Мария Цырлина
Петропавловский собор Лимана в прошлом, настоящем и надежде на будущее
Фото В. Петрович
История одного из старейших храмов нашего края началась вместе с городом. Старинный деревянный храм стоял на берегу озера Лиман и отражался в его водах. К храму и стоявшему рядом с ним колодцу с чистой водой приходили отовсюду. Сегодня вместо храма — пожарище, вместо озера — растрескавшаяся земля. Забросан камнями колодец, теперь из него нельзя испить воды. Жители Лимана верят, что смогут возродить погибший храм. Ведь иначе в камень превратятся человеческие сердца, а источники воды живой пересохнут в душах. Мы решили вспомнить, каким был Петропавловский собор Лимана, и узнать, что на его месте будет вскоре.
Казацкая крепость
Лиман получил своё название от озера, вблизи которого раскинулся — оно было образовано разливом Северского Донца. На самом деле слобод с таким названием было основано несколько. Второй Лиман — вблизи города Старобельска. Сегодня там находится село Лиман — тоже на берегу озера, образованного Северским Донцом, но только подземным его течением. Был ещё Лиман вблизи города Харькова.
Такие слободы создавались как казацкие военные поселения, которые должны были оборонять наши земли от татар с юга. Главная крепость находилась на территории нынешнего села Маяки. В Лимане селились казаки, нёсшие службу в Маяцкой крепости. Караульные зажигали на её высотах огни-маяки в случае приближения опасности, отсюда и название.
В слободах вблизи Славянска и Старобельска изначально были основаны деревянные Петропавловские церкви, из-за этого эти поселения иногда путают. Даже была ошибка в вычислении даты основания слобод из-за этого. Лиман, расположенный в Донецкой области, появился примерно на сто лет позже того, что в Луганской, — в 1700-х годах. Под Старобельском Петропавловская церковь существовала недолго, после её обветшания там появился Успенский храм.
В Лимане, о котором пойдёт дальше речь, будущем городе Донецкой области, вблизи обветшавшей церкви на расстоянии примерно 800 метров был построен новый храм также в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. На месте прежнего алтаря установили часовню, чтобы это место и впредь никем не попиралось.
Часовня на месте первого Петропавловского храма
Колокола для храма казаки привезли с собой
Краевед Людмила Клименко в статье «Петропавловскому храму — 170 лет» отмечает, что долгое время место, где располагалась часовня (по-украински «капличка») было центром Лимана — площадью Капличной. Располагалась она на пересечении улиц Петропавловской и Слобожанской. Рядом с часовней был глубокий колодец, из которого брали воду для освящения, а над ним росла огромная шелковица, дававшая тень всем усталым путникам и прихожанам храма, собиравшимся по воскресеньям и в дни больших праздников.
Первыми прихожанами церкви были казаки Изюмского полка и их семьи — выходцы в основном из Левобережной Украины. Говорят, что церковную утварь и колокола для храма они привезли с собой из покинутых мест зимовки. Участвовать в строительстве церкви Божией казаки считали за честь. В церковной жизни они также принимали активное участие.
В документах той эпохи даже имеется необычная запись: «Новозаселенная войсковая слобода Лиман при новостроящемся Петропавловском храме. При храме поцерковной земли и сенных покосов нет. Приходских дворов 118, от которых впредь священники и причетники пропитание иметь будут безнуждное».
Как правило, в то время каждому сельскому храму давались земельные наделы, без которых семьи священника и причта были обречены на полуголодное существование, однако 118 казацких семей взяли на себя заботу о пастырях и служащих в храме. Эта запись датирована 1767 годом — к этому времени первый деревянный храм уже действовал.
История сохранила имена священников, которые в нём служили: Стефан Келебердинский (с 1767 по 1782 гг.), Иоанн Голяховский (с 1779 по 1791 гг., приехал из Цареборисова), Филипп Грабовский (с 1786 по 1799 гг.), Григорий Ковалёв (с 1792 по 1793 гг.), Григорий Васильев (с 1799 по 1835 гг.), Иосиф Ковалёв (с 1836 по 1850 гг.).
