07 марта 2022 г.
Викарии епархии совершили великое повечерие с чтением Великого покаянного канона
В первый день Великого поста епископ Добропольский Спиридон совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Викторовском храме города Мирнограда (Димитрова). Ему сослужили клирики храма.
Фото Владислава Денисова
В первый день Великого поста епископ Константиновский Паисий совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили протоиерей Олег Хижняков и клирики соборного храма.
После чтения канона владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором отметил, что преподобный писал этот канон, чтобы расположить душу к покаянию:
«Великий Пост — время особенное, когда человек просто обязан сконцентрировать все силы души, ума и сердца для того, чтобы заглянуть внутрь себя. Чтобы прийти в себя и оглянуться — что меня окружает, что в моём сердце и уме преобладает? Добродетель или грех? Благость или беззаконие? Праведность или тотальная греховность? Человеку в современном мире всё труднее и труднее это сделать, потому что быстрый темп жизни погружает нас во что угодно, но только не в созерцание, и мы просто забываем уже о том, что нужно подумать и о своей душе».
Фото Серафима Пирожкова
Покаянный канон преподобного Андрея Критского назван Великим как по множеству заключённых в нём мыслей и воспоминаний, так и по количеству содержащихся в нём тропарей — около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.
Преподобный Андрей, архиепископ Критский, написал тропари этого канона не ранее 713 года. Автор переплетает библейские образы с исповеданием грехов и покаянием. События священной истории становятся неотделимыми от событий жизни молящихся, действие Бога в человеческой истории — от дел, касающихся нас и нашего спасения, грехи и измены всего человечества находят отражение в каждой конкретной жизни.
Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди.