Протоиерей Алексий Суетин, Мария Цырлина
Православие или смех?
Как относиться, если друзья решили вас разыграть 1 апреля? Многозначительно и скорбно промолчать, прочитать вдохновенную мораль, напомнить о необходимости плача о грехах или привести покаянные стихи из великопостного богослужения? Можно ли вообще православному человеку смеяться и шутить? Ведь сказано: «Горе вам, смеющиеся ныне…»
День смеха, отмечаемый 1 апреля, известен в странах Европы по крайней мере с XVI века. Первоначально он назывался «Праздник дураков». Главной традицией этого дня было обманывать друг друга, посылая по несуществующим поручениям. Праздник восходит к языческим временам и обрядам, связанным с приходом весны и божествами, празднества в честь которых выпадали на этот месяц.
В России первый первоапрельский розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Глашатаи ходили по городу и приглашали всех на «неслыханное представление». От зрителей не было отбоя. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все увидели на подмостках полотнище с надписью: «Первый апрель — никому не верь!»
Несмотря на то, что Русь никогда не знала этой языческой традиции, праздник, по сценарию которого положено обманывать и представлять своих ближних дураками, так прижился среди православных славян, что отмечается до сих пор.
Как реагировать на розыгрыши в «День смеха»?
Благочинный Енакиевского округа, настоятель Покровского собора города Енакиево протоиерей Алексий Суетин:
Православные не против радости, не против юмора как такового, но в наше время почему-то ставится знак равенства между юмором и розыгрышами. Неверующие люди считают: для того, чтобы порадоваться, надо кого-то обмануть, подшутить, чтобы все над кем-то смеялись, поставить человека в неловкую ситуацию — и это будет весело.
Как вести себя, если кто-то в нашем окружении решил так отпраздновать этот день? На такие неудачные шутки нужно не реагировать словами, а своим примером показать, как нужно шутить и радоваться. Именно примером.
Если кого-то чья-то шутка сильно обидела, можно с любовью сказать обидевшему человеку, что так шутить нельзя, попытаться исправить обидную шутку и сделать так, чтобы человеку не было досадно. Если мы будем учить нотациями, то ничего не добьёмся, а только настроим людей против себя.
Иногда День смеха помогал на время остановить войны и кровопролития. 1 апреля 1915 года, в разгар Первой Мировой войны, над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Немцы бросились врассыпную, но взрыва не последовало. На бомбе, которая оказалась подделкой, красовалась надпись «С первым апреля!»
Можно ли шутить в пост?
Протоиерей Алексий Суетин:
Мы не можем запретить отмечать 1 апреля. Но мы, православные христиане, должны показать, как на самом деле нужно радоваться, своим примером. Добрая шутка, доброе слово, которое вызывает радость и улыбку на лице другого, уместны не только в обычные дни, но и в дни Великого поста. Добрая шутка, сказанная с любовью, может оказать помощь человеку, стать для него поддержкой, ободрить его, особенно в наше непростое время, когда идёт война.
Главное отличие доброй шутки от злой — она должна быть с любовью. Когда мы человека любим, мы боимся его огорчить и расстроить. Если о чём-то и пошутим рядом с ним, то эта шутка поможет ободрить, поддержать, она никогда не обидит и не даст повода другим посмеяться над человеком.
Юмор с любовью не просто помогает ближнему. Это самое лучшее лекарство. Добрая шутка часто гасит конфликт. Как шуткой можно обидеть, так и, переведя всё в шутку, можно излечить человека от обиды, примирить людей.
Влияние смеха на здоровье человека изучает целая отдельная наука, которая называется гелотология. Учёные этой отрасли доказали, например, что 5 минут смеха по воздействию на организм заменяют 40 минут отдыха. Юмор также помогает человеку найти решение проблем и тем самым уберегает от стресса.
Сам основатель науки о смехе — Норман Казинс — вошёл в историю как «человек, которому удалось рассмешить смерть». Он страдал от редкой болезни суставов — коллагеноза. После того, как от него отказались врачи, он смог вылечить свою болезнь сам — по нескольку часов в день предаваясь радостным мыслям, юмору и смеху. Смехотерапия как метод лечения с тех пор активно применяется в западных странах.
