Екатерина Щербакова
Реально ли совмещать студенческую жизнь с церковной?
Как часто студенческая пора становится самым ярким периодом в жизни человека! Однако ни для кого не секрет, что, помимо прочего, это период встречи со множеством соблазнов и трудностей. Каково это — быть верующим, вести активную церковную жизнь и параллельно учиться в светском учебном заведении? Мы поговорили об этом с православной молодёжью нашей епархии.
Нужно спокойно идти к своей цели
Кирилл Щевелев (слева)
Кирилл Щевелев, студент Константиновского училища № 39, специальности — оператор компьютерного набора и секретарь руководителя. Несёт послушание иподиакона при митрополите Горловском и Славянском Митрофане. Поёт в хоре Богоявленского кафедрального собора Горловки, работает в канцелярии Горловского епархиального управления.
В плане совмещения студенческой и церковной жизни у меня нет больших проблем, поскольку владыка Митрофан создаёт все условия для того, чтобы можно было и служить, и учиться. Если стоит вопрос о том, что мне нужно уехать и сдать какие-то работы в училище, он всегда отпускает. Когда я в отъезде, меня заменяют.
Пока мне не доводилось сталкиваться с трудностями студенческой жизни. Поскольку я поступал на специальность, к которой был достаточно подготовлен, то в плане учёбы проблем не было. Что касается каких-то особенностей студенческой жизни в целом, то я не смотрю на то, как живут другие. У меня есть цель: получить образование, а как это делают те или иные студенