13 декабря 2022 г.
Митрополит Митрофан: Каждый из нас призван в меру возможностей подражать апостолам
В день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Андреевском храме города Ждановки, отметившем престольный день. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с престольным праздником в честь святого славного апостола Андрея Первозванного! Сегодня мы слышали евангельское чтение, в котором повествовалось о призвании апостолов к служению. Можно себе представить, сколько было рыбаков на берегу Галилейского озера, и всех их родители воспитывали, уча Священному Писанию и традициям своего народа, своим обычаям. Спаситель обращался на берегу Иордана и на берегу Галилейского озера не к двенадцати рыбакам, а к гораздо большему количеству людей, но учениками стали только эти. Потому что одно дело — как человек сеет, а другое — в какую почву падает это зерно и какие приносит плоды.
Когда после Своего воскресения из мертвых в Сионской горнице Спаситель собрал учеников, которые уже увидели Его воскресшим, их было, как нам повествует книга Деяний апостольских, сначала двенадцать, потом семьдесят, потом присоединялись новые ученики. Цифры после проповеди апостола Петра были и две тысячи, и пять тысяч, но израильтян, которые собирались на праздники, было, по свидетельству Иосифа Флавия, около двух миллионов в Иерусалимском храме. Они приезжали из Александрии, Египта, из соседней Антиохии — это нынешняя Сирия, из Римской империи. Храм был только один — на горе Сион, и на Пасху должны были все собраться для того, чтобы в этом храме участвовать в принесении жертвы, в богослужении. Но как же так: среди миллионов — двенадцать и семьдесят? А где остальные? Как получилось, что учеников у Спасителя так мало? Мы, наверное, хотели бы услышать какие-то другие цифры.
За счёт чего вдруг получилось, что эти двенадцать смогли через какое-то не совсем продолжительное время практически переменить образ мысли, отношение к жизни не только своего народа, но и всей Римской империи? Таково действие всемогущей силы Божией, Духа Святаго, Который действовал через апостолов, мучеников, через последователей Христа — но это ещё и человеческий подвиг, который мы сегодня прославляем, подвиг апостольский.
Каждый человек, который получает от Бога дар в Него верить, за Ним идти, Ему молиться, Его искать и хотеть с Ним быть, в той или иной мере становится не только учеником, но ещё и в какой-то мере апостолом. Глядя на нашу жизнь, на наши поступки, на то, как мы живём и почему мы так живём, люди имя Божие или прославляют, или, наоборот, порицают и унижают. Об этом говорили сами апостолы ещё первым своим последователям, первым христианским общинам. Зная о нас, что мы христиане, люди начинают по нашим поступкам судить со стороны не только о нашем личном выборе, но ещё и о том, что значит быть верующим человеком.
Время, когда можно было что-то изменить словами, прошло. Сегодня только дела, только поступки, только конкретные действия могут свидетельствовать о нас, христиане мы или это имя носим зря и впустую. Поэтому так важен для нас пример святых апостолов, в том числе и Андрея — первого, кто откликнулся на призыв Христа. Это имя особенно дорого нам, потому что, по преданию, с проповедью Евангелия он дошёл до того места, где ныне находится город Киев, там проповедовал и водрузил крест. Нам нужно в меру своих возможностей сделать что-то похожее на то, что сделал он.
Дай Бог, чтобы наши дела были таковы, чтобы, глядя на них, людям хотелось прославлять Бога и самим становиться христианами. Это нужно не только нам самим, но и тем, кто находится рядом с нами. В этом и будет наше подражание подвигу апостола. Дай Бог, чтобы доброта, любовь, искренность, правда и вера, которую каждый из нас носит в своём сердце и может поделиться ею с другими, не оскудевали, а умножались. Молитвами апостола Андрея Первозванного пускай Господь каждому из нас поможет совершить этот подвиг — личный духовный, и апостольский, — который, так или иначе, каждый христианин несёт через всю свою жизнь!