Официальный сайт

Петропавловский собор г. Красный Лиман

Петро-Павловский собор Красного Лимана8 сентября 2020 года старинный деревянный храм полностью сгорел. В каменный Владимирский храм-крестильню на территории храмового комплекса, где временно совершались богослужения, в мае 2022 года было прямое попадание снаряда.

Престольный праздник: память святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла (12 июля), память святого равноапостольного великого князя Владимира (28 июля) (престольный день храма-крестильни).

Настоятель: протоиерей Владимир Фоменко.

Адрес: 84400 г. Лиман (Красный Лиман), ул. Петропавловская, 87.

Как проехать: маршрутка «Лиман АС-Зелёный Клин» до остановки «Храм».

Телефон собора: (06261)2-22-98.

Расписание богослужений:

суббота и канун праздничных дней — всенощное бдение (в сентябре в 15:30, в октябре в 15:00, в ноябре в 14:30, в декабре-январе в 14:00, в феврале в 14:30, в марте в 15:00, в апреле в 15:30, в мае в 16:00),

воскресенье и праздничные дни — Божественная литургия в 7:00.

Храм открыт каждый день с 8:00 до 14:00.

Действуют детская воскресная школа и библиотека (открыта всё время работы храма).

Каждое воскресенье община организует благотворительные обеды для нуждающихся, собирает одежду для них. Приход также оказывает помощь детскому приюту.

 

Петропавловский храм Лимана

Петро-Павловский храм в 1958 году

Один из старейших храмов епархии был построен в 1848 году. Ранее — с 1700 года — здесь находился старый храм в честь святых апостолов Петра и Павла, на месте которого после строительства новой церкви была воздвигнута часовня.

Из первой метрической книги за 1767 г.: «Новозаселенная войсковая слобода Лиман при новостроящемся Петропавловском храме. При храме поцерковной земли и сенных покосов нет. Приходских дворов 118, от которых впредь священники причетники пропитание иметь будут без нужное».

Краевед Людмила Клименко в своей статье «Петропавловскому храму — 170 лет» отмечает:

«Первым священником храма был Келебердинский Стефан Афанасиев (1726–1782 гг.). Церковь возвышалась в центре майдана. А рядом под огромной шелковицей находился колодец, из которого брали воду для освящения (этот колодец есть и сейчас, но он забит камнями, потому что очень глубокий, и новые хозяева боятся, чтобы в него не упали любопытные детишки).

90 лет эта церковь открывала двери для прихожан и проводила богослужения. В старых документах записаны имена и фамилии священников, которые служили в первом лиманском храме: Стефан Келебердинский (с 1767 по 1782 гг.); Иоанн Голяховский (с 1779 по 1791 гг., приехал из Цареборисова); Филипп Грабовский (с 1786 по 1799 гг.); Григорий Ковалёв (с 1792 по 1793 гг.); Григорий Васильев (с 1799 по 1835 гг.); Иосиф Ковалёв (с 1836 по 1850 гг.).

Ветер, солнце и время разрушили стены первого храма, слобода разрасталась, число прихожан также росло, и тогда на сходе было принято решение о прошении в Харьковскую духовную консисторию о новом строительстве.

Сколько лет продолжались работы, неизвестно, но в 1848 г. в 800 метрах от старого храма построили новый, а прежний из-за обветшалости разобрали. А на месте старой церкви наши предки соорудили часовню, потому что по поверью, Ангел охраняет бывший храм до Второго пришествия. Останки захороненного в старой церкви священника богобоязненные поселяне отвезли на приходское кладбище, чтобы со временем люди по незнанию не попирали ногами могилу.

Из метрических книг можно догадаться, что руководил строительными работами протоиерей Иосиф Ковалёв. Старожилы говорили, что это была церковь-сруб — высокая, просторная, сделанная из дуба. Она была выстроена в обычном для сельской местности стиле.

Стены были очень ровные, потому что наши предки-строители тесали и подгоняли доски плотно. С годами дерево потеряло свою привлекательность, и от перепада температур в стенах появились щели, а столбы-опоры стали похожими на спирали. Тогда плотники набили дранку и заштукатурили их известковым раствором. Образцы старой работы мастеров можно увидеть только на колокольне.

Звон колоколов был слышен на всю слободу. По воскресеньям и церковным праздникам они звали прихожан на торжественные службы. В будний день звон колокола мог собирать поселян на сход. Самым знаменитым звонарём был Григорий Попов.

В нашем приходе со дня открытия нового храма в 1848 г. и вплоть до 1917 г. служили священники Андрей Яновский, Николай Попов, Поликарп Туранский, Андрей Дмитриев, Алексей Доброславский, Иоанн Сапухин, Николай Яновский, благочинный Фёдор Бородаев, Александр Найдовский, Пётр Черняев, Иоанн Таранский».

