Екатерина Щербакова
Проповедь: чего не может позволить себе священник?
В наше время быть услышанным непросто. За внимание людей борется множество голосов, и зачастую побеждает самый громкий и беспринципный. Как проповедовать современному священнику? На какие меры в попытке достучаться до паствы идти нельзя? Спросили у духовенства нашей епархии.
Недопустимо вводить людей в соблазн
Протоиерей Андрей Чичеринда, благочинный Николаевского округа Константиновки:
Думаю, священник не должен давать пастве повод обсуждать его. Недопустимо вводить людей в соблазн. Проповедь должна быть безупречной. Можно говорить эмоционально, рассматривать какие-то непростые темы, но после проповеди у слушающих не должно возникать вопроса, плохо это было или хорошо. Нужно сделать всё, чтобы получилось хорошо.
Если священник повёл себя неправильно, погорячился или обидел кого-то, он должен попросить прощения. Множество священников, которые согрешили — причём не в храме, а в повседневной жизни — каялись, открыто признавали свою вину перед паствой. Были случаи, когда им после этого приходилось уйти, но нередко люди их прощали. В любом случае, нужно однозначно находить в себе силы и просить прощения у прихожан. Если делать это каждую проповедь, будет вообще замечательно.
Жёсткость порой допустима, но только в личной беседе, не с амвона. Священник должен быть примером, образцом для тех, кто пришёл в храм и смотрит на него — какими они уйдут, если батюшка будет вести себя недостойно? Да, доходчиво доносить какие-то вещи в личной беседе порой приходится. Однако всегда нужно учитывать, с кем вы разговариваете, и если решили говорить резче обычного — давать себе отчёт, насколько оправдан такой подход.
Очень тонкий вопрос сейчас — это политика. Думаю, эти вопросы не нужно затрагивать в проповеди. Люди приходят в храм помолиться, прикоснуться к благодати, обрести душевный покой. Если священник начнёт высказывать свои политические убеждения, это может привести к конфликту. Именно потому я с амвона на политические темы не говорю. Нам важно призывать к миру, особенно в нынешнее непростое время.
Если человек не умеет говорить деликатно, лучше не говорить вообще
Священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Доброполье:
Для меня проповедь всегда была чем-то очень творческим. Слышал такую мысль, что если священник долго готовит проповедь, учит её и спустя время выходит с ней к прихожанам, то он даёт им не огонь, а остывший пепел. Священник должен делиться тем, что у него болит, что волнует. Проповедь должна не давать человеку ответы на очевидные вопросы, а подводить к вопросам, о которых он никогда, возможно, и не задумывался.
Конечно же, со стороны священника недопустимы хамство и пренебрежительное отношение к людям. Когда святитель Иоанн Златоуст писал о супружеских отношениях, он отмечал: если человек не умеет об этом говорить деликатно, то лучше ему вообще на эту тему не говорить. Думаю, этот принцип можно распространить на всё, о чём говорят в храме.
Амвон — это место, с которого мы должны говорить о любви. Бог есть любовь. Как свидетельствовать о Христе без любви? Люди приходят в храм не для того, чтобы услышать о том, что они грешники. Архимандрит Андрей (Конанос) говорит, что люди в храме хотят услышать о том, что они кому-то нужны.
Мы порой относимся с раздражением к тем, кто приходит в храм и хочет от нас чего-то. У меня недавно был случай: в храм пришёл сильно пьющий человек. Он хотел, чтобы его отвезли в больницу. Договорились, но он не пришёл в назначенное время, мы увиделись спустя неделю. Он стал просить денег на хлеб, от продуктов отказался, хотел именно денег. Спустя время выяснилось, что ему уже давали деньги на лечение, но он их пропил. Сначала я был раздосадован, что он пришёл к нам. А потом подумал: люди знают, что есть одно место на земле, где их примут — это храм. Меня отрезвила эта мысль. В итоге я решил: хочет вылечиться — поможем. Захочет работать — найдём работу. Если человек действительно этого хочет, если он переосмыслил свою жизнь — мы поддержим его. Священник должен не только говорить о любви, но и творить дела любви.
Недопустимо проявлять пренебрежительное отношение к людям, которые, как нам кажется, далеки от Христа. Господь говорит, что блудницы, мытари и грешники первыми наследуют Царствие Небесное. Мы не можем знать, кто стоит ближе ко Христу. Христиане не должны навешивать на кого бы то ни было ярлыки. Люди приходят в храм за советом и ждут, что их по голове погладят, скажут: «Всё нормально, брат! Давай с тобой помолимся и постараемся преодолеть твою проблему». Православные христиане, тем более священники — последние, кто может кричать на человека и говорить, что он греховодник. Они должны поддерживать ближнего и видеть в нём лучшее.
