Сайт Горловской и Славянской епархии

Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Священник Александр Коваленко

Зачем Бог создал людей?

Светлый взгляд на мирДля чего мы предназначены? Если для счастья, отчего в жизни столько трудностей? Действительно ли православие — религия запретов? Размышлениями поделился священник Александр Коваленко, настоятель храма св. вмч. Пантелеимона с. Рубцы Лиманского горсовета.

 

Живите недолго и несчастливо?

В Книге Бытия сказано, что Бог создал Эдемский сад, и люди были призваны возделывать его. Когда Адам и Ева согрешили, они были изгнаны из рая. В Писании также сказано, что первые люди не были вечными даже до грехопадения. Изначально у человека бессмертна только душа, которая рождается единожды и живёт вечно. Протоиерей Сергий Булгаков писал: многие думают, что Царствие Небесное наступит только после нашей смерти, но это заблуждение, поскольку мы живём в нём уже сегодня. Просто сейчас мы ограничены плотью. Это наша школа. Когда мы умираем, то сдаём экзамен на выход в другую, взрослую жизнь — жизнь с Богом.

В Евангелии есть такие слова: «…все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29). Это значит, что человек после смерти и второго пришествия воскреснет и будет жить вечно — либо с Богом, либо в местах наказания. Получается, мы созданы для вечности и для жизни с Богом.

Но если так, то почему мы так несчастливы? Или для жизни с Богом после смерти человеку нужно пережить скорби? Неужели радоваться — грешно? Давайте поразмышляем.

Изначально человек не должен был испытывать никаких скорбей. После грехопадения Адам и Ева были наказаны: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: „не ешь от него“, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:16-19).

Ещё Господь сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Скорбь душевная и телесная имеют связь. С одной стороны, это наказание за грех Адама и Евы, за то, что наши предки отступили от Истины, нарушили Закон. То, что нам нужно трудиться и через труды стяжать себе хлеб — последствия этого греха. Душевная скорбь заключается в том, что человек утратил возможность напрямую общаться с Богом, которую имел в Эдеме.

После падения человек вынужден был трудиться. Люди жили долго, до 900 лет, но после потопа Господь ограничил время человеческой жизни, поскольку умножился грех. Чем дольше человек жил, тем больше грешил, поэтому длину жизни пришлось ограничить, чтобы он не развратился полностью.

Получается, что наш удел — прожить короткую жизнь в скорбях и тяготах? Нет, конечно! Бог любит человека, и дал ему конкретные указания, как нужно жить, чтобы избежать скорбей. Это заповеди. Если человек праведен, живёт по воле Божьей, значит, он исполняет Его заповеди. Не нужно придумывать каких-то особых подвигов, вершин и деяний. Всё давно дано и сказано. Ещё нужно молиться и поститься, но это не заповеди, это — руководство, которое помогает эффективнее преодолеть грех, избавиться от него.

Настоящая жизнь с Богом — это жить по Истине, любви и справедливости. Забывая об этом, многие думают, что христианство — это тяжелейший крест, что вся жизнь христианина — это сплошные посты и ограничения. Я считаю, что это очень неверное представление о нашей вере. Если люди будут всегда угнетать себя, это значит, что они не будут жить. Человек не создан для скорбей, он создан для радости, счастья, жизни с Богом, для того, чтобы постигать тайны бытия. Мы отходим от Бога — и многие вещи становятся непонятными. В итоге воспринимаем скорби как что-то нормальное. Да, мы должны их нести периодически, во исправление и очищение души, но Христос призывал к радости. Почему же в нашей жизни её так мало?

 

Где искать радость?

Давайте посмотрим, как мы живём. Часто в нашей жизни ложь выше правды. Мы много лжём себе и близким. Можно понять, почему: если человек говорит правду, ему живётся сложно. Во-первых, он постоянно сталкивается с противодействием окружающих, он неудобен, его не любят. Во-вторых, он страдает, когда видит несправедливость, подлость, зло. Это тяжело. Но поскольку человек создан для будущей жизни, ему нужно трудиться над собой по мере своих сил. Нужно все возможности естества использовать для того, чтобы подниматься по духовной лестнице. Мы должны найти радость в своей жизни. А не находим её потому, что не там ищем.

Умение житьЧеловек создан для радости. Если он не рад, то неправильно живёт. Если разучился улыбаться, это признак того, что с ним не всё в порядке. Апостолы призывали к радости. Сам Христос первое чудо совершил на браке в Кане Галилейской — пришёл туда, где все радовались и праздновали. Да и само чудо превращения воды в вино было совершено для того, чтобы людям было веселее, вкуснее. Господь не противился радости, Он разделил её.

В наше время многие не понимают, в чём заключается радость быть с Богом. Хотя на самом деле всё просто: мы радуемся тогда, когда у нас душа спокойна и чиста, нет чувства вины, когда спокойно можем говорить правду. Рад тот, кто покаялся, освободился от уз греховных и теперь свободен. Человек, находящийся в состоянии омытом, очищенном, чувствует себя легко.

