19 августа 2022 г.
Викарии епархии совершили богослужения в праздник Преображения Господня
В праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа епископ Константиновский Паисий, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в Преображенском храме посёлка Былбасовка, отметившем престольное торжество. Ему сослужил настоятель храма протоиерей Димитрий Пирожков.
По заамвонной молитве епископ Паисий совершил освящение плодов нового урожая.
По окончании Божественной литургии епископ Паисий поздравил прихожан с престольным днём и призвал каждого бороться со своей внутренней тьмой:
«Свет, которым воссиял Христос перед апостолами за сорок дней до Своей смерти, показал в Нём Божество, чтобы они поняли: когда Христос будет распят, погребён и душа Его сойдёт в глубины тьмы адовой, то сойдёт она не для того, чтобы там пребывать, а чтобы просветить своим Светом ту древнюю и, казалось бы, непроходимую тьму. Сегодня Сын Божий обращается и к каждому из нас, как обращался к Своим апостолам, говоря им восстать и не бояться. Восстать от своей внутренней тьмы — старых обид, грехов, злобы и пороков. Примите свет в свою душу и не бойтесь, потому что этим светом Он выведет нас из любой тьмы!»
Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с литиёй в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.
Фото Серафима Пирожкова и Георгия Дудника
В этот же день архиепископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершил Божественную литургию в Викторовском храме Мирнограда (Димитрова). Ему сослужили клирики храма.
За богослужением была вознесена молитва о мире.
После чтения Святого Евангелия владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Господь указывает путь преображения нашей жизни. Он хочет, чтобы мы приблизились к людям и поделились с ними любовью Христовой, Его славой и стали убеждёнными свидетелями Его любви и близости к нам. Для нас неприемлем путь, предложенный на горе Фавор святым апостолом Петром — сохранить радость общения с Богом только для себя. После молитвенного созерцания славы Сына Божьего сойдём с горы Преображения, чтобы жить с людьми, быть им по-настоящему ближними и раскрывать им тайну спасения и обновления жизни».
По заамвонной молитве епископ Спиридон совершил освящение плодов нового урожая.
Накануне вечером владыка совершил всенощное бдение с литиёй в этом же храме.
Фото Владислава Денисова
О Преображении Господнем рассказывают три евангелиста (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:27–36). Незадолго до Своих крестных страданий Господь, желая укрепить учеников и показать, что Он — Бог, принимающий страдания добровольно для спасения людей, возвёл Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору Фавор и преобразился перед ними, явив славу Своего Божества. Рядом с Ним явились пророки Илия и Моисей — одни из немногих людей, которые прежде воскресения Христова были взяты на Небо. Чтобы ученики, увидев вскоре страдающего Христа, не боялись, Господь, находясь в славе Своего Божества, беседовал с Илией и Моисеем о Своих крестных страданиях.
Лишь трое из учеников Христовых имели достаточную веру, чтобы вынести созерцание Божественного Света. Пребывание с Господом в лучах Его славы сообщило им такую радость, что они не помнили себя и не осознавали, что говорят. Пётр, находясь в таком состоянии, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Вместе с тем, по причине греховности человеческой природы они также испытывали и страх в момент близости Бога.
Во время Преображения апостолы услышали голос Бога Отца с Небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Через послушание Христу каждый христианин призван стать причастником Фаворского Света.
Исторически событие Преображения произошло за 40 дней до страданий Спасителя. Однако это время всегда приходится на дни Великого Поста. Поэтому праздник отмечается за сорок дней до другого воспоминания Христовых страданий — дня Воздвижения Животворящего Креста Господня, и выпадает на 19 августа.
В праздник Преображения Господня богослужение совершается в белых облачениях. Они символизируют нетварный Божественный Свет, явленный на Фаворе.
Существует традиция в этот день приносить в храм виноград и другие плоды и освящать их, так как издавна у крестьян в это время отмечался праздник нового урожая. Они стремились принести первые плоды в храм — как дар Богу в благодарность за новый урожай. Подобный обычай существовал и в Ветхозаветной Церкви. Благодаря празднику Преображения освящение плодов приобрело новый смысл: оно стало восприниматься как прообраз будущего преображения мира Христом.
На Востоке в храм приносились виноград и пшеница, которые затем в течение года использовались для совершения Евхаристии. На Руси, где раньше не рос виноград, вместо него освящали яблоки. К сожалению, сегодня обычай приносить первые плоды в дар Богу почти утратился, но сохранилась традиция освящать яблоки, виноград, злаки.