Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Константин Лисняк

Анатомия радости

РадостьО какой радости говорит Евангелие? Можем ли мы так радоваться? Как отличить духовную радость от той, что возникает после удовлетворения каких-то наших страстей? Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа, ответил на эти вопросы, размышляя об истинной радости.

К сожалению, настоящей радости в мире очень мало. Тонкости вопроса, какая радость правильная, а какая нет, могут интересовать человека, который, как минимум, пытается разбираться в особенностях этого чувства. Для него удовольствие от грубых и примитивных развлечений отходит на второй план. Он ищет чего-то большего, высшей степени радости — духовной или хотя бы душевной, но никак не плотской.

Бывает, люди радуются так, что наутро перед соседями стыдно. Живут грустно, уныло, но уж если начинают веселиться, то люстры на потолках качаются от этого буйного веселья. Настоящая радость, конечно, совсем другая.

 

Радость бывает разная

Какие же виды радости бывают? Есть радость мирская. Как правило, она связана с каким-то материальным благополучием или приобретением. Купил машину, квартиру, дом, съездил по дешёвке где-то на пляже поваляться — порадовался. Это радость, скорее, плотская, нежели душевная. С ней связаны стяжательство, сребролюбие — корень всех зол, по утверждению апостола (1 Тим. 6:10). Один священнослужитель рассказывал о беседе со знакомым олигархом. Задал ему вопрос: «Испытываете ли вы радость от того, что приобретаете какую-то вещь?» Тот не сразу понял даже, о чём речь. Потом, подумав, ответил: «Ну да, пожалуй, в первый момент».

Радость стяжателя и сребролюбца имеет свойство притупляться. Она совсем не такая, какая бывает у простого человека, который купил, например, стиральную машину. Собирается вся его семья, смотрят, как в окне этой машины вращается бельё — и у всех счастье безмерное от такой покупки, больше не надо тратить силы и время на стирку вручную. К сожалению, когда человек стремится к стяжательству, он не испытывает удовлетворения от приобретения. Об этом псалмопевец Давид говорит: «Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных» (Пс. 36:16). Лучше малая, скудная пища — и мир в семье, чем богатство — и отсутствие мира, взаимопонимания. Такая жизнь похожа на ад. Подобные семьи живут как в золотой клетке: всё есть, а радости нет.

Святые отцы о радости:

«Разве тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, возлежит на мягком ложе… проводит жизнь, достойную радости? …Имеющим ум прилично о нём плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное» (свт. Василий Великий).

«Если кто радуется о благах <земных>, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость» (свт. Иоанн Златоуст).

«Подобно тому как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна» (свт. Иоанн Златоуст).

ТрудРадость бывает душевная. Чаще всего она позитивная, созидательная и рождается как результат труда, длительной работы, какого-то усилия. Она знакома прежде всего человеку работающему: строителю, изобретателю, учёному, врачу, учителю, представителям многих других профессий. Созидательный труд приносит очень большую радость, наполненность, насыщение, удовлетворение.

Высшая степень радости — духовная. Говоря о ней, нужно обратиться к Священному Писанию. Там чрезвычайно много говорится о ней. К сожалению, она недоступна человеку, живущему сиюминутными удовольствиями. Мирской поймёт твою радость от продвижения по карьерной лестнице, какого-то приобретения или повышения зарплаты, а вот если сказать: «У меня радость: я во Христа уверовал!» — то, скорее всего, пожмут плечами: «Ну и что?»

Неофит может попасть в ситуацию внутрисемейного бойкота. Он читает молитвы, постится, проповедует, цитирует Писание — все домашние в ужасе, стараются его избегать. Думаю, такая ситуация многим знакома. Человек открыл для себя смысл жизни, почувствовал вкус призывающей благодати Святого Духа, понимает, что он больше не может без этого. Отними у него церковную жизнь, и его существование станет пресным, невкусным и абсолютно бессмысленным. Такое состояние его может понять только родственная душа, верующий человек, который будет ему роднее близких (ведь родство духовное на порядок выше родства плотского). А с нецерковными родственниками порой даже поговорить не о чем.

 

Евангелие о радости

В Священном Писании о духовной радости рассказывают притчи. Господь так объясняет нам, что такое радость: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:21-22). Вторая — о женщине, нашедшей драхму, которая символически рассказывает о Господе, Который нашёл потерянного Адама. Он выпал из гнезда, как птенец, был изгнан из рая, потерял возможность вечной жизни и общения с Богом.

