10 сентября 2018 г.
Митрополит Митрофан: Времена гонений возвращаются
В день обретения мощей преподобного Иова Почаевского митрополит Горловский и Славянский Митрофан и епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, совершили Божественную литургию в храме преподобного Иова Почаевского города Константиновки. По окончании богослужения митрополит Митрофан обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Мы сегодня празднуем память преподобного Иова Почаевского. Он жил в непростое время, когда православие нужно было исповедовать, то есть свидетельствовать о своей вере не только словами, но и жизнью, быть ради этого готовым на любые трудности.
Географическое положение Украины таково, что она всегда становилась яблоком раздора, ареной военных и культурных баталий. От этого страдал простой народ и Церковь. Верующие люди во времена преподобного Иова испытывали давление со стороны католиков и властей предержащих, которые к вере относились довольно прохладно, но всегда старались её использовать для собственной выгоды. Католический государь, говоря современным языком — администрация, поставил очень простое условие: хочешь заниматься бизнесом или торговлей, хочешь работать в органах государственной власти — ты должен быть католиком или греко-католиком. Если ты будешь православным, тебе закрыты все дороги.
Вспоминая преподобного Иова как исповедника, который боролся с унией, утверждал вере монашескую братию и всех, кто хотел сохранить верность православию, мы думали, что эти времена прошли. Сегодня наша Церковь вновь оказалась в положении изгоя. Духовенство и верующих людей обвиняют в том, что мы пятая колонна Москвы, предатели своей Родины, что мы здесь находимся случайно. Должен прийти кто-то со стороны, всё изменить и сделать нас счастливыми.
На роль этого человека предлагают Константинопольского патриарха. Совершенно понятно, что для политиков Церковь — это инструмент, которым они пользуются. Они ездили в Константинополь просить о легализации раскола, преследуя свои цели. Константинопольский патриарх неоднократно заявлял, что в Украине есть только одна Церковь и один предстоятель, которого он признаёт — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, а после Онуфрий. Мы совершенно не ожидали, что в ответ на просьбы политиков патриарх Варфоломей проявит какую-то реакцию. Церковь должна жить по правилам и канонам, она не должна участвовать в политической борьбе.
Автокефалия, о которой сегодня много говорят, которую обсуждают чуть ли не на работе и в маршрутках, сама по себе не может быть греховной или неправильной. Когда в семье вырастает ребёнок, он отделяется от родителей. Тогда радуются и дети, которые сумели создать собственные семьи, и родители, которые их воспитали. Все продолжают оставаться в добром общении друг с другом. Но когда разделение происходит насильно, по политическим мотивам, а не потому, что есть такая церковная необходимость, просто кому-то со стороны так захотелось, это разделение становится греховным.
Церковь — народ, духовенство, епископат — противится этому. Так было и в 1991 году, когда Кравчук, первый президент Украины, провозгласил: «Незалежній державі — незалежну церкву». Его не поддержал никто, кроме раскольника Филарета, которому не удалось стать патриархом Московским, и трёх его последователей. Монастыри, приходы, духовенство захотели остаться в единстве с Русской Православной Церковью, потому что Церковь — это не политическая организация, а духовный организм. Разрывать его единство никто не был готов.
Единственный способ преодоления раскола во все времена — возвращение раскольников через покаяние в лоно Церкви. В течение четверти века мы видели, какие люди из нашей среды уходили в раскол, как там совершались незаконные рукоположения, и вопрос уврачевания раскола становилось всё сложнее и сложнее обсуждать. Мы понимали, что ведём переговоры с людьми, которые ещё в нашей среде засвидетельствовали свой аморальный образ жизни, своё недуховное поведение, прославились такими поступками, из-за которых были изгнаны из канонической Церкви, и вдруг объявились как священники, а потом и епископы «Киевского патриархата». Механическое объединение с такой «церковью» было абсолютно неприемлемо. Мы осознавали всю сложность проблемы и искали пути её решения.
