крещение новых христиан. На литургии в дни Рождества и Крещения до сих пор поют крещальное песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (перевод — «Те, которые во Христа крестились, во Христа облеклись»). До наших дней дошли и другие особенности богослужения, которые напоминают о том, что Рождество и Крещение в древности были одним праздником: службы на Рождество и Крещение практически одинаковы, а дни между этими двумя праздниками называются «святками», то есть святыми, праздничными днями.

Уже с IV века возникла традиция совершать праздничное богослужение в полночь и освящать воду в водоёмах. В Палестине в полночь совершался крестный ход из храма в Иерусалиме на Иордан, к предполагаемому месту Крещения Господня, где освящалась вода.

В особой молитве, произносимой лишь в этот день, священник просит, чтобы Господь дал освящаемой воде «благословение Иорданово» и сотворил её «источник нетления». По обычаю, освящённую воду хранят в своём жилище в особом месте возле икон целый год — до следующего Богоявления. Ещё святитель Иоанн Златоуст отмечал особую святость этой воды и её удивительное свойство не портиться со временем. Вода, освящённая в сочельник или в день Крещения, называется великой агиасмой (греч. τα αγίασμα — святыня). Её пьют в исключительных случаях. Даже небольшое количество крещенской воды делает обычную воду святой. После освящения водоёма многие погружаются в него, чтобы освятиться водой, в которую вошёл Сам Господь.

В Русской Церкви из-за крепких морозов для освящения вод в водоёмах прорубают во льду прорубь в виде креста, которую называют иорданью. Но даже сильный мороз не мешает христианам в этот день погружаться в освящённую воду. Рядом с иорданью устанавливают крест, иногда — высеченный из льда.

В некоторых местах сохраняется обычай после водоосвящения пускать в небо белых голубей в память о том, что Дух Святой сошел в день Крещения Спасителя в образе голубя. В Православной Болгарии и Греции есть традиция бросать в водоём деревянный крест. Все желающие окунаются в иордань и ищут его. Выловить крест из иордани считается особым благословением.

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100