К 1767 г. в Лимане насчитывалось 1337 жителей, близких по положению к государственным крестьянам. Жизнь в военном посёлке не была тихой и уютной. Кроме частых набегов татар, жителей выкашивали эпидемии. Их распространению способствовала жизнь в бедных лачугах из глины и камыша без центрального водоснабжения и каких-либо удобств. Только за три года: 1831, 1832, 1848 — от эпидемии холеры в Лимане умерло множество жителей. Были годы, когда население слободы не росло, а уменьшалось. С 1830 по 1850 год оно уменьшилось на 2 173 человека или почти в два раза… В эти годы в слободе размещалась всего одна школа, где училось 14 детей.
Храм из дуба
Внешний вид Петропавловского храма. 1958 г.
Первым священником нового храма стал протоиерей Иосиф Ковалёв. Он же руководил строительными работами. Новая церковь также была деревянной, но сооружена она была из прочного и долговечного материала — тёсаного дуба. Лес заготовляли на левом берегу Северского Донца — возле Святых Гор и в Вильменском яру. В строительстве участвовали люди всех сословий.
К тому времени кроме казаков в Лимане жило множество семей крестьян, которые искали на этих вольных землях свободу от помещиков. Некоторые казаки стали зажиточными и сильно выделялись среди крестьян и «голи» — казаков, у которых не было своих земельных наделов. Бедняки составили рабочий класс, который был на службе у зажиточных казаков.
Храм был освящён в 1848 году. Снаружи его украшали иконы. В Лимане есть ещё старожилы, которые помнят, как выглядел дубовый храм до того, как был оштукатурен внизу — это пришлось сделать, потому что спустя столетие брёвна растрескались. Верх храма — купольная часть и колокольня — были разрушены впоследствии безбожниками и восстановлены уже в недавнее время.
Приход рос, причт по-прежнему содержало богатое казачество, хотя у нового храма уже появляется земельный надел: полдесятины пахотной и 54,5 десятин сенокосной земли. Капитал церкви составлял 500 рублей. Одна половина его принадлежала церкви, а другая — причту. Священники, диаконы и псаломщики также получали годовое жалование из царской казны. Жалование священника составляло 294 царских рубля, диакона — 147, псаломщика — 98 рублей. Так продолжалось до революции 1917 года.
Храм внутри. Фото протоиерея Олега Кручинина
В 1906 году у храма было почти шесть тысяч прихожан: 2976 мужского и 2852 женского пола. В том году в храме служили два священника, один диакон и два псаломщика.
С 1883 до 1908 года — на протяжении двадцати пяти лет — настоятелем храма был благочинный протоиерей Феодор Бородаев. Он также заведовал приходскими школами и был членом уездного отделения. В 1908 году за такие усердные труды был награждён наперсным крестом.
Следующим настоятелем в 1908 году стал священник Александр Найденовский. До этого с 1905 года он служил в лиманском храме псаломщиком. При нём (с 1907 года) служили диакон Григорий Попов и псаломщик Василий Терновской, также бывшие псаломщиками с 1886 года.
Другие священники, служившие в Петропавловском храме вплоть до его закрытия большевиками: Андрей Яновский, Николай Попов, Поликарп Туранский, Андрей Дмитриев, Алексей Доброславский, Иоанн Сапухин, Иоанн Ткаченко, Николай Яновский (с 1905 по 1912 гг.), Пётр Черняев, Иоанн Таранский, иеромонах Иустин (Иван Дмитриевич Кравченко) — бывший насельник закрытой советской властью Святогорской лавры. Два священника — Николай Яновский и Иоанн Ткаченко — были похоронены за алтарём храма.
Вокруг церкви строились большие дома зажиточных людей и маленькие мазанки бедняков. Так рос будущий город с его площадями, парками и улочками. Епархиальное управление (которое тогда размещалось в Харькове) находилось не так уж далеко по тогдашним меркам — всего 180 вёрст, а до ближайшего почтового телеграфа в Славянске было и вообще рукой подать — каких-то 18 вёрст (почти столько же километров). В слободе уже действовали фельдшерский пункт, земская школа и училище.
