Протоиерей Константин Лисняк
Преполовение Пятидесятницы — что это за праздник?
Настало Преполовение Пятидесятницы. Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, объясняет, что именно мы празднуем в этот день.
Само слово «преполовение» для большинства людей непонятно. Нам слышится в нём «половина», и это верно: Преполовение — день, когда мы празднуем половину пути между Пасхой и Пятидесятницей (Троицей). У нас был уже подобный день в Великий пост — Преполовение Четыредесятницы, на Крестопоклонной неделе. Она празднуется, когда пройдена половина поста. В храмах в этот день выносят в центр Крест — для укрепления душевных и телесных сил, как посох, который поможет верующим дойти до конца начатого пути и достойно встретить Пасху. Сейчас мы прошли половину пути от праздника Пасхи до дня рождения Церкви, которая нас воспитывает, наставляет, взращивает и напоминает, к чему мы приближаемся, что именно нас ждёт впереди, в какой точке церковной системы координат мы находимся.
Любопытно, что и в Ветхом, и в Новом Завете есть своя Пасха и Пятидесятница. Евангелие от Иоанна, 7-ю главу которого читают в праздник Преполовения, напоминает нам о том, что в этот день Господь пришёл в храм и учил, явив Себя в открытом диалоге с людьми. Тот день тоже был преполовением — серединой между воспоминанием о выходе иудейского народа из египетского плена и получением им ветхозаветных заповедей Моисеевых, что вспоминалось с большим почтением и торжеством.
Сегодня Церковь предлагает задуматься о том, что мы приближаемся к великому празднику. Надо подготовиться к нему, настроиться, привести себя в порядок. В этот период мы не читаем молитву «Царю Небесный», не кладём земные поклоны — для остроты восприятия и полноты ощущения этих дней. Другая форма молитвы, некоторое разнообразие в строе богослужения помогают нам несколько иначе воспринимать их. На пути к Пятидесятнице будут праздники отдания Пасхи и Вознесения, после которых нас ждёт некоторая молитвенная тишина, благоговейное молчание. «Царю Небесный» ещё не читается, а «Христос воскресе» уже не поётся: после возгласа священника мы начинаем молиться со «Святый Боже». И в день Пятидесятницы, когда все верующие поют «Царю Небесный» — это что-то совершенно замечательное, и я не знаю, у кого мурашки по спине не бегут по коже в эти минуты! Такие моменты очень важны для остроты переживания праздника.
В день Преполовения Пятидесятницы Церковь предлагает нам обратить внимание на своё внутреннее духовное состояние. Ко причастию мы готовимся не для того, чтобы удовлетворённо сказать духовнику «я всё вычитал», но читаем молитвы, чтобы правильно настроить свой духовный камертон, мысли и чувства, смириться перед Богом. Покаянная борьба с грехом привлекает благодать Божию. И, конечно же, мы готовимся к празднику, когда Господь послал Святого Духа на апостолов, через которых основал святую Церковь на земле. Безусловно, мы тоже хотим получить благодать Божию, просим её и подготавливаем себя. Как? — не какими-то особыми подвигами, чтобы потом требовать почтения или признания, а глубоким смирением, осознанием своей греховности, покаянием и борьбой со грехом. Так мы приближаемся к Богу, а значит, получаем Его благодать.
Апостол Иоанн Богослов так повествует о событии, вспоминаемом нами: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:37-39). В этот день положено совершать освящение воды в воспоминание об этих словах. Как понимать их? Что значит «из чрева потекут реки воды живой»? Они значат, что через христиан будет действовать благодать Святого Духа. В той же главе вспоминается спор между фарисеями о том, кто такой Христос, откуда Он пришёл. Апостол Иоанн в очередной раз нам напоминает, Кто есть наш Спаситель. В этом рассказе красной нитью проходит трагический мотив Евангелия об абсолютном непонимании людьми Спасителя, неприятии Его.
Преполовение — напоминание о том, что празднование Пасхи — это хорошо, но впереди Пятидесятница, и надо быть внимательными. К этому времени Великий пост прошёл, торжество и острое переживание Пасхи позади, человек расслабляется. Преполовение помогает нам встряхнуться, мобилизоваться, настроить себя на дальнейший путь. Пасха прошла, что дальше? На этот вопрос хорошо ответил один священник: дальше среда и пятница — как Великий пост, и воскресенье — как малая Пасха. То, что мы приобрели в Четыредесятницу, надо сохранить и приумножить. Навык воздержания, внутренняя сосредоточенность на духовной жизни, внимательная молитва и радость переживания Пасхи — вот что нам нужно дальше.
Так что держим руку на пульсе церковной жизни, изучаем Священное Писание, готовимся к службам. Это очень просто: берём и читаем евангельский текст, вникаем в смысл, разбираемся в содержании. Обязательно обращайте внимание на тропарь, кондак и величание к праздникам — это квинтэссенция, выжимка, смысловая концентрация того, что Церковь в этот день вспоминает.
Тропарь Преполовения:
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.
На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напой водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!
Кондак Преполовения:
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси Источник жизни нашея.
На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!»
Записала Екатерина Щербакова