Сегодня Константинопольский патриарх проявил себя не как пастырь, а как политик. Политики руководствуются собственной выгодой. Если есть возможность приобрести определённый ресурс или территорию, они это делают, не обращая внимания ни на какие нравственные и духовные нормы. Христианин, пастырь, священнослужитель никогда не может действовать как политик. Для него нравственное измерение поступка всегда должно быть самым главным, вопрос выгоды никогда не ставится на первое место.
Когда нам объявили, что Константинополь присылает сюда двух экзархов, мы восприняли это не как пастырский поступок, продиктованный добрым отношением к людям, которые живут на этой земле и здесь молятся Богу, а как проявление человеческих амбиций, которые вызывают тревогу, скорбь и боль в нашем сердце.
Неужели Константинопольский патриарх не понимает, что те националисты, которые захватывали храмы канонической Церкви, после легализации раскола получат карт-бланш и будут действовать так, как они действовали в 91-м году? Тогда они полностью разгромили Львовскую, Тернопольскую, Ивано-Франковскую епархии: захватили храмы, изгнали епископов из епархиальных управлений, а священников — с приходов. Скоро мы можем снова услышать истории о том, что активисты избили детей священника, батюшка пошёл в милицию писать заявление, а ему там сказали, что не могут защитить, и посоветовали уехать.
Неужели Константинопольский патриарх не понимает, что даже если мы скажем людям не цепляться за камни, когда их будут выгонять из храма, не все послушаются? Мы будем молиться в любом месте, где соберёмся, и Богу наша молитва будет угодна. Но людям, которых выгонят, будет больно, и не все согласятся уйти добровольно. Прольётся кровь. Какой же он после этого пастырь? Он политик. Он не может называться господином и отцом, потому что думает не о пастве и не об установлении мира на этой земле, а о своей политической выгоде.
Очень печально, что патриарх Варфоломей встал на сторону украинского правительства и приступил к легализации раскола. Никому из девяноста архиереев Украинской Православной Церкви не задали вопрос, как лучше поступить в этой ситуации. Никого не спросили, нужна ли нам помощь и вмешательство и будет ли после этого вмешательства мир в Украине и среди народа Божия.
Сегодня мы встаём перед тем же выбором, перед которым стояли современники преподобного Иова Почаевского: сохранить верность Церкви и нравственным принципам, по которым должны жить православные христиане, или предать их ради собственной выгоды. Этот выбор придётся делать каждому: и епископу, и священнику, и мирянину. Дай Бог, чтобы преподобный Иов Почаевский стал для каждого из нас примером. Чтобы его жизнь и подвиг подсказали нашему сердцу, как мы должны поступить, по какому пути идти и как проявить любовь к свей Церкви, своему народу и Отечеству.
Я верю, что мы не одни. Церковь вместе со Христом, и врата ада не одолеют её. Мы не должны бояться, потому что мы ни у кого ничего не украли, не нарушили никаких канонов и не переступили никаких заповедей. Пусть боятся те, кто развязывает войны и гонения на Церковь, потому что эти поступки останутся с ними как история их жизни. Им с этим жить и за это отвечать перед Богом. Господь никогда Свою Церковь не оставит. Поэтому с миром, любовью и радостью пребывайте в той Церкви, чадами которой вы являетесь, и не бойтесь ничего.
Мы сегодня не призываем ни к вражде, ни к насилию, ни к разделению, ни к ненависти. Никакие внешние обстоятельства не смогут отвратить от Церкви людей по-настоящему верующих. Церковь для нас — это не организация или место, где мы собираемся, а мать, которую мы любим всей душой и всем сердцем. Мать не меняют.
Какими бы высокими волны ни были, каким сильным ни был шторм, Кормчий нашего корабля — Господь Иисус Христос. С нами все святые угодники Божии, которые помогают нам пройти поприще земной жизни, сохранив верность Христу.
Поздравляю всех вас с праздником! Пусть преподобный Иов Почаевский всегда пребывает молитвами со всеми нами!