26 июня 2022 г.
Викарии Горловской епархии совершили литургии в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших
В Неделю 2 по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в храме святого мученика Виктора Халкидонского города Мирнограда (Димитрова). Ему сослужил клирик храма священник Игорь Ефанов.
После евангельского чтения владыка Спиридон обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором призвал всех обратить внимание на пример, который нам показывают святые угодники Божии:
«Истинная красота нашей Церкви — в глубокой вере и самоотвержении. Русь знаменита тем, что она явила миру тысячи святых угодников Божиих. Они — отражение Христа, образ Божий и пример спасительного действия Святого Духа в простых людях, которые стали избранными. Святые через свою жизнь показывают нам, как нужно слышать зов своей совести, дабы соответствовать своему небесному призванию и достигнуть вечных обителей Христовых».
Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с литиёй в этом же храме.
Фото Владислава Денисова
В этот же день викарий Горловской епархии епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением с проповедью к прихожанам обратился священник Артемий Весёлый. Он призвал каждого христианина заботиться о сохранении православной веры:
«Ни в одной Церкви не было такого множества святых, как в Русской Православной Церкви. Более ста лет назад Православная Церковь возродила праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и воспела: „Земля Русская, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!“ Будем и мы хранить веру православную!»
Накануне владыка совершил в храме всенощное бдение.
Фото Серафима Пирожкова
Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. 1934 г. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры.
Начиная с XVI века в Русской Православной Церкви существовало празднование памяти всех святых новых чудотворцев. Совершалось оно на третий день памяти Крестителя Руси — святого князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря. С течением времени этот праздник был забыт и не вошёл в печатные месяцесловы, а его текст не был издан.
Воссоздать праздник в честь всех святых, в земле Русской просиявших, решили в 1917 году, когда произошли страшные события в нашей стране.
Инициатором воссоздания выступил гениальный историк-востоковед профессор Петроградского университета (ныне СПбГУ) академик Борис Александрович Тураев, сотрудник богослужебного отдела Поместного Собора Православной Церкви 1917-1918 годов.
В своём докладе он отметил: «В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, — представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Дополнение и исправление службы было поручено Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Афанасию (Сахарову) (впоследствии епископу Ковровскому, священноисповеднику). Службу почти полностью переписали, из старой осталось лишь несколько песнопений.
Монахиня Иулиания (Соколова)
Первое издание вышло в 1918 году. Святитель Афанасий (Сахаров) редактировал службу в течение всей своей жизни. Следующее издание вышло в 1946 году. Окончательный текст выпустили в составе Миней, подготовленных патриархией в 1978-1989 годах.
Мария Николаевна Соколова (монахиня Иулиания) начала писать икону «Собор всех святых, в земле Русской просиявших» в 1930-х годах. Святитель Афанасий разработал композицию иконы и в письмах Марии Николаевне давал рекомендации о составлении иконографии.
Перед написанием образа она изучала жития и другие источники. Так был рождён образ, ставший иконописным воплощением службы Всем русским святым. На ней изображены Киев и Москва как два города, ставших основанием Православной Церкви на Руси.
На иконе также изображены три иконы Богородицы, связанные с Русью, — Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. Образ, написанный монахиней Иулианией в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней невозможно было изобразить всех наших святых, которых насчитываются тысячи, — это скорее образ святости, чем буквальное изображение.