Важной вехой в жизни посёлка и храма стало строительство в 1911 году железной дороги. Лиман становится важным железнодорожным узлом. С этого момента здесь закипела жизнь, а посёлок всё больше и больше превращался в город.
Безбожники
Священник и хор храма в 1927 году. В фуражках — казаки.
Расстрельный 1937 год стал трагическим и для лиманского храма. Безбожники сбросили колокола, кресты и наружные иконы, из храма вынесли и уничтожили всю утварь, а могилы священников, похороненных рядом с церковью, разрыли в поисках золота. Лишь малую часть икон прихожане успели спасти. Краевед Людмила Клименко так описывает те события:
«Руководил этой вакханалией уполномоченный райкома партии Тимофей Войтенко. Майдан перед храмом стал местом рыданий и сопротивления людей богоборцам. Но активисты с ненавистью вязали толстые верёвки к колоколам.
Верующие взывали уполномоченных к разуму. Тимофей матерился и огрызался. Началась потасовка. Вдруг люди услышали выстрелы. Это милиция усмиряла непокорных лиманцев. Толпа ринулась по улице, началась паника. Из-за визга детей и криков женщин, стрельбы казалось, что над Лиманом вершился Страшный суд. А в это время сбросили колокол. При его падении звук был такой, что селяне услышали его даже в поле. Из церкви выносили иконы, книги и бросали в костёр. Наши бабушки, как могли, спасали реликвии. Ужасная картина.
Замолчал храм для верующих. Вскоре власть открыла в здании храма клуб, в котором демонстрировали фильмы, проводили концерты; здесь даже проходили заседания суда. Татьяна Севастьяновна Горюшко (1914 г. р.) вспоминала о тех событиях: „Ворота церкви были красивые, в форме арки.
Иеромонах Иустин (Кравченко). Фото сайта Святогорской лавры
За храмом находились могилы священников, за которыми ухаживали прихожане. Так какие-то негодяи разрыли их в поисках золота. От такого осквернения и Небо, наверное, плакало. А какой хор у нас был! 35 мужчин и женщин прославляли Господа своим пением. За Бога в то время говорить нельзя было, а ругаться матом можно. Если коммунист крестил ребёнка, его выгоняли из партии. Одним словом — нелюди, с пеленой на глазах и слепые всю жизнь“».
Священника, служившего последним перед закрытием храма, иеромонаха Иустина (Кравченко) арестовали. Поначалу лиманский суд присудил ему «общественные работы». Пожилой иеромонах сажал деревья в парке и ведром носил воду для полива, а за работой «нарушителя закона» следил милиционер. Растущие сегодня деревья возле нынешнего памятника космонавту Леониду Кизиму посажены священником. Затем отца Иустина сослали на каторгу.
Купол и колокольню власти снесли, красивые окна храма заложили кирпичом, прорубили маленькое окошко и сделали из храма клуб. Через окошко продавали билеты. Колокола переплавили то ли для нужд железной дороги, то ли для нужд колхоза.
Прихожанка храма Наталья Алексеевна Фесенко вспоминает, как она с делегацией ходила и просила руководителей города не уничтожать колокола, но ответ был один: «Нам не нужны сегодня колокола, стране нужны тракторы». Вскоре, после освобождения города от фашистов, её родственник генерал-майор Михаил Ильич Фесенко, лётчик-истребитель, станет Героем Советского Союза…
Прихожане тайно собирались на квартирах вместе с остававшимися в Лимане священниками и совершали литургию. Так продолжалось до 1943 года.
Возрождение храма
Священник Георгий Роменский у Петропавловского храма. 1956 г.
