Официальный сайт

29 августа 2016 г.

Митрополит Митрофан: Праведная жизнь — лучшая проповедь о Христе

Архиерейская литургия в храме Спаса Нерукотворного Образа г. ГорловкаВ день прославления Нерукотворного Образа Христа Спасителя митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в горловском храме, освящённом в честь этой иконы. По окончании литургии владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Храм в честь Нерукотворного Образа Господня, в котором мы сегодня совершаем богослужение, свидетельствует всякому заходящему в него и проходящему мимо о самом главном событии в истории человечества — о Боговоплощении, пришествии в мир Спасителя, Сына Божия.

Как люди узнают об этом событии? Первыми проповедниками Христа были Его ученики, апостолы, которые видели Его и знали Его лично, прикасались к Нему, были свидетелями Его жизни, учения, крестной смерти и Воскресения. Они шли и проповедовали о Христе как живые свидетели Его пришествия на землю, рассказывали о Его чудесах, свидетельствовали о Его наставлениях. Но уже следующее поколение христиан были теми людьми, которые Христа не знали, не видели Его, подобно апостолам, а поверили их словам. Они знали о Христе уже с их слов. Одним из таких учеников был и апостол Павел. Хотя он в земной жизни не видел Спасителя, но Господь ему явился на пути в Дамаск. Мы знаем эту историю из книги Деяний апостольских. Следующее поколение христиан должно было верить предыдущему поколению, потому что другого способа узнать о Христе в их жизни не было.

Не будем так далеко оборачиваться назад, чтобы проследить, как знания о Христе и вера во Христа передавались из поколения в поколение. Давайте вспомним, как мы впервые услышали о Христе. Как мы услышали это имя и узнали, что есть Сын Божий, Который пришёл на землю ради нашего спасения. Такой источник для нас — Священное Писание, через которое перед нами предстаёт живой образ Христа. Даже когда мы читаем какое-то художественное произведение, мы можем себе представить в воображении какую-то картину. Когда мы читаем Евангелие, перед нами встаёт живой образ Христа, Который проповедует на Галилейском озере, обличает книжников и фарисеев, исцеляет больных, говорит правду тем, кто Его ненавидит, страдает на Голгофе и Воскресший из мертвых является ученикам, возвещая величайшую весть в истории человечества.

Кроме Слова Божия, есть ещё одно важнейшее свидетельство присутствия среди нас Сына Божия, свидетельство о Его воплощении, пришествии в мир — Его изображения. Это изображения реального Человека, Который жил среди людей. Это изображения Того, Кого мы узнаём среди всех других лиц, и говорим, что это лицо Иисуса Христа, Сына Божия. Таким Он был при Своей земной жизни. Таким Его запомнили ученики. Таким Предание церковное для нас сохранило Его образ до сегодняшнего дня и Таким Его будут узнавать наши дети, внуки и правнуки.

История Нерукотворного Образа удивительным образом показывает, что Господь и через изображение свидетельствует о Своём пришествии в мир. Давайте себе на секунду представим нашу жизнь и наш мир без знания о том, как выглядел Иисус Христос и без Его святых икон, без изображения Его лика. Я думаю, что наша жизнь была бы намного беднее от этого. Нам было бы намного труднее обращаться к Нему как к живому Человеку и молиться Ему, потому что мы, наверное, начали бы сомневаться — а был ли на земле такой человек? Поэтому иконы — это не просто украшения в храме, не только красивые изображения, перед которыми мы молимся. Это яркое свидетельство истинности проповеди апостольской, того, что Христос среди нас жил на земле.

Но есть и ещё один способ, через который мы узнаём о Боге — через людей, которые нам о Нём возвестили. И здесь гораздо важнее не то, что говорят эти люди, потому что говорить можно всё, что угодно, а уважаем ли мы этих людей, которые нам сказали о Боге, или нет, что они значат в нашей жизни, доверяем мы этим людям или не доверяем. Чаще всего нам о Боге говорили наши родители, бабушки, близкие. Но бывают и другие случаи. И на первое место выходит именно это — кто был человек, который нам свидетельствует о Христе. Если представить себе на секунду человека, который нас раз двадцать обманул, или сделал нам больно, или, вспоминая о котором, мы испытываем не очень приятные чувства, и он нам будет рассказывать о Боге, даже если он будет говорить самые правильные слова, сможем ли мы его словам верить? Будут ли его слова для нас авторитетом? Сможем ли мы ему доверять?

Очень важно, чтобы образ человека, которому можно доверять, словам которого можно верить, образ Божий был в каждом, кто носит имя христианина. Почему бывает часто, что говорим мы, вроде бы, всё правильно и делаем мы всё правильно, а словам нашим никто не верит? Почему так бывает в семьях, среди друзей? Потому что мы не похожи на Того, о Ком мы проповедуем. Мы не отображаем в себе Его так, как зеркало отображает изображение, когда в него смотришь. И это главная причина того, что самые правильные и самые красивые слова не затрагивают сердца и не касаются души. Поэтому прежде, чем что-то говорить о Боге, мы должны сначала научиться жить так, чтобы наше свидетельство было истиной, а не вызывало смех или сожаление.

Многие спрашивают: как рассказывать о Христе своим детям? Живи так, чтобы они сами тебя спросили. Ничего лучше не говори, но живи так, чтобы люди сами задали тебе вопрос: «Ты, наверное, верующий человек, раз ты так поступаешь?» Научись любить. Научись жить так, чтобы рядом с тобой было не плохо, а хорошо тем людям, которые тебя окружают. Научись прощать, не отвечать злом на зло, молиться о тех, кто тебя окружает, делать добро не для себя только и не с собственной выгодой или пользой, а тем, кто тебе даже «спасибо» не сможет сказать, и не жди никогда благодарности за то доброе, что ты делаешь.

И тогда у людей, которые рядом с тобой, может сам собой появиться вопрос: почему так живёт этот человек? Почему он на нас не похож? Почему он так поступает? И если этот вопрос вам зададут, тогда вы можете указать на причину, почему мы так живём — на Того, на Кого мы хотим быть похожи, Кто изменил нашу жизнь и может изменить жизнь тех, кто пойдёт вслед за Ним.

Чаще всего в нашей жизни происходит наоборот: мы осуждаем, злимся, не умеем прощать, завидуем, живём по языческим обычаям, но громко повторяем слова апостольские и евангельские. И люди воспринимают нас как лицемеров, обманщиков: «Нет, ну ты так замечательно рассказываешь. А чего же ты сам так не живёшь?» Поэтому не нужно спешить рассказывать о Боге, говорить всем «я христианин, я верующий» и бить себя кулаком в грудь прежде, чем научимся следовать за Христом, прежде, чем люди, глядя на нас, увидят в нас образ Того, имя Которого мы носим. И это тоже способ, через который люди узнают о Боге. Это способ свидетельствовать, способ проповедовать.

Я знаю, что нелегко жить так, как мы сейчас об этом говорим. Но это и есть самое главное, в этом и суть христианства, в этом весь смысл. Мы каждый год должны меняться, становиться другими. Мы не должны оставаться одними и теми же. Мы должны научиться больше, чем в прошлом году, любить Бога и друг друга. Дай Бог, чтобы мы к этому стремились, и у нас понемногу получалось, чтобы каждый из нас был тем человеком, рядом с которым хорошо, который любит Бога и умеет делать добрые дела, чтобы эти благие перемены происходили в каждом из нас!

Я искренне, от души всех вас поздравляю с праздником! Храни вас Господь!

Цитата дня

«

Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам — дары Божии, ниспосылаемые соглашающимся получить их.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100