Протоиерей Алексий Суетин:
В дни Великого поста христиане стараются оградить себя от нехорошего, злорадного юмора. Включая телевизор, заходя в соцсети, мы заранее знаем, что можем там встретить. По возможности нужно стараться делать это как можно реже.
Конечно, мало кто может полностью изолировать себя от связи с миром — нам нужно знать, что происходит в стране и в нашем городе, как дела у друзей и родственников. При этом, заходя в интернет, мы можем встретить там и неуместный юмор.
В этом смысле Великий пост — зеркало, которое показывает, кто мы на самом деле. Если мы, встречая карикатуру с пошлым юмором, сарказмом, смеёмся, значит, не все страсти в себе мы преодолели. Хорошо, что мы это видим. Значит, нам есть, в чём каяться, над чем работать. Если мы посмеялись над тем, над чем неуместно смеяться, нужно исповедаться в этом.
Святые и известные православные деятели о юморе и смехе:
«Смех — самое сильное орудие в победе над гневом».
Свт. Григорий Богослов
«Добрым смехом можно бесшумно развеять скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже убийства…. есть два смеха: светлый и темный, их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его можно различить по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех — грязный».
Святитель Иоанн Шанхайский
«Без юмора жизнь становится опасной. Большинство плохих людей лишены чувства юмора».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Можно ли быть православным и юмористом?
Протоиерей Алексий Суетин:
В Средние века были профессии шута, комика, сегодня — юмориста, тамады, аниматора… Нельзя сказать, что православному человеку заниматься этим грешно. Всё дело в том, какие шутки он будет нести людям. Ведь можно приносить радость, избегая плохих, пошлых шуток.
Неважно, юморист ты или политик, главное — на всяком месте не забывать, что ты христианин.
Учёные подсчитали, что ребёнок до пяти лет улыбается и смеётся примерно 300 раз в сутки. Как тут не вспомнить призыв Спасителя «Будьте как дети!» и не подражать их искренней радости этому миру?
Неуместный день смеха
Протоиерей Алексий Суетин:
Кроме злых розыгрышей, праздник 1 апреля неуместен ещё и потому, что нельзя ставить перед собой цель ходить и шутить. Шутка должна быть естественной и своевременной.
Радость не чужда православному человеку. Почему нам не радоваться, когда мы читаем о Воскресении Христовом? В этом году 1 апреля отмечается замечательный, радостный праздник Входа Господня в Иерусалим. Дети радовались, встречая Христа, приветствовали Его пальмовыми ветвями. Почему же нам не радоваться?
Чувство юмора — свойство человеческой природы. Понятно, если мы стоим в храме на литургии, там шутки неуместны. Но, выйдя из храма, поздравить кого-то с праздником, улыбнуться, пошутить по-доброму — вполне уместно.
Своеобразной альтернативой слишком антихристианскому празднику «День дурака» может стать «День улыбки». Отмечается он 12 апреля, когда был изобретён смайлик. Первоначально этот значок появился вовсе не для переписки в соцсетях. В 1963 году, когда в Соединённых Штатах Америки настал очередной экономический кризис, руководители компаний заметили, что их сотрудники перестали улыбаться.
Депрессия передалась посетителям контор, вылилась на улицы городов. Люди ходили хмурые и безрадостные, переживая о завтрашнем дне. Тогда изображение улыбающейся рожицы выдали в виде значка не только сотрудникам, но и клиентам одной из страховых компаний. Люди улыбались, желали друг другу хорошего дня и в следующие разы также стали встречаться с этими словами и улыбкой на лице. К сожалению, праздник, посвящённый просто искренней радости, а не розыгрышам над людьми, не стал таким же популярным.
Смеялся ли Христос?
Те, кто считают, что Православие несовместимо с весельем, ссылаются на евангельские строки: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25).
Толкование на эти слова встречаем у святителя Филарета Московского: «Если бы всех осуждать за нынешний смех, то не осталось бы, кому дать блаженство за слёзы. Итак, „смеющиеся“, которых осуждает Евангелие, суть люди, которые преданы удовольствию чувственному… Подобным образом не всякие слёзы составляют плач Евангельский; ибо плачут даже и звери».
