04 ноября 2018 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Казанском храме Горловки
В Неделю 23 по Пятидесятнице и день прославления Казанского чудотворного образа Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Казанском храме города Горловки. Ему сослужили секретарь епархии протоиерей Владимир Туренко, благочинный Богоявленского округа протоиерей Сергий Книгниций, настоятель Николаевского храма в Никитовке архимандрит Паисий (Шинкарёв) и настоятель храма протоиерей Василий Туренко.
У входа в храм владыку встретили воспитанники детской воскресной школы «Свечечка». Они подготовили поздравление в стихах.
В праздничный день храм посетило множество горожан. По запричастном стихе с проповедью на евангельское чтение к ним обратился архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он рассказал о главном уроке притчи о богаче и Лазаре:
«Именно любовь Христос в притче о богаче и Лазаре ставит во главу угла — любовь, которая отделяла древних христиан от всех прочих, которой не хватило богачу, чтобы наследовать лоно Авраамово, как и Лазарь. Земная жизнь богача и Лазаря уже закончилась. У нас с вами ещё есть время научиться любви, научиться видеть рядом с собой человека, прощать и просить прощения, для того чтобы любовь меняла всё вокруг нас».
По окончании литургии митрополит Митрофан возглавил крестный ход, после которого поздравил настоятеля, общину и всех горожан с престольным днём храма. В своём архипастырском слове он рассказал о духовных причинах тех споров и разделений, которые происходят сегодня:
«Мы забыли, что такое по-настоящему быть христианином. Мы выучили свои права и знаем свои обязанности. Многие из нас хорошо знают законы и правила, кто-то даже знает каноны. Но стоило бы почаще открывать самый главный закон и самое главное правило нашей жизни — Святое Евангелие, в котором рассказывается, как наш Спаситель, Господь Иисус Христос, пришёл на землю. Он пришёл не для того, чтобы предъявить какие-то права, начертить какие-то границы или предъявить какие-то требования грешникам. Он пришёл для того, чтобы Своей Кровью искупить грехи тех, кто восставал против Него».
Всех, кто пришёл в этот праздничный день в храм, ждало угощение, заботливо приготовленное прихожанами.
Одна из самых почитаемых икон во всём православном мире была найдена после страшного пожара в Казани в 1579 году. Мусульмане Казани посчитали пожар, уничтоживший большую часть города, доказательством гнева Аллаха на христиан. Девочке Матроне Анучиной явилась во сне Пресвятая Богородица и сказала, что в подвале их сгоревшего дома находится святой образ. В указанном месте была обретена икона Божией Матери.
У иконы сразу же стали совершаться чудеса, которые стали для мусульман, проживавших в городе, свидетельством истинности православной веры. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита. Приложившись к образу Богоматери, они прозрели.
В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы. Туда была принесена обретённая икона. С тех пор Казанский образ Божией Матери прославился множеством чудес. Несколько копий, сделанных с него, также были признаны чудотворными.
В Смутное время, спустя 33 года после чудесного обретения иконы, в Россию вторглись поляки, Москва была захвачена. В 1612 году ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина с Казанским образом Божией Матери, поднятым над войском, обошло вокруг Кремля. После этого польские оккупанты сдались русским войскам. 22 октября (4 ноября по новому стилю) этот список чудотворной иконы был крестным ходом внесён в освобождённую Москву.
Стараниями князя Д. И. Пожарского на Красной площади в Москве был возведён Казанский собор, куда была помещена Казанская икона. День 4 ноября стал отмечаться как второй праздник в честь этого образа (первый празднуется в день обретения иконы — 21 июля).
Свои чудеса икона являла и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году Ливанскому митрополиту Илии явилась во время молитвы Богородица и призвала молиться Ей перед Казанским образом. Перед иконой совершали молебны. Образ облетел Москву и Сталинград на самолёте, благословляя города. Сразу после этого в ходе войны наступил перелом — наши войска, которые прежде отступали, стали наступать и вытеснять противника. Казанская икона неоднократно являлась русским солдатам, укрепляя их для победы над фашистами.
Оригинал иконы, хранившийся в Казанском монастыре города Казань, был похищен в 1904 году и сожжён преступниками. На образе было две ризы — жемчужная и золотая, богато украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, дар иконе царя Иоанна Грозного, которые и привлекли грабителей.
После разрушения Казанского собора в Москве большевиками в 1936 году чтимый список с иконы был перенесён в Богоявленский кафедральный собор города. Вторая чтимая копия этого образа, также прославившаяся чудотворениями, хранится во Владимирском соборе Санкт-Петербурга.
Фото протодиакона Михаила Ильчука