Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Правда и мифы о Крещении Руси

Крещение РусиГоворил ли князь «кто не будет креститься, тот мне не друг»? Пытались ли новгородцев насильно обратить в христианство? Для чего князь Владимир пошёл войной на Корсунь, в котором пришёл к вере? Было ли возможно крещение всего народа за один день — без предварительной подготовки к таинству, и погубило ли это высокоразвитую языческую цивилизацию? В загадках истории разбираемся вместе с благочинным Соледарского округа, настоятелем Преображенского храма Соледара протоиереем Константином Лисняком.

 

«Кто не со мной, тот против меня»?

Как правило, аргументы в пользу насильственного крещения Руси не выдерживают никакой критики. Что князь мог себе позволить пойти против воли народа — такого просто не могло быть. Такая точка зрения — глумление над памятью наших предков. Их представляют безвольными рабами, которым как сказал князь, так они и должны были сделать. Если супруга княгини Ольги, князя Игоря, древляне убили только за то, что он хотел второй раз собрать дань или повысить налоги, то представьте себе реакцию славян, когда князь сказал бы: всё, меняем религию. Это была бы война на религиозной почве.

Давайте вспомним святую равноапостольную княгиню Ольгу, память которой отмечалась четыре дня назад. Как она себя вела до крещения — жестоко мстила древлянам, и какой она стала, приняв христианство. Насколько выдающейся была эта личность в историческом плане, что её крестил сам патриарх Константинопольский, а преемником стал император Византии Константин Багрянородный!

Ещё до неё и за 128 лет до официальной даты крещения Киевской Руси, в 860 году, крещение принимают князья Аскольд и Дир. До миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, начиная с VII века, христианство проникает на Русь через Прибалтику благодаря ирландским миссионерам. Именно они впоследствии крестили последних представителей язычества — скандинавов. В VIII веке Христова вера активно распространяется на Руси через чешские земли. Ещё до крещения Руси наша земля официально стала епархией Восточной Православной Церкви. Сюда приезжали и здесь трудились греческие проповедники. Есть и предание о том, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал на наших землях в самом начале христианства. Поэтому теория о крещении «огнём и мечом» несостоятельна. Это и не про славян — с ними бы такое было невозможно.

 

Непокорные новгородцы

В сети можно встретить информацию о том, что якобы в Новгороде Добрыня насильно крестил народ. На самом же деле воеводы Добрыня и Путята пришли в Новгород Великий, чтобы подавить восстание и навести порядок в городе. Они не были священниками. Это был период объединения славянских племён под началом князя Владимира.

Вспыхнул политический конфликт: новгородцы не желали покоряться Киеву. Для того чтобы восстание поддержали народные массы, новгородские власти преподнесли его как борьбу за родные традиции наших предков-язычников и против «иноземного» христианства (князь Владимир на тот момент уже принял крещение). Из истории мы знаем, что новгородцы отличались непокорностью властям. Даже Александр Невский был вынужден уходить из города, когда его поставили новгородским князем. Никакого насильственного крещения в Новгороде не было. Была просто борьба за власть.

Если бы какие-то случаи принуждения к вере были в ту эпоху, о них бы уже было известно из берестяных грамот, которые обнаружили достаточно поздно, во второй половине ХХ века. Это около тысячи памятников славянской письменности христианского периода Киевской Руси, подлинность которых не вызывает сомнений: письма, частная переписка простых людей. В них нет ни одного упоминания, что, вот, опрокинули идола Перуна или Даждьбога — ни слова. О языческих богах уже совсем не говорили в то время: все авторы переписки были христианами.

 

Огнём и мечом

Как князь Владимир пришёл к крещению? Это отражено в известном сказании о выборе веры. К нему приходили послы из Хазарского каганата (иудеи), из западных европейских стран. Он беседовал с Греком Философом, который изложил ему историю от Адама до Христа и от Христа до правления самого князя Владимира. Его это заинтересовало, и князь предпринял вполне логичный с точки зрения языческого воина шаг: он пошёл на Корсунь, окружил его своими войсками, занял этот город, и когда жившие там греки спросили: «Чего ты хочешь от нас?», ответил им: «Хочу креститься, и жену хочу христианскую».

Греки выполнили требования князя. Бедная греческая царевна Анна шла за князя Владимира как в плен… Князь Владимир был настоящим язычником. Он взял себе новую веру как священный трофей — чтобы никакой грек потом не сказал: «мы пришли и крестили этих варваров-славян». Огнём и мечом он завоевал веру для себя. Языческая аксиома: моя земля — только та, которую я завоевал.

