Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Александр Хворост

Что такое святость?

Путь к святостиПочему свят Бог, нам обычно понятно. А вот почему свята Церковь, если её наполняют самые обычные люди? И почему святыми называют людей, которые сами себя считали грешниками? Вообще, святость — это для избранных или для всех? Что нужно, чтобы стать святым? Разбираемся в вопросе вместе с протоиереем Александром Хворостом, настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

 

Святость Бога

Святость — это одно из фундаментальных свойств Божиих. Оно предполагает отсутствие греха или зла. Нет зла — значит, есть святость. Святость и добро — это синонимичные понятия, поскольку святость рождает добро. Зло не предвечно, то есть его не было изначально. Оно — не самобытная субстанция, явление, процесс или личность. Бог никакого зла не сотворил, оно не имеет в себе самом смысла, оно разрушает благое, святое, доброе. Теории, что зло и добро — это первичные понятия, между ними происходит вечная борьба и на грани этой борьбы существуют мир и человек, однозначно неверны. Преподобный Иоаннн Дамаскин ещё в VIII веке, в труде «Точное изложение православной веры», пишет: тот, кто утверждает, что Бог сотворил какое-либо зло, да будет проклят.

Святость присуща не только Богу. Мы называем святыми Церковь и святых. По какой причине? Давайте разбираться.

 

Святость Церкви

Почему свята Церковь? В неё ходят простые, немощные, грешные люди, разве можно назвать её святой? Дело в том, что Церковь свята действием Божиим. Она — учреждение Божие. Господь наш Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Он создал её, родил в день Пятидесятницы через сошествие Святого Духа на апостолов. Она свята присутствием и действием Духа Святого, третьего Лица Пресвятой Троицы. Она освящает грешных, немощных людей, которые приходят в неё. То есть она свята не святостью людей, но становится святой действием Святого Духа.

 

Святость Пресвятой Богородицы

Наивысшей святости человечество достигло в лице Божией Матери. Церковь почитает Её как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», то есть выше самых совершенных ангельских чинов. Согласно православному учению о Божией Матери, Она была избрана на служение, Её личность стала результатом стремления к святости сотен поколений израильского народа. Пречистая Дева Мария была особо очищена действием Святого Духа в день Благовещения, когда добровольно согласилась на то, чтобы через Неё воплотился Сын Божий. Святой Дух сходил на Неё потом ещё раз — в день Пятидесятницы. Она была избранной, что не умаляет, однако, Её особенных личных качеств. Она была святой, а Господь эту святость преумножил.

 

Святость человека

У нас в Церкви особое отношение к святым: мы почитаем их, молимся им. Святой человек — это тот, кто существенно приблизился к Богу, пребывает во Христе. Тот, кто стремился к этому, приложил усилия, живёт верой в Бога, исполнением Его заповедей, таинствами. Ещё святой Серафим Саровский говорил, что надо стяжать благодать Святого Духа, которая освящает человека. Её надо принять и сохранить. Святым можно назвать человека, который научился принимать благодать Божию (через молитву, аскезу, таинства, добрые дела), сохранять её, пребывать в этом состоянии. Но он не безгрешен, в нём есть грех и следствия греха — как часть человеческой природы. Мы не можем полностью отделить от нашей природы грех. Однако в святом человеке действие греха остановлено и купировано. Величайшие подвижники называли себя очень грешными людьми не потому, что впадали в какие-то крайности — это было не свойственно им, — но грех в них был, они его видели, осознавали, хотя жили свято и стремились к святости (или были святыми по факту уже во время земной жизни).

Христос, Церковь и святые апостолы призывают нас к святости. Благодаря им мы видим, что святость достижима, она реальна. Каждый может достичь своей меры святости. Что это значит? Все люди разные. Человек вместит столько благодати Божией, сколько сможет. Это будет его радость и счастье.

Как стать святым? Прежде всего, этого надо захотеть. К святости надо стремиться, прилагать усилия. Господь поможет на этом пути. Если человек будет стремиться к Богу, Бог пойдёт навстречу.

 

Повседневная святость

Всякий человек, старающийся жить по совести, самоотверженно служить ближним, жертвовать собой, тоже может в определённой мере считаться святым. Разве не свят хирург, делающий многочасовую операцию ради спасения жизни чужого человека? А пожарный, рискующий жизнью ради потерпевших? А ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС? Как не вспомнить в этой связи и военных санитаров, вытаскивающих с поля боя раненых бойцов, и полицейских, обезоруживающих преступников, и священников, много часов подряд служащих в храме, и многих, многих других! Конечно, очень важно, чтобы это служение сочетался с верой в нашего Господа, потому что без веры в Него и Его искупительную Жертву никаких человеческих трудов не хватит для достижения святости. Сын Божий пришёл не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить людям и жизнь отдать за спасение многих. Поэтому каждый, кто старается жертвенно служить ближним, приближается к Нему.

 

Как не перемолиться и не сломаться?

На пути к святости главное — найти свою меру. Конечно же, в этом верующему может помочь опытный священник. Я считаю, что надо консультироваться с людьми, которые разбираются в интересующем вопросе лучше вас, для кого это — дело каждого дня. Возможно, какого-то особого духовного руководства вы не получите, но выслушать точку зрения опытного священника будет полезно. Сейчас море информации, которую можно получить самыми разными способами: в интернете, в книгах и статьях. Но жизнь — это живой процесс, и если мы хотим жить свято и стремимся к этому, то Господь пошлёт человека, который поможет на этом пути, подскажет, осветит важные моменты. Так случается очень часто.

В жизни надо идти царским путём, то есть во всём находить золотую середину. Современный человек, живущий в миру, среди стрессов и городской суеты, не должен брать на себя непосильные подвиги, о которых прочитал в каком-то древнем патерике. Эти патерики были написаны во времена, когда люди жили совершенно иначе: и народ был другой, и условия. Современный человек если хочет поститься — пусть постится умеренно, чтобы не подорвать своё здоровье. Пусть возьмёт на себя ту норму, которую Церковь благословляет. То же касается и молитвы. Главное — читать Евангелие, молиться утром и вечером, до и после еды, благодарить Бога. Можно ещё Псалтырь читать. Кто хочет больше — пусть посоветуется со священником. А вот молиться ночи напролёт не стоит — это может плохо закончиться. Человеку надо спать 7-8 часов в сутки. В древности, к слову, молодым подвижникам тоже не благословляли много молиться и поститься, чтобы они не надорвались непосильной ношей. Во всём нужна мера.

Святость требует усилия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Усилия надо прилагать, но начинать надо с малого. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10). С малого начинается всё большое. Дальше Господь поможет, укрепит человека, даст ему силы. С малого начинается большая вера и путь к святости.

Святость — это состояние, когда человек научился по-настоящему любить. Любить Бога. Любить человека — как самого себя. Через добрые дела, любовь и благочестивую христианскую жизнь все мы можем достичь святости и Царствия Небесного.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Дорожи временем — оно невозвратно.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100