Вечная жизнь с Богом подразумевает чистоту. Господь может любую душу, даже грешную, поместить в небесных обителях. Но тьма не может пребывать там, где свет, это противоестественно. Если душа никогда не обращалась к Богу, ей неестественно находиться там, где Бог и праведники.

Приведу пример: представим, что рабочего человека поместили среди учёных. Эти учёные будут беседовать о высоких материях, рабочий же будет чувствовать себя не в своей тарелке, в результате чего сам покинет их общество. То же происходит и в духовной жизни. Если ты можешь находиться в Царствии Божием, Господь может тебе помочь: Он очищает тебя, прощает, если раскаиваешься, и позволяет пребывать с избранными Своими. Человек же, который никогда не стремился к Богу, не сможет пребывать с Ним, даже если Господь разрешит ему это, потому что он сам отверг жизнь с Творцом.

Радость о Боге есть в любом человеке, однако она может притупляться из-за нашего образа жизни. К сожалению, люди порой даже не задумываются, в чём смысл их существования. Спрашиваешь об этом — отвечают: «живу ради детей», «ради жизни». Ну, хорошо: ради детей. Что, только для их рождения? Но какой в том смысл? Да, род будет продолжаться, но для чего? А если детей нет — тогда как быть? Ответов, как правило, нет.

Второй ответ: живу ради жизни. Хорошо. Представим ситуацию: пришло время суда. Некую личность осуждают не на те муки, которые обычно представляют: огнь неусыпаемый, холод тартарный и тому подобное, — а на вечную жизнь в полном одиночестве. Он абсолютно один: ни людей, ни Бога. Молиться не может, потому что время молитвы и покаяния окончилось, умереть не может. И так нужно существовать вечно. Это же ужас! Поэтому жизнь ради просто жизни — это тоже не то, ради чего мы рождены.

 

Нужно ли отказываться от материального?

Пока живы, мы можем обращаться к Богу. У нас есть смысл жизни, есть дорога, по которой можно идти. Святитель Феофан Затворник писал о том, что образы адских мучений на самом деле метафоричны. Они используются для того, чтобы можно было на примере физических мучений представить хотя бы отдалённо мучения духовные, когда мы осознаём, что могли что-то сделать, но уже не можем.

Человеку нужно стремиться к Богу. Это его предназначение. Неважно, кем он будет: священником, монахом, мирянином. Дело не в звании и чинах, а в образе жизни: как он живёт, что у него в душе, к чему он идёт. Если он стремится к Богу, если у него в душе есть любовь — он на верном пути. Сын Божий пошёл на смерть, чтобы спасти человека, освободить его от греха и дать возможность войти в Царствие Небесное. В этом смысл жизни человека: войти в Царство Бога. Господь всё сделал для этого, даже Сына Своего отдал на распятие, разрушил закон смерти.

Господь никогда не желал и не желает человеку скорбей. Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся, как правило — результат неверного выбора и противления тому пути, который в идеале должен вести к радости. Церковь ничего не запрещает, она направляет человека на этом пути. Наша задача — понять, почему это так, в чём заключается эта радость, осознать, что она не в еде и развлечениях, и пойти по этому пути, взяв Господа в руководители. Тогда будут у нас и радости, и блага, и мир в душе.

Наша проблема часто заключается в том, что мы стараемся разделить жизнь материальную и духовную. Этого делать не надо. Как каждый из нас — это единство духа, души и тела, поэтому и в жизни всё взаимосвязано. Всё материальное может послужить духовному — при нашем желании. С благими намерениями и богатство, и здоровье, и силу можно обратить во благо: строить храмы, подавать милостыню, помогать людям. И надо понимать, что физическая радость, когда мы общаемся с людьми, празднуем, отдыхаем, не противоречит христианской жизни. Отдыхать, общаться, радоваться — нужно!

Порой принято говорить: «Ой, у православных посты. Ничего нельзя!» Но ведь Господь учил во время поста не быть унылыми, но опять же — радоваться! Не нужно превращать посты и праздники в некие качели: сначала вверх, постимся активно, поднимаемся на пик духовного воздержания, потом — Пасха: наелись, расслабились, счастье — упали вниз. Состояние христианина — это состояние покаяния. Мы должны всё время каяться в грехах, исправлять свою жизнь, меняться к лучшему, но это не ограничивает человека в радостях его повседневной жизни.

Пост — в первую очередь время покаяния, а не время ограничений в пище. Когда мы начинаем поститься, нужно неспешно войти в пост и плавно в нём пребывать. По идее, если мы постоянно пребываем в состоянии покаяния, нам не нужно что-то кардинально менять на время поста — разве что немного ограничить себя в еде. Тогда у нас не будет никаких скачков. А то порой бывает так: пост закончился — можно снова грешить! Это неправильно.

В заключение хочу всем пожелать обрести радость и мир душевный. Пусть Господь поможет всем нам на пути их обретения!

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Для животных человек — это бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100