Протоиерей Владимир Шутов
Как объяснить ребёнку, зачем нужно молиться?
Как учить ребёнка молитве? Как объяснить её смысл и необходимость? Что нужно знать родителям, прежде чем начинать об этом разговор? Как говорить о молитве с малышом — и как с подростком? Отвечает протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Что важнее?
Прежде чем объяснять что-то ребёнку, родители сами должны понять предмет обсуждения. Если речь об отношении квадрата гипотенузы к квадратам катетов, надо изучить теорему Пифагора, и тогда всё получится. Если родители не имеют нужных знаний, их нужно приобрести: вспомнить теорию, почитать учебник. То же касается молитвы: если у папы и мамы нет навыка, они вряд ли что-то смогут объяснить ребёнку. В этом случае родителям сначала придётся научиться молиться самим, а потом уже общаться на эту тему с детьми, ведь молитва настолько важна в жизни человека, что разговор о ней кому-то чужому не поручишь. Можно попросить человека со стороны научить малыша ходить, но чтобы учить любви, доброте, молитве — нужен родитель.
Главное, что должны понимать родители — это важность молитвы в жизни человека. В реальности же нередко приходится видеть, что она находится в лучшем случае во втором десятке жизненных навыков, которым надо обучить ребёнка. Прежде всего нужно сделать, чтобы ему было тепло, сытно, комфортно, а молитва — это когда-то потом. Но если смотреть на жизнь с точки зрения христианской, то мы поймём, что молитва — едва ли самое важное, чему нужно учить ребёнка. Как говорится в одной притче, молитва и труд — это два весла, благодаря которым движется лодка человеческой жизни. Если одного из них не хватает, лодка не сможет плыть вперёд, а будет кружиться на одном месте. Когда мы это осознаем, нам станет понятно, почему молитва — это главное, чему мы должны научить своих детей. Более того: тогда нам будет легче их к ней приучать.
Молиться — это трудно? Или прекрасно?
Также родителям нужно понять, в чём, собственно, заключается молитва. Для многих она чаще всего связана со всевозможными трудностями: нужно проговаривать какие-то непонятные слова, долго стоять, тратить на неё много времени в неудобное время суток — утром, когда спешишь, или вечером, когда нет ни на что сил. Как правило, молиться людям не хочется. Но мы попробуем изменить всё это для себя, а потом объясним ребенку, как это прекрасно — молиться.
Что для маленького человека прекрасно? — общаться с мамой и папой, с теми, кто ему близок и кто его любит. С этого и начнём объяснять, что такое молитва. «Вот мы с тобой сейчас говорим — это разговор между людьми. А если человек обращается к Богу — это молитва».
Важно говорить с ребёнком тогда, когда вам вместе хорошо — а не когда вы включаете режим «родитель»: пришёл папа с работы, полежал на диване, глядь — есть свободные полчаса до футбола. Вот он и включает режим родителя: «Сын, неси-ка дневник! Что там в школе у вас? А ты молился сегодня? Нет? Ты разве не знаешь, что надо молиться каждый день? А ну, давай, бери молитвослов, читай молитву!» А сам лежит, посматривает, сколько минут до футбола осталось. Это же ужас! Так нельзя ни в коем случае! Если родитель заставляет молиться ребёнка, но не молится сам, он просто убивает в нём веру. Его потом от слова «храм» будет в дрожь бросать.
Одна мама как-то спросила у меня: «Как мне заставить моего ребёнка молиться?» Меня даже в жар кинуло. Слова «заставить» и «молиться» несопоставимы, такого словосочетания нет. Как можно заставить молиться? Может ли ребёнок признаваться в любви тому, кого не любит? Даже если его пытать — он, возможно, признается, но потом непременно отречётся от своих слов.
Приобщать с момента беременности
Ребёнка нужно медленно, с любовью вводить в общение с Господом. Начинать приучать его к этому нужно, когда он ещё в материнской утробе находится. Мама, ожидающая малыша, может сесть перед иконами и попросить: «Господи, помоги!», «Господи, благослови моё чадо!» Это будут первые уроки молитвы для малыша. То же касается и причастия будущей мамы: младенец чувствует действие благодати.
Новорождённого можно подносить к иконам, молиться рядом с ним. Подрастая, он будет видеть святые образа, маму, которая что-то передними шепчет. И это тоже будут уроки молитвы. Однажды родители увидят, что малыш стоит перед иконами и что-то своё говорит. Может, он ещё не понимает, что именно надо говорить, но для него молитва становится естественной составляющей жизни. Конечно, роль мамы в этом вопросе очень важна. Сразу же скажу: не надо требовать от себя невыполнимого! Дети — это большой труд, а если их двое или трое — тем более. Не надо корить себя, что не вычитала правило или не сделала положенное число поклонов в пост. Молитва — это совсем другое: это разговор человека со своим Творцом, Который его любит, попытка выразить нашу любовь к Нему. Душа человеческая жаждет молитвы, и душа ребёнка — тоже. С самого раннего возраста он будет впитывать всё то, чему вы его учите своими поступками, своей жизнью.