Протоиерей Алексий Суетин:
Евангелие описывает именно служение Господа для нашего спасения. Многое, например, какие-то повседневные поступки Христа, там не описывается.
Есть и другие евангельские слова, в которых Христос обещает радость и веселье в будущем мире, — «Радуйтесь и веселитесь…» Что мы будем делать пред Богом в Царстве Небесном? Радоваться и веселиться.
Радость бывает разной. Та радость, которой предавались сотрапезники царя Ирода — упивались вином, при этом желая смерти святому пророку Божию Иоанну Предтече — не христианская.
В то же время, Христос был участником пира в Кане Галилейской. Не думаю, что Он сидел там со строгим или печальным лицом. Кто сказал, что Он никогда не улыбался?
Протоиерей Александр Мень считает, что Богу, по образу и подобию Которого мы сотворены, так же, как и нам, присуще чувство юмора: «Абсолют юмора — это Бог. В божественном юморе, в отличие от человеческого, отсутствует пошлость. У сатаны как раз юмора нет. Но и серьёзности тоже. Сатана абсолют пошлости. Дьявол начинается там, где кончается творчество».
Примеры Божественного юмора экзегеты находят на страницах Библии.
Улыбающаяся Богородица. Вифлеемская икона
Преподобный Ефрем Сирин предположил, что когда Бог произнёс над согрешившим Адамом «Вот, он стал как один из Нас, знающий добро и зло» (Быт. 3:22), — это было Божией иронией, потому что ведь на самом деле человек, хотя и познал добро и зло, сделал это так, что вовсе не уподобился Богу. Так же считал и преподобный Максим Исповедник.
Крылатая фраза про сучок в глазу ближнего и бревно в своём собственном из Нагорной проповеди Спасителя тоже полна остроумия. Именно благодаря этому она стала запоминающейся. Это поучение цитируют сразу два евангелиста (Мф. 7:3-5; Лк. 6:41-42).
Наконец, незадолго до описания Входа Господня в Иерусалим в Евангелии мы встречаем следующий эпизод: «В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13:31-33). Нельзя не заметить, что ответ Христа фарисеям здесь также исполнен остроумия.
Будет ли место юмору в Царстве Небесном?
Протоиерей Алексий Суетин:
Мы точно знаем, что там будет радость и веселье. Радость общения с Богом.
Преподобный Антоний Великий беседует с подвижником
Юмору точно было место в жизни святых.
Однажды преподобный Антоний Великий сидел в лесу вместе с монахами и рассказывал им какие-то весёлые истории. Это увидел охотник и говорит: «Как так?! Ты — Антоний Великий, и веселишься, да вместе с монахами?!» А святой ему ответил: «Возьми свой лук и попробуй его натянуть максимально. И ещё, и ещё…» «Так он же сломается!» — вскричал охотник. «Так и монашеская жизнь», — сказал ему святой Антоний. — «Если быть всё время только в суровом напряжении души, бдении и молитве, то человек может просто не выдержать, и как этот лук, сломаться».
Известны шутки святых и в наши дни. У святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, в годы гонений на Церковь от советской власти над дверью в кабинет висела табличка с надписью: «По вопросам контрреволюции не беспокоить».
То, что православные умеют шутить, доказывают и эти фото, присланные в редакцию сайта Горловской епархии из разных приходов:
Возле Воскресенского храма в Славянске построили ковчег. Временно, пока нет потопа, используется как детская площадка.
Табличка, рядом с которой все фотографируются:)
Капитан корабля Николаевского прихода в Бахмуте у штурвала.
Лайфхак от воскресной школы: как приготовить борщ на нарисованном костре. Экономия дров достигает 100%.
Киндеры:)
Воскресная школа выиграла шахматный турнир у шимпанзе.
Авторалли на игрушечных джипах:)
Не дождались льда? Для хоккея лёд не главное. Главное — желание:)
Ловить рыбу нужно всем вместе. Чем больше людей, тем больше вероятность, что у кого-то клюнет.
Как подружиться с белкой
Хлеба! Дайте хлеба! Нас тут совсем не кормят!
Радость, когда ты нашёл гигантскую сосульку…
Воспитанники воскресной школы в Краматорске ищут весну.