Я недавно смотрел интервью митрополита Илариона (Алфеева), в котором он сказал: «Мне бывает грустно и обидно слышать истории — я слышу их постоянно — от людей, которые приходили в Церковь и сталкивались с грубостью, непониманием. Это наша болезнь, это наша беда. И я от лица священнослужителей прошу прощения у всех людей, которые когда-либо столкнулись с грубостью, или хамством, или каким-то отторжением. И я прошу всех этих людей забыть о своём горьком опыте и снова прийти в Церковь, потому что в Церкви есть что-то, что гораздо важнее, чем внешние неприятные моменты, с которыми мы все, к сожалению, сталкиваемся». Это очень важные слова. Все мы можем ошибиться, устать, но недопустимо, чтобы священник оскорблял кого-то или превозносился. Мы должны помнить, что мы все — братья и сёстры. В каждом человеке надо прежде всего видеть Христа.
Важно душевное устроение того, кто обращается к людям
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново:
Священник проповедующий — это образ Христа проповедующего. Христос заповедовал: «Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20), а также: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). Апостол Павел писал: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).
Священник должен говорить об истине Христовой веры, о любви Бога к Своему созданию, о Его воплощении, страдании, Воскресении. Проповедовать Христа Распятого, Который для одних — соблазн, для других — безумие, а для третьих — Сила Божия. Надо говорить не то, что хочет слышать человек, а то, что необходимо для его спасения.
Как говорить? — так, как говорил Христос. Он пришёл не обличать мир, а спасать его. Каждое Его слово было наполнено любовью, болью и состраданием к Его созданию. Так же и каждое слово священника должно быть напитано любовью к человеку, состраданием к его грехам, желанием ему помочь. Очень опасно выходить за эти рамки, пытаться какими-то другими средствами человека поставить на путь исправления — не любовью, а обличительными словами, которые ранят его. Мы призваны лечить душу, наши слова должны быть бальзамом для этой души. Именно потому очень важно душевное устроение того, кто обращается к людям.
Каждый священник ещё из семинарского курса знает, что материал, который он прежде всего должен усвоить и передавать людям — это Священное Писание, Священное Предание, жития святых, учение святых отцов. Тот опыт, что накоплен нашей Церковью и служит для духовного роста каждого человека. Исходя из этого, а не собственного видения, проповедует священнослужитель.
Есть мнение, что Христос обличал грешников, значит, и в проповеди это допустимо. Что сказать… Иногда приходится слышать от юного поколения: «В жизни надо испытать всё!» — при этом молодые люди почему-то имеют в виду какие-то красивые формы испытаний. Никто не хочет испытать себя, поработав в детском доме волонтёром или ухаживая за больным. Если люди хотят сравнить себя со Христом — что ж, пусть повисят на кресте, простят обиды, полюбят людей, как Он. Тогда, возможно, и обличать начнут иначе, а то и вообще перестанут это делать. Слова Христа были полны любви и боли о человеке. Мы не можем наполнить свои слова такой любовью и болью, потому что наши сердца и души не готовы к этому. Его слова врачевали людей, а наши только наносят ещё большие раны.
Нам нужно быть похожими на Христа. По чему узнают, что мы Его ученики? Не по тому, что обличаем, а по тому, что любим друг друга. А любовь «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13:4-5)… Будем же учиться этому.
Нельзя грубить людям
Протоиерей Александр Александров, настоятель храма святой Марии Магдалины в Горловке:
Я считаю, что нельзя грубить людям, это очевидно. Господь нас учил другому. Есть социум, в котором мы живём, в этом социуме есть свои рамки. Например, у нас не принято к старшему, незнакомому или стоящему выше по званию человеку обращаться на «ты». Возможно, не везде так. Я знаю, что в некоторых странах нет такой формы обращения, как «вы», однако в нашем регионе свои традиции. Значит, на проповеди «тыкать» человеку — это некультурно. Священник, позволяющий себе это, не произведёт на слушателей приятного впечатления, если это образованные люди. Если слушатели необразованные, то тем более нужно приучать их к чему-то высокому.
Наша задача — не опускаться до уровня неумных людей, но, наоборот, неумных делать умными. В этом случае мы говорим уже не столько о проповеди, сколько о присутствующем в ней воспитательном аспекте. Так что мы, прежде всего, должны избегать того, что в нашей местности считается грубостью — даже если это нам кажется сиюминутно выгодным. Нужно соблюдать границы приличия. Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Господь поступал так же: соблюдал обычаи еврейского народа. Прежде чем учить новому, надо было обращаться к людям на понятном им языке. Так же надо вести себя и нам.