Почти сразу, в первый год войны, Лиман был занят оккупантами. Немцы сюда не дошли, здесь остановились румынские части. Фашисты устроили в храме конюшню. В 1943 году, после освобождения города, воспользовавшись военной сумятицей, жители Лимана, которые за эти тревожные годы ещё больше потянулись к Церкви, открыли храм. А после Победы советские власти не стали его снова закрывать…
Служившие здесь после войны священники Матфей Жеглов (1945–1950 гг.), Георгий Роменский (1949–1955 гг.), Михаил Македонский (1949–1962 гг.), Иоанн Щербаков (1958–1962 гг.), Павел Ковалевский (1970–1976 гг.), Николай Ромер (1975 г.) в прошлом прошли через допросы, тюрьмы и лагеря. Священник Иоанн Щербаков также воевал на фронте в годы Великой Отечественной войны.
В советские годы Петропавловская церковь долгое время оставалась одной из немногих действующих в округе. На праздничные службы сюда приезжали из соседних городов. Священники всегда просили прихожан приютить паломников на ночлег. После праздничной литургии в тёплое время года возле церкви расстилали домотканые коврики, на которых устраивалась трапеза. Так отмечали престольный праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который приходится на 12 июля.
Долгое время служили без иконостаса — алтарь завешивали шторами. Зимой храм отапливался тремя печками. Одна стояла в алтаре и две — в центральной части.
На дне тезоименитства о. Иоанна Щербакова. 1960-е годы. Три священника Петропавловской церкви.
Колоколами служили обрезанные кислородные баллоны. С ними произошёл курьёз. Когда стали вешать их на рейке возле храма, власти запретили это… чтобы кислородные баллоны не проповедовали о вере. В итоге самодельные колокола разместили в притворе.
В 1958 году тайно от управляющего по делам религий заказали деревянный иконостас для лиманского храма. Написать для него иконы взялись мастера из Горловки и Никитовки. Когда власти узнали об этом, живописцев чуть не исключили из Союза художников.
Ремонт в храме начался в 1977 году с приходом туда молодого и энергичного настоятеля — иеромонаха Алипия (Погребняка), будущего архиепископа и викария Горловской епархии. Чтобы перекрыть крышу, шифер пришлось выписывать на посторонних лиц, так как священнику и прихожанам его отказались выдать, а разгружали — в ста метрах от храма. Будущий архиепископ Алипий также привёз Почаевскую икону для храма, которая с тех пор особо почиталась в нём.
В 1986 г. после его перевода в Воронеж в лиманском храме служили священники Иоанн Синдеев, Виктор, Валерий Заносиенко, протоиерей Николай Фоменко. В 1990 г. архимандрит Алипий вернулся в Лиман и снова стал настоятелем Петропавловского храма. Вторым священником был протоиерей Владимир Фоменко. В октябре 1991 года архимандрита Алипия возвели в сан епископа, и настоятелем стал отец Владимир Фоменко.
Новая часовня и храм-крестильня
Фото протодиакона Михаила Ильчука
После окончания эпохи преследования Православной Церкви появилась возможность восстановить лиманский храм в его первоначальном виде. Уже при протоиерее Владимире Фоменко у церкви снова появились купол и колокольня. К 1997 году вместо деревянного установлен иконостас из гипса, а в 2012 году — из дуба. Хотя храма больше нет, полюбоваться его прежним иконостасом всё ещё возможно. Он был перевезён в Георгиевский храм посёлка Заречное (до 2016 года — Кировск) Лиманского горсовета.
К 1998 году, когда отмечалось 150-летие прихода, храм был целиком расписан. А к 160-летию, в 2008 году, была обновлена часовня на месте первого деревянного храма. Обновлённому храму был присвоен статус собора.
В 2002 году был достроен трёхэтажный комплекс храма-крестильни в честь святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. На нижнем цокольном этаже разместилась просфорня. Средний этаж занимает сам храм, рядом с ним расположена кухня, где готовят трапезы к праздникам, и большой зал для занятий воскресной школы. Верхний этаж заняли воскресная школа и библиотека для прихожан, которая всё время пополняется. Здание храма-крестильни венчает купол. Сегодня богослужения совершаются в нём.
Беда
8 сентября 2020 года жителей Лимана постигла беда: их старинный храм сгорел. Причина пожара так и не была установлена. По словам очевидцев, возгорание произошло около двух часов дня, когда храм уже был закрыт после богослужения и все оттуда ушли. Огонь распространялся с левого крыла, пламя вырывалось изнутри, а не снаружи. Проводка в храме была новая, сделанная из качественной меди. «Мне не хочется верить в то, что это был поджог, потому что не было никаких угроз», — говорит настоятель протоиерей Владимир Фоменко.