«Радуйтесь и веселитесь» (Мф. 5:12), — говорит Спаситель в Нагорной проповеди, когда дарует нам заповеди Нового Завета. Господь заповедует радоваться и веселиться, «ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). Нам показан вектор движения христианина вверх по системе координат жизни, где высшее состояние духовного развития — радость и веселие о Духе Святом. Наверное, она близка к радости, которой радуются ангелы, непрестанно поющие у Престола Божия. К слову, Рождество Христово сопровождалось ангельским ликованием. Ангел сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13-14) — с этими событиями связано явление в мир Мессии, родившегося Бога — вот это, конечно, радость настоящая.

Святые отцы об истинной радости:

«Никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые» (блж. Августин).

«Делом исполнить какую-либо заповедь с радостью, во славу Божию, — вот что есть радость о Господе» (прп. Антоний Великий).

«Радость обитает в душе добродетельного» (свт. Василий Великий).

«Идущий… путём Христовым всегда радуется и веселится о Духе Святом» (прп. Ефрем Сирин)..

Невозможно не вспомнить радость учеников после Воскресения Христова, которые «от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24:41), что Спаситель стоит перед ними живой и воскресший. «Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?» (Лк. 24:41), они дали Ему печёной рыбы и сотовый мёд, и Он ел перед ними, чтобы они поняли, что Он действительно воскрес из мёртвых, причём в теле, в плоти.

После Вознесения апостолы, казалось бы, должны были грустить, расставшись с Учителем. Они же, как повествует Писание, «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24:52). Ученики Христовы были вдохновлены обетованием сошествия Святого Духа и благословением Спасителя, Который сорок дней являлся и наставлял их. Они испытывали настоящую духовную радость.

 

Дорасти до радости

Серафим СаровскийЖелание духовной радости, труды о спасении своей бессмертной души приводит к тому, что христианин стремится к достижению радости вечной, вечного блаженства. Наверное, грешная душа от радости тоже устаёт и не может пребывать постоянно в блаженном состоянии, как ангелы — к этому нужно прийти, до этого надо дорасти. Поэтому у нас в Церкви всё циклично, периоды духовного напряжения чередуются с периодами их ослабления.

Христианин должен понимать, что нужно прийти к состоянию радости. Преподобный Серафим Саровский каждого встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!» Но до этого в его жизни были скорби, подвиги, нападения бесов и людей, затвор, молчание, столпничество, посты, бдения и молитвы. Только потом святой обрёл высшее состояние радости в Духе Святом, в котором находился до самой кончины. В этом же состоянии пребывал апостол Павел, написавший: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5:16-18).

Святые отцы о радости и страданиях:

«Хочешь радоваться? — понеси прежде крест. Радость — цель; крест — средство» (свт. Феофан Затворник).

«Радость о Боге крепче здешней жизни: и кто обрел её, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не обратит взора на жизнь свою: и не будет там иного чувства, если действительно была сия радость» (прп. Исаак Сирин).

Те эпизоды из Святого Писания, которые мы вспомнили, — это указатели духовной жизни, подсказка нам всем. Если человек интересуется Писанием, живёт, дышит им, ежедневно читает, ищет ответы на трудные жизненные вопросы и внутренние духовные противоречия, он находит их и испытывает радость, утешение и надежду. У него не стоит вопрос, как отличить радость о чём-то меркантильном от этой, высокой. Какая разница, какую тряпку я на себя нацеплю или какими материальными благами пользуюсь? Нам со всем этим придётся расстаться. Мы живём как в гостинице, где нам дали попользоваться какими-то вещами. Нужно решительно давать себе отчёт, что придётся всё это оставить. У нас совсем иное предназначение.

Святые отцы об ошибках на пути к радости:

«Оттого и не стало у человека радости жизни, что стал жить не настоящий человек, а иной греховный человек, которому несвойственно радоваться. Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе сего греховного и пришлого человека». (свт. Феофан, Затворник Вышенский).

«Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца — это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям» (свт. Нектарий Эгинский).

В последние годы священники часто критиковали философию потребления, всё больше укореняющуюся в нашем обществе. Это путь в никуда. Мы играли в евроремонты, машины в кредит и тому подобное, а потом грянул гром среди ясного неба, и люди поняли, что всё это не имеет никакого значения, что человеческая жизнь чрезвычайно хрупка, а благополучие может мгновенно превратиться в пыль. Господь дал нам понять и почувствовать всё это.

Человеческие слепота и глухота страшны, из-за них распяли Спасителя. У святителя Николая Сербского есть такая мысль: «Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, становится на службу зла, она сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царствия. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное жатва душ человеческих, и обращает Он смех в рыдания и башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе». Точнее не скажешь. Мощно и сильно, как только святой может сказать. Так что надо вовремя проснуться, оглянуться, осмотреться и сориентироваться: куда мы идём, чем это закончится и к чему готовиться. Это очень важно.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Судия с одинаковой строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем и наших ближних.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100