Потом уже, после крещения, он стал совсем другим человеком. Он обрёл веру в Единого Истинного Бога, прозрел духовно. В летописях и былинах народ называл его «Красно Солнышко». Если бы князь Владимир был деспотом, насильственно насаждавшим свои законы и религию, вряд ли народная память сохранила бы такое его именование, вряд ли о нём бы вспоминали с такой любовью. В выборе веры народом высокий авторитет князя сыграл не последнюю роль.

 

Десятинная церковь в Киеве

Десятинная церковь в Киеве, построенная князем Владимиром. Реконструкция

Крещение… без оглашения?

Подробно представить и описать, как всё происходило в Киеве в далёком Х веке, невозможно. Можно предположить, что в ту пору не было длительных огласительных бесед, изучения Священного Писания, заповедей, Символа веры, молитв, продолжительной подготовки к таинству. Духовные школы появились уже потом. Многие храмы также были построены при князе Владимире.

Позже возникла и высшая духовная школа — прототип будущих университетов, аналогов которой не было даже на западе. К моменту Крещения Руси таинство предваряли лишь краткий призыв: «Кто мне друг, тот вместе со мной иди, крестись и принимай веру» и многолетняя проповедь христианских миссионеров, а совершалось оно в Днепре.

 

Вера, которая сохранила славян как народ

Ещё до крещения князь Владимир, задумав объединить славян, выступил реформатором языческой веры. Он собрал в Киеве всех жрецов и сделал там пантеон богов, чтобы объединить племена. Однако жрецы потребовали человеческую жертву. Жребий пал на сына варяга Феодора — Иоанна. Оба они были христианами. Феодор выступил перед язычниками и сказал: «Если мой сын нужен вашим богам, пусть они сами придут и возьмут его. Вы носите своих богов на руках, так как они не могут сами ходить, а мой Бог сотворил небо и землю и всё, что на них».

Во всеуслышание в Киеве прозвучала проповедь христианства. Язычники разрушили сваи дома варягов, и те погибли. Это было в 983 году, всего за пять лет до Крещения Руси. Такие эпизоды постепенно приводили князя к пониманию, что христианство лучше язычества, и многобожие не сможет стать надёжным фундаментом для развития государственности.

Князь Владимир мечтал о единстве славян, язычество же способствовало взаимной ненависти, разъединению и усобицам. Наглость, подлость, хитрость, коварство, бесконечные войны — вот что порождало язычество. Христова вера привлекала князя нравственными идеалами, она объединяла. На основе христианских ценностей можно было создать крепкое государство. Князь Владимир, будучи мудрым человеком, это понимал.

Исторически это всё созревало на протяжении столетий. Крещение Руси — апофеоз трудов христианских проповедников. Конечно, не все стали христианами, оставались язычники, которые придерживались своих традиций, но всё же большинство людей вслед за князем Владимиром потянулись к религии, которая несла добро, чистоту, святость, целомудрие, истину.

 

Крещение — гибель высокоразвитой цивилизации или её приход?

Истина, как всегда, где-то посередине. Даже о самых элементарных бытовых моментах жизни древних славян у нас зачастую ложные стереотипы. Есть такой проект: «Учёные против мифов. Славяне раннего средневековья». Исследователь Павел Сапожников реконструировал быт наших предков и прожил семь месяцев в построенном им самим пятистенном срубе, используя глиняную посуду и развенчивая мифы о жизни славян.

Неоязычники изображают славян как исключительно просвещённый народ, носитель высокоразвитой цивилизации и глубоких познаний. Откуда они это знают? Большинство источников, на которые они опираются, — сфальсифицированы и были написаны в XIX или даже XX веке.

Если делать выводы на основании достоверных источников информации — тех же летописей, берестяных грамот, западных памятников письменности, упоминающих славян, — станет понятно, что образование на Русь приходило постепенно. Нравственность, уклад жизни под влиянием христианства тоже менялись очень медленно. Человеку вообще очень тяжело меняться в лучшую сторону. Как пишет апостол Павел, знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7:18-19).

Изменения на Руси, связанные с приходом христианства, происходили на протяжении столетий. В итоге это удивительные метаморфозы, которые произошли с нашим некогда языческим народом. Глядя на них, становится понятно, что не вдруг, не внезапно и не насильственно пришло к нам христианство. С любовью принятое, оно принесло плоды, которые мы видим сегодня, спустя столетия.

Записала Мария Цырлина

Цитата дня

«

Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо, что любим, о том и радуемся.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100