В храм никто не мог проникнуть хотя бы потому, что замок на входной двери заклинило, окна также все были закрыты. Войти удалось через пономарку, открыв её ключом. Из церкви успели вынести жертвенник, богослужебные сосуды, часть икон. Случайные прохожие останавливались и бросались внутрь — помочь. Но здание очень быстро стало обрушиваться, и пожарные отвели людей на безопасное расстояние…
Случайно или нет, именно в тот день в городе было отключено водоснабжение из-за хлорирования. На помощь поспешили пожарные из соседних Святогорска и Северска со своими цистернами, но было уже слишком поздно. Распространению огня способствовал очень сильный ветер, который также был в тот день. От прекрасного храма остались лишь догорающие угли.
Чудом удалось спасти от огня Владимирский храм-крестильню: сухая трава загоралась даже в тридцати метрах от церкви. Храм-крестильню поливали водой, которая от жара тут же закипала и испарялась…
Незадолго до этого большое и красивое озеро, на берегу которого возвышался храм и в водах которого он отражался, полностью пересохло. Такое произошло на памяти старожилов впервые. Нечто похожее было в 1960-х годах, но тогда озеро пересохло не полностью — на его дне оставалась вода.
В тот раз лиманцы поразили своим оптимизмом. Чтобы сократить путь, передвигались на машинах и пешком по дну, а на отдельных участках дна озера, которое находилось тогда в ведении колхоза… высадили капусту. По осени, когда собрали урожай, к местной водокачке пригнали технику и всего за месяц работ озеро вновь наполнилось водой — так, что подтопило близлежащие опоры электропередач. А вскоре на нём появились дикие утки, развелась рыба, а над водной гладью закружили стаи чаек.
Станет ли 2020-й последним годом в жизни озера Лиман? Геофизики говорят, что причиной его исчезновения могли стать карстовые полости на дне. Из-за них уровень воды всё время резко колебался: то озеро подтопит дома и огороды, то сильно обмелеет.
Старожилы вспоминают, как однажды во время резкого повышения уровня воды наблюдался необычный бурун почти на середине озера. Чтобы остановить поступление воды из этого бьющего фонтана, местные жители наполняли рогожные мешки песком и камнями, грузили их на лодки и сбрасывали прямо в бурун.
Кто-то говорит о тектонической активности на дне, кто-то утверждает, что причина в человеческой деятельности — разработке песчаных карьеров неподалёку. Так или иначе, лиманцы верят, что озеро ещё возродится.
Фото https://svoi.city
Петропавловскому храму — быть
Надеются они и на скорое возрождение храма. И тому есть основания. Место от обгоревших брёвен прихожане уже расчистили: храм планируется восстановить там же, где он был. Скорее всего, его уже не решатся возводить деревянным — камень всё же более надёжный материал, способный устоять перед огнём и временем. Уже сейчас работают над проектом храма и ведётся сбор средств для того, чтобы приступить к строительству как можно раньше.
Предыдущий храм строили всем миром. В богоугодном деле участвовали богатые и бедные, старожилы и пришлые, недавно поселившиеся в этих местах. Строительству не помешали ни эпидемии, ни частые набеги татар. Церковь строилась на многие столетия. Она простояла 172 года и, если бы не пожар, дожила бы до своего трёхсотлетия, а может быть, простояла бы и гораздо дольше. Сегодня жители Лимана имеют возможность не просто вспоминать об истории своего города, но и сами её писать, подражая в этом своим славным предкам — казакам.
Все желающие могут сделать вклад в восстановление Петропавловского храма города Лиман, перечислив любую посильную сумму на карту прихода в ПриватБанке: 4246 0010 0016 8702
либо на счёт в ПриватБанке:
р/с: 26005053633001
МФО 305299
IBAN UA943355480000026005053633001
РНУКПН: 1862984512