Не спеша, терпеливо, с любовью
Малыш подрастает, и можно купить ему иллюстрированный детский молитвослов — они сейчас очень красивые, красочные. Сначала надо привлечь внимание: «Посмотри, какая красивая книжечка! Давай-ка её порассматриваем!» Никаких: «Вот тебе молитвослов, будешь молиться!» Наша задача — увлечь, расположить. Пусть просто подержит в руках, полистает, картинки рассмотрит. Подходите к ребёнку, когда он не занят. Если же смотрит любимый мультфильм, увлечён игрой, рисует — не отрывайте его. Вот он посмотрел, внимание начало угасать, отвлёкся — всё, оставьте его. Знакомить ребёнка с молитвой надо дозированно.
Следующий этап — показываете, кто изображён в молитвослове: вот Иисус Христос, вот Богородица, вот твой друг — Ангел-хранитель. Когда ребёнок запомнит, кто есть кто, можно учить его первым, самым коротеньким молитвам: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!», «Слава Тебе, Боже!». Когда он научится читать, можно выучить с ним первые молитвы — «Отче Наш» и «Богородице Дево, радуйся» — возможно, он их сам прочтёт. Главное — не спешить.
Очень важно не навязывать ребёнку большие объёмы молитв. Сколько есть прекрасных коротеньких молитв, которыми мы почему-то пренебрегаем! Многим по душе несколько акафистов вычитать, а короткие молитвы — это «несерьёзно». Но ведь лучше произнести пять слов, которые понимаешь, чем сто непонятных! Да, христианину надо молиться постоянно — но не бесконечные акафисты вычитывать, а обращаться к Богу с благодарностью или с просьбой о помощи в своих нуждах. Это надо донести и ребёнку. «Вот ты идёшь в школу, боишься перед контрольной — попроси Бога и Богородицу помочь тебе! Скажи: „Господи, помоги!“, „Пресвятая Богородица, вразуми“ — и ничего не бойся!» Пусть он знает, что это и есть молитва — а не слова, которых он не понимает.
Не рисуйте образ Бога тёмными красками
Нужно идти от простого к сложному. Помните, как мы учились писать по прописям? Сначала палочки, крючки, после их же под наклоном — и потом уже буквы. Затем писали слоги, составляли из них самые простые слова — и лишь спустя долгое время начинали писать сочинения и диктанты. А в молитве мы, по сути, не умеющего палочки писать ребёнка заставляем браться за сочинение. Так нельзя!
В обучении молитве надо руководствоваться любовью, собственным примером, терпением. Ни в коем случае не давить, только направлять. И душа, которая по природе христианка, обязательно встретится со своим Творцом. Главное — чтобы мы не нарисовали Его образ тёмными красками. Как это? Приведу пример.
Приходит мама и говорит: «Мне надо ребёнка причастить. Мы с ним неделю постились, вечерние и утренние молитвы вычитывали, и каноны тоже — мы всё правильно сделали?» Я смотрю на неё с ужасом: «Да вы что? Так ведь нельзя!» Потому что — представьте: вы говорите ребенку, что идёте встретиться с Богом, Который любит его больше всех на свете. Только перед встречей с Ним надо неделю не есть, всё бросить и слушать непонятные слова. Конечно, ребёнок этого не понимает — потому что в его представлении любовь проявляется совсем иначе. Он думает, что любовь — это как День рождения, когда ему дарят подарки, целуют и обнимают. В итоге к причастию он подходит съёженный, испуганный — потому что оно для него с любовью Божьей никак не связано. А если его учить с рождения, что Бог его любит, ждёт, радуется ему — насколько иным будет его отношение к храму, молитве, причастию!
Как быть с подростками?
В конце августа мы служим молебен перед началом учебного года, и все мамы и бабушки уверены, что надо в это день ребёнка причастить. Заталкивают в храм этих несчастных детей, которые не понимают, за что им всё это. Священник видит: ребёнок испуган, ему в храме некомфортно, вокруг непонятно настроенные люди, которые тоже в храме первый или второй раз. Как ему быть? Ведь такое поведение только отбивает у детей желание ходить в храм. Раньше дети с рождения знали, что такое церковная жизнь. Сейчас многие попадают в храмы лет в десять, а то и в двенадцать. И объяснить такому ребёнку, зачем нужно молиться и причащаться, очень сложно. Поэтому, объясняя детям необходимость молитвы, надо учитывать их возраст и образ жизни семьи.
У подростка уже есть накопленный опыт, жизненные приоритеты, взгляды. Чтобы разъяснить ему такие важные вещи, как отношения с Богом, вера, молитва, надо иметь большой личностный авторитет, потому что юные максималисты очень тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Те, кому больше двадцати, всё уже не так остро ощущают, а вот молодёжь помладше очень чуткая. Если им говорить, что надо молиться, а в словах ваших не будет радости, они не будут молиться. Когда-то мне попались такие слова: если ты не видишь в глазах твоего собеседника сияния вечной жизни, тебе трудно будет стать христианином после общения с ним.
Какой молитве мы учим?
Если родители сами не знают, зачем молиться, они не смогут ничего объяснить своим детям. Если молитва для папы и мамы сводится к вычитыванию, если они не знают, что такое диалог с Богом — наши рекомендации не будут иметь никакого смысла. Я воцерковлялся поздно, лет в двадцать пять, и хорошо помню, что молитва понималась тогда исключительно как чтение молитвослова. Говоришь молитва — подразумеваешь молитвослов или акафист. Надо этот стереотип менять. Молитвослов — не необходимость для молитвы. Молитва — это движение души. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если есть в сердце эта полнота — ты не сможешь не хвалить Творца, не можешь не молиться.
Многие молитвы были составлены святыми не для читателей, а для себя — они умели выразить свои любовь и восторг особенно, поэтически. За ними эти удивительные слова записывали другие люди, но изначально это было личное переживание человека, очень искреннее и интимное. Святые вряд ли предполагали, что мы, их потомки, эти слова будем употреблять как какую-то повинность, «обязаловку». Это не значит, что молиться по молитвослову не надо — нет, просто нужно выстроить свои личные отношения с Богом. Приведу такой пример: если молодой человек захочет признаться в любви девушке и прочтёт ей стихи известного поэта, это будет странно — потому что, как ни крути, это слова Пушкина, а не его собственные. А в такой важный момент лучше выразить свои чувства своими словами. Пусть они будут намного проще и не так гармонично оформлены, но он скорее донесёт их до сердца возлюбленной.
Как прекрасно, когда между человеком и Отцом Небесным выстраиваются сыновне-отцовские отношения, когда рождается любовь, в которой человек растворяется. Вот об этом надо говорить нашим детям. Надо делиться с ними нашей радостью. Порой молитва даже не требует слов. Бывает, что сердце наполняет такая полнота, что и слов не найти — так хорошо. А когда говорят, что для обретения этого чувства нужны двадцать поклонов и три акафиста — мне это совершенно непонятно.
Зачем Богу моя молитва?
Я бы этот вопрос изменил на «зачем мне молитва?». Мы существа, которые созданы для счастья и любви. Нас окружает всё прекрасное — солнце, луна, небо, дождь, цветы, прекрасные лица людей. Всё это нам дано для наслаждения. И молитва тоже — величайшее наслаждение, только не все это знают. Можно спросить у ребёнка: «Зачем ты ешь мороженое?» — «Потому что вкусно!» — ответит он. «Да, это вкусно. Это приносит тебе радость и удовольствие. Вот и молитва — тоже удовольствие: представь, ведь мы говорим с самим Богом — с Тем, Кто любит нас больше всего на свете. И Ему приятно это общение, потому что Он видит ответ на Свою любовь». Господь и общение с Ним — главная радость нашей жизни, и если человек не испытывает её — ему нужно найти свой путь к ней.
Я считаю, что первая задача родителей — показать детям, что молитва — это главная радость в нашей жизни. Христианин — это самый радостный человек. Да, есть скорби, сложности, но всё это внешнее. Главное — это счастье, которое наполняет сердце, когда обращаешься к Богу, это Его правда, Его реальное присутствие в нашей жизни. Всё, что связано с Богом — посещение храма, причастие, молитва — должно быть растворено радостью, ведь она — один из основных даров Духа Святого. Если мы, христиане, не испытываем радость от того, что делаем — то грош нам цена в базарный день. Мы, родители, должны своей радостью заражать детей — тогда не придётся объяснять им, зачем нужна молитва. Они должны захотеть быть такими же радостными, как мы. Именно об этом говорил святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Люди шли за апостолами, потому что видели в них этот дух — дух любви и радости.
Так что молиться нужно чтобы жить, испытывать радость, любить, благодарить. Чтобы быть полноценным человеком. Дай Бог нам донести это до своих детей!
Записала Екатерина Щербакова