Петропавловский храм Лимана

Священник и хор храма в 1927 году

Храм пережил две мировых войны, тяжелые годы гонений на Церковь от советской власти. В 1937 году храм и часовня, находящаяся рядом с ним, были закрыты. Священник храма иеромонах Иустин был сослан на каторгу.

По указу безбожных властей его здание переоборудовали под клуб. Были разрушены купол и колокольня, сняты колокола, которые затем были отправлены на переплавку для нужд железной дороги. Чтобы ничто не напоминало о церкви, окна храма заложили кирпичом, а в стене прорубили окно для кассы клуба.

Краевед Людмила Клименко:

«После закрытия Святогорского монастыря много монахов пришло в Лиман. Некоторые из них служили в нашем приходе. Одним из них был иеромонах Иустин (Иван Дмитриевич Кравченко). За алтарём возле церкви есть две могилы священников: Николая Яновского и Ивана Ткаченко. О. Николай Яновский служил с 1905 по 1912 гг., а вот об о. Иоанне сведений нет.

Весной 1937 г. настал тот страшный день, когда перед храмом забегали активисты. Руководил этой вакханалией уполномоченный райкома партии Тимофей Войтенко. Майдан перед храмом стал местом рыданий и сопротивления людей богоборцам. Но активисты с ненавистью вязали толстые верёвки к колоколам.

Верующие взывали уполномоченных к разуму. Тимофей матерился и огрызался. Началась потасовка. Вдруг люди услышали выстрелы. Это милиция усмиряла непокорных лиманцев. Толпа ринулась по улице, началась паника. Из-за визга детей и криков женщин, стрельбы казалось, что над Лиманом вершился Страшный суд. А в это время сбросили колокол. При его падении звук был такой, что селяне услышали его даже в поле. Из церкви выносили иконы, книги и бросали в костёр. Наши бабушки, как могли, спасали реликвии. Ужасная картина.

Замолчал храм для верующих. Вскоре власть открыла в здании храма клуб, в котором демонстрировали фильмы, проводили концерты; здесь даже проходили заседания суда. Татьяна Севастьяновна Горюшко (1914 г. р.) вспоминала о тех событиях: «Ворота церкви были красивые, в форме арки.

За храмом находились могилы священников, за которыми ухаживали прихожане. Так какие-то негодяи разрыли их в поисках золота. От такого осквернения и Небо, наверное, плакало. А какой хор у нас был! 35 мужчин и женщин прославляли Господа своим пением. За Бога в то время говорить нельзя было, а ругаться матом можно. Если коммунист крестил ребёнка, его выгоняли из партии. Одним словом — нелюди, с пеленой на глазах и слепые всю жизнь».

Ещё есть свидетели, которые помнят, как перед закрытием Петропавловского храма комсомольцы проявили особое усердие в изгнании иеромонаха Иустина и разгоне церковного совета. Старостами в церкви тогда были Евдоким Полупан и Филипп Парфёнов.

Известно, что о. Иустин отбывал общественное наказание, которое вынес ему лиманский суд как служителю культа. Пожилой батюшка сажал молодые деревья в парке (где находится памятник космонавту Леониду Кизиму) и ведром носил воду для полива, а за работой «нарушителя» законов государства следил милиционер. Есть много свидетельств и документов о репрессиях в отношении верующих лиманцев, но люди, вопреки духу времени, хранили веру и совершали таинства на дому» (там же).

Петропавловский храм Лимана

1956 г. Лиман. Петро-Павловская церковь. Отец Георгий Роменский

Во время оккупации города фашисты устроили в храме конюшню. Церковь была вновь открыта в 1943 году, вскоре после освобождения города, однако восстановить храм не удавалось вплоть до конца советской эпохи. Долгое врем иконостасом храма служил кусок ткани. В 1958 году был установлен семиярусный иконостас, который расписали художники из Горловки и Никитовки. Это вызвало сильное недовольство властей, запрещавших восстанавливать храмы.

Краевед Людмила Клименко:

«Удалось собрать информацию о служащих батюшках о. Матвее Жеглове (1945–1950 гг.), Георгии Роменском (1949–1955 гг.), Михаиле Македонском (1949–1962 гг.), Иоанне Щербакове (1958–1962 гг.), Павле Ковалевском (1970–1976 гг.), Николае Ромере (1975 г.). Все они прошли через допросы, тюрьмы и этапы советских концлагерей. А о. Иоанн Щербаков воевал на фронте в годы Великой Отечественной войны.

Как ни старалась власть выбить из сознания народа „религиозный опиум“, верующие шли на службы. Особенно лиманцы чтили свой престольный праздник 12 июля и готовились к нему тщательно. В этот день приезжало много паломников из других городов. Батюшка всегда просил прихожан разобрать прибывших богомольцев на ночлег. Наши земляки считали за честь взять гостей, чтобы вечером угостить их ужином и помянуть своих родных.

На следующий день после торжественной службы и крестного хода на поляне перед храмом устраивался праздничный обед. Наши женщины-поварихи варили вкусный борщ и пекли много пирогов. Каждому гостю давали по пирожку в дорогу. Столов тогда не ставили, а люди садились трапезничать на самотканые дорожки на поляне перед храмом. Традиция угощать гостей продолжается и сейчас.

После того, как власти похозяйничали в церкви, вид её был удручающий. До 1958 г. алтарь отделялся от трапезной части храма шторой. Настоятель (предположительно, Павел Ковалевский) вместе с церковным советом принял решение сделать деревянный иконостас с элементами гипсовой лепки.

Расписывали его художники из Горловки и Никитовки. Об этом событии доложили в органы власти. КГБ возбудило дело против иконописцев: за такую дерзость им угрожали исключением из Союза художников.

Внутренний вид храма был мрачноватый. Штукатурка на стенах потрескалась от времени и потемнела. Внутри стояли 3 печки для отопления: одна в алтаре и две в трапезной части. В притворе висело несколько колоколов из кислородных баллонов, но вешать их на улице не разрешалось, дабы они «не проповедовали веру». Проводить хоть какой-нибудь ремонт исполком не разрешал. Бывшие работники храма говорили, что лишнюю свечку нельзя было свободно продать. Финотдел с особой строгостью следил за доходами церкви.

В 1977 г. к нам в храм пришёл молодой монах Алипий (будущий схиархиепископ Алипий (Погребняк)). Энергичный настоятель взялся за ремонт храма. Сначала о. Алипий нанял рабочих, которые убрали побелку с наружных стен, проолифили их и подготовили под покраску.

Затем решили заменить крышу. Но когда староста церкви приехал выписывать шифер на завод, бухгалтер отказалась отпускать товар. Пришлось выписывать документы на посторонних лиманцев. Договорились с водителем машины, погрузили шифер, но когда шофер узнал, куда нужно ехать, отказался везти груз. Шифер пришлось разгружать за 100 метров от места назначения. Мария Фёдоровна и Степан Фомич Коваленко вместе с о. Алипием перенесли шифер во двор храма. В таких условиях приходилось восстанавливать церковь.

При настоятельстве игумена Алипия была приобретена Почаевская икона Божией Матери, которая опускается перед царскими вратами для поклонения. Церковников вызывали в исполком, чтобы узнать подробности появления иконы, но люди ни в чём не признались» (там же).

Петропавловский храм Лимана

На Дне Ангела о. Иоанна Щербакова. 3 священника Петропавловкой церкви в 1960-х годах

Лишь в начале 1990-х годов благодаря стараниям прихожан храма и священника — протоиерея Владимира Фоменко — были восстановлены центральный купол и колокольня церкви.

В 1993 году было начато строительство храма-крестильни. Он задумывался как продолжение храмового комплекса Петропавловского храма. Неслучайно храм-крестильня был освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Подобно тому, как сотни лет назад Киевская Русь его трудами была просвещена светом Христовым, так и сейчас его молитвами приходит ко крещению наш народ.

Чин освящения храма-крестильни 29 мая 2008 года совершили митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и епископ Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства Горловской и Донецкой епархий.

В 1998 году, когда отмечалось 150-летие Петропавловской церкви, она впервые была расписана. Храм получил статус собора. В 2008 году была проведена вторая реставрация соборного храма.

В 2010 году в престольный день деревянного Петропавловского собора Божественную литургию совершил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Ему сослужили епископ Горловский и Славянский Митрофан и духовенство епархии. За богослужением молился епископ Алипий (Погребняк).

Фото протоиерея Олега Кручинина

В 2012 году в соборе установлен дубовый иконостас, храм украшен художественной ковкой. Установлены деревянные резные двери — точная копия ворот древней церкви апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. К храму вели новые ступени, была облагорожена прилегающая территория.

На месте разрушенной безбожными властями часовни, обозначавшей место прежнего храма 1700 года постройки, установили дарохранительницу на пяти столбах — копию той, которая находится на престоле в Николаевском архиерейском соборе Горловки. На территории храма есть скважина, над ней установлены купол и крест.

8 сентября 2020 года старинный деревянный храм полностью сгорел. Причина пожара до сих пор остаётся неизвестной. Община планирует восстановить святыню, а пока богослужения проводятся в Владимирском храме-крестильне, расположенном рядом.

В мае 2022 года в храм-крестильню, где собирались на богослужения горожане, было прямое попадание снаряда. Сгорело помещение просфорни. В ходе боевых действий в городе храм обстреливался неоднократно. Несмотря на это, в приходе по сей день совершаются молебны.

 

 

Цитата дня

«

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100