Екатерина Щербакова
Чем занять детей на улице, когда зима — не зима?
Зима в этом году тёплая и бесснежная, и если многим взрослым это по душе, то детям без горки и сугробов скучновато. С другой стороны, сидеть дома — перспектива не очень хорошая, поэтому взрослым неплохо было бы научить чад развлекаться на улице. А мы решили помочь взрослым — которые, если честно, тоже отвыкли гулять и играть на свежем воздухе — и предлагаем варианты.
Ирина Наязовна Кандыба, прихожанка храма Успения Пресвятой Богородицы Краматорска:
Для того чтобы развлечь детей на улице, предлагаю игру «Варежка». Для неё нужно большое число участников — приглашайте всех, кто гуляет рядом с вами! Если собираетесь повеселиться в холодную погоду, то возьмите с собой дополнительную варежку, с которой вы и будете играть. Если погода тёплая и игроки могут снять свои варежки с рук — пусть играют своими.
Выбираем двоих водящих. Все остальные участники игры встают вокруг них в большой хоровод, взявшись за руки. Первый водящий находится внутри образовавшегося круга, а второй — за кругом. Первый должен бросить варежку и попасть ей во второго — запятнать. Игроки в кругу мешают ему это сделать, поднимая руки и отбивая варежку обратно в круг, их задача — защищать второго водящего.
Если второго игрока выбили, то он становится в центр круга и становится первым водящим. Чтобы найти ему пару — второго водящего — бывший первый водящий приглашает из круга кого-то на свой выбор. Он бросает свою варежку вверх, кто её поймает — тот и будет играть в роли второго водящего. Далее игра повторяется. Если второго игрока не выбили варежкой, то первый водящий продолжает играть свою роль.
Когда дочка была маленькая, мы делали холсты из подручных материалов на улице: размещали на асфальте или деревьях листочки, палочки, шишки, всё шло в ход. Получалось интересно, и это занятие нравилось детям. Обычно мы всё это делали на детской площадке.
И, конечно, нельзя забывать о таком замечательном развлечении, как квесты, потому что эти игры от погоды не зависят. Нужно спрятать на площадке клад — так, чтобы дети не видели. Мы просили взрослых, которые были на площадке, нам подыграть. Кто-то из них просил детей несколько раз присесть, кто-то загадки загадывал, кто-то просил собрать бумажки, и так далее. За выполненное задание ребёнок получал подсказку — указание, где находится клад. Десять подсказок — и клад найден. Кладом были мелки для рисования на асфальте или мыльные пузыри. Они тоже отлично развлекают детей, надо только найти сухое место для рисования, а пузыри можно круглогодично дуть.
Вообще, занять детвору на улице довольно просто, особенно когда взрослые неравнодушны. Когда мы гуляли, то общались с другими родителями и детками, благо, во дворе все свои были. Нередко играли в паровозик. Собирали детей со всего двора — и отправлялись в путь. Проще простого, но нравилось всем.
Вадим Геннадиевич Анциферов, учитель начальных классов общеобразовательной школы 1-3 ступени № 16 г. Славянска, преподаватель воскресной школы и певчий Георгиевского храма п. Ясногорка:
Я работаю преподавателем в двух школах — общеобразовательной и воскресной, и обратил внимание, что современные дети почти совсем разучились играть, особенно в подвижные игры. Все сидят в телефонах и компьютерах, и это так печально! Вот несколько игр, в которые мы играем в школе, они очень нравятся детворе. Буду рад, если они помогут развлечь и ваших детей.
Мяч в ворота
Две команды по 4-8 человек выстраиваются в колонну перед 4 фишками/флажками, напротив ворот. У первого игрока в руках клюшка и мяч небольшого размера. По команде ведущего игроки обводят мяч вокруг фишек «змейкой», после чего бьют по мячу клюшкой, стараясь попасть в ворота. Затем хватают мяч и бегом возвращаются к своей команде, передают реквизит следующему игроку и становятся в конец своей колонны. Выигрывает команда, которая закончит первой и у которой больше забитых голов.
Моржи
Две команды по 5 или 7 игроков становятся в колонны парами. В руках играющих — обручи, которые они держат вдвоем, стоя лицом друг к другу. Тот игрок, у которого нет пары, «ныряет» в обруч снизу, переступает через него и «ныряет» в следующий. Когда все обручи пройдены, игрок бежит в начало колонны и сменят игрока в первой паре, а тот продолжает эстафету.
Туннель
Игроки строятся в колонны по 5-9 человек (можно и больше). Перед ними на расстоянии 10 метров начерчена линия, от которой команда начнет строить свой туннель. По сигналу первый игрок бежит к линии и становится боком к команде так, что его руки упираются в землю, а тело образует дугу. Следующий игрок подбегает к нему и пролезает под ним, после чего тоже становится так же рядом. Игра продолжается до последнего игрока. Чем больше игроков, тем веселее!
Прыжки с канатом
Команда из 7-9 человек выстраивается в шеренгу. Крайние игроки берут в руки канат и начинают его синхронно крутить. Остальные одновременно прыгают через канат. Выигрывает команда, которая совершит больше прыжков без остановки. Для игры необязательно использовать канат, подойдут скакалки, верёвки — всё, через что можно прыгать.
Молекулы
Команда в хаотичном порядке двигается внутри очерченного поля. По команде ведущего игроки образуют молекулы из 2-3-4 «атомов». Кто не успел собраться в молекулу — выбывает.
Су-е-фа
Команды выстраиваются в колонны друг напротив друга. По команде первые игроки скачут навстречу друг другу на одной ноге. Встретившись, кричат: «Су-е-фа!» и играют в «Камень, ножницы, бумага». Выигравший остается на месте, а проигравший становится в конец чужой команды. Выигрывает команда, которая «переманит» к себе всех игроков соперника.
Картошка
Команды выстраиваются в колонны на одной линии. Перед ними — «лунки» в одну линию (это могут быть разрезанные пополам старые баскетбольные мячи, ведёрки или просто выкопанные в земле углубления). В руках у первых игроков ёмкости с теннисными мячами или кубиками по числу «лунок». Игрок бежит и бросает в лунки мячи или кубики. Возвращается бегом к команде и передает ёмкость. Следующий игрок собирает «урожай» — складывает мячи в ёмкость и возвращается к команде.
Маятник
К двум деревьям привязывается верёвка, на которую на других верёвках (длиной около 1,5 метров) подвешиваются мягкие игрушки. Команда выстраивается в колонну, ведущий раскачивает верёвку, а участники по одному стараются пробежать между игрушками.
Башня
Команды по 6-8 человек выстраиваются в колонны, держа в руках по кубику. По команде бегут к начерченной на расстоянии 10-15 метров линии и устанавливают свой кубик на неё. Следующий ставит свой кубик на предыдущий и т. д. Побеждает команда, у которой башня выше.
Третий лишний
Игроки становятся парами в круг. Двое из игроков не становятся в пары. Один убегает вокруг игроков, второй старается его догнать. Первый игрок в любой момент может забежать в круг и стать перед одной из пар. Задний игрок в паре должен в этот же момент выбежать, а его старается догнать второй игрок.
Рыбак и рыбка
Игроки становятся в круг. В центре его — «рыбак» со скакалкой в руке. Он вертит скакалку низко над землей. А «рыбки» подпрыгивают, чтобы их не коснулась скакалка. Игрок, которого коснулась скакалка, выбывает.
Конечно же, вы можете изменять правила и использовать другой реквизит. Например, мы в школе для игры «Маятник» натягивали в спортзале резинку от окна к окну и подвешивали не мягкие игрушки, а обручи, получалось что-то наподобие «Форта Буаяр». В игре «Картошка» вместо мячей и кубиков можно настоящую картошку использовать. Словом, включайте фантазию! Главное — чтобы всем было весело и интересно.
Юлия Паламарчук, жена священника Димитрия Паламарчука, настоятеля Николаевского храма с. Криворожье:
Я из тех мам, кто не боится, что дети испачкаются. Сейчас ничего не стоит постирать комбинезон после прогулки, поэтому я разрешаю играть с камнями, палками, песком. У меня маленькие дети — старшему сыну четыре, младшему два с половиной года. Гулять нужно каждый день, в холодную погоду тоже. К сожалению, этой зимой нет снега, приходится развлекать сыновей на площадках: катаемся на горке, качелях — благо, тёплые комбинезоны не дают замёрзнуть. В отсутствие сугробов дети играют в песке.
Большая радость — поехать в гости к дедушке: там большой двор, это колоссальное поле для исследований. Чего стоит одна только возможность строить замки из соломы и потом залезать на них! Дома прогулки попроще: исследуем камни, палочки, пачкаемся — а как иначе, у меня ведь мальчишки. Недавно выпал слой снега высотой в сантиметр, и это было счастье: они взяли экскаваторы и скребли, что было.
В плохую погоду мои дети скучают, поэтому стараюсь удержать их на улице как можно дольше. В ход идут и мячи, и самокаты — благо, у нас свой дом и можно кататься сколько угодно.
Развлечь детвору помогут и активные игры. Приведу простые, для самых маленьких.
Чёрные чернила, белое перо
Дети делятся на две команды, становятся друг напротив друга, взявшись за руки. Игроки одной команды, посоветовавшись, вызывают члена другой команды, говоря: «Чёрные чернила, белое перо! Вызываем (имя), больше никого!» Названный игрок должен с разбега разорвать их руки. Если получается — он забирает одного человека в свою команду, если нет — остаётся в команде противников. Выигрывает команда, забравшая большее число игроков.
У медведя во бору
Выбирают медведя, он спит в берлоге. Остальные дети находятся от него на расстоянии и говорят: «У медведя во бору грибы-ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит!» На слове «рычит» медведь поворачивается и начинает ловить детей. Тот, кого он поймает, становится медведем.
Кошки-мышки
Дети становятся в круг и берутся за руки. Игрок-мышка внутри круга — «в домике», игрок-кошка — снаружи. Когда руки детей опущены вниз, двери закрыты, если кто-то поднял их вверх — дверь открывается, кошка может попасть внутрь, а мышка — выбежать. Когда поднимать руки — решает каждый ребёнок, могут открыться все двери или несколько, а могут все остаться закрытыми. Задача кошки — поймать мышь, мыши — убежать от неё.