Священник Олег Черниченко
Кто укажет путь к старцу?
23 октября — память известного русского старца преподобного Амвросия Оптинского. А есть ли сегодня старцы? Для чего нужно их искать? По каким вопросам лучше не обращаться к духовному наставнику? Как не ошибиться и не попасть к лжестарцу? На эти вопросы отвечает настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в посёлке Мироновский Бахмутского района священник Олег Черниченко.
Свидетель Божественной любви
Для начала нужно разобраться, кто такой старец. Если мы будем это понимать, мы не станем ждать от старца того, чего он дать не может. Если простыми словами, то старец — это человек, который духовно вырос. Своими духовными трудами он возвысился над всем страстным, что есть в человеке, и приблизился к Богу.
В этом христианство видит смысл жизни каждого человека: прийти к Богу, возвратить утраченный образ Божий. Старец, наверное, и есть тот человек, который этот замысел Божий воплотил. Он — свидетель Божественной любви, которая может реализоваться в нашей жизни. Такой человек может помочь другим на этом пути.
В поисках яркого шоу
Современный человек слишком искушён зрелищами и обилием информации, которую он не успевает проверять. Часто от старца он ожидает намного большего, чем тот может дать. Человек хочет, чтобы это был провидец, который бы предсказал ему будущее, и целитель, и чудотворец. Если христианин с такими требованиями ищет старца, скорее всего, у него будут проблемы в его поиске — он может ошибиться и попасть к лжестарцу.
Само стремление узнать будущее подрывает в человеке доверие к Богу. В главной молитве «Отче наш» мы говорим: «Да будет воля Твоя». Если человек боится положиться на волю Божию, он начинает просчитывать, планировать свою жизнь, думать, страшиться возможных проблем и бытовых неурядиц. Человек ищет старца, но на самом деле он просто ищет готовых ответов.
Готовых ответов не бывает
Старец — человек, который стал духовно взрослым. Соответственно, он может нам помочь духовно вырасти. Искать у старца ответы на все вопросы — куда устроиться на работу, продавать или не продавать дом, за кого выдать дочку замуж, на кого сыну пойти учиться, — нет смысла.
С такими вопросами нужно обращаться к соответствующим специалистам: финансистам, психологам, а за кого выдать дочь, лучше спросить у самой дочери. Человек духовный должен давать ответы на духовные вопросы: как полюбить Бога и ближнего, как научиться молиться, распознавать голос Божий в своей жизни. На них могут ответить старцы.
Под маской старчества
Не секрет, что бывают лжестарцы, младостарцы. Как распознать среди них настоящего духовного подвижника?
Смирение. Любые христианские добродетели основываются на смирении. Если духовный наставник относится к приходящим не с позиции учителя, сверху вниз, а со смирением и любовью, говорит с ними как родитель говорит с детьми или даже как равный с равными, это правильное положение вещей. Если же он с первой встречи становится в позу учителя, если пошли команды, как кому поступать, нужно крепко задуматься.
Привлечение духовного опыта святых отцов. Старец делится не только своим личным духовным опытом, он даёт советы из аскетической практики, описанной святыми отцами Церкви. Не бойтесь сомневаться в советах духовного лица, проверяйте их на основе учения святых подвижников.
Преподобный Иоанн Лествичник учил, что прежде, чем себя отдать в духовное руководство, нужно сначала испытать этого человека, чтобы вместо кормчего, который поведёт сквозь волны житейского моря, не найти обычного лодочника, который по своей неопытности и человека погубит, и сам погибнет. Не бойтесь сомневаться и задавать вопросы.
Радость. От преподобного Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, Паисия Святогорца люди уходили радостными. Радость как проявление любви — естественное состояние христианина. Если человек излучает радость, это может стать важным критерием того, что его духовная жизнь настоящая.
Священное Писание учит: От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Какое у человека внутреннее содержание, такое и внешнее его проявление. Если человек делится радостью с пришедшими, это говорит о том, что в нём Христос. Если же тот, кого называют старцем, сеет вокруг угрюмость и от окружающих требует того же, нужно задуматься, кто руководит таким человеком.
Сострадание к погибающему миру. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Сердце милующее беспокоится обо всём погибающем и желает ему спасения, даже и падшим духам». Если человек находится с Богом, он обладает милующим сердцем и всеми своими силами желает другим спасения. Такой человек не отважится судить этот мир раньше срока, не будет ненавидеть и проклинать грешников или иноверцев, сулить им кипящие котлы. Он не возьмёт на себя роль судьи, а, наоборот, будет надеяться на милосердие Божие к этому миру.
Согласие с богословским опытом Церкви. У святых отцов были довольно разные мнения по богословским вопросам. Но если человек открыто перечит уже принятым соборным разумом Церкви догматам, вряд ли он пребывает с Богом. Прислушиваясь к кому-либо, никогда не нужно отключать свою голову. Мнение одного человека следует сравнивать с мнением святых отцов. Настоящий духовный наставник будет говорить не столько из своих мыслей, сколько из святоотеческого опыта, который складывался в Церкви на протяжении многих веков.
Старец — не руководитель на всю жизнь, а учитель на короткое время. Духовник — это проводник человека ко Христу. Проводник нужен только на каком-то определённом этапе. Когда ребёнок учится ходить, родители его поддерживают за руки, но ребёнку нужно сделать свои первые самостоятельные шаги, пусть даже они начнутся с падений — иначе ходить он никогда не научится.
В духовной жизни то же самое: невозможно всю жизнь прожить на советах. Нужно и самому научиться принимать решения, брать ответственность за свою духовную жизнь. Если ребёнок навсегда останется в первом классе и будет считать 2+2 на счётных палочках, это ненормально. Человек должен вырасти и решать более сложные задачи.
Если есть духовник или старец, который даст совет, — это хорошо, но рано или поздно наступит момент, когда придётся становиться на свои ноги и принимать самостоятельные решения.
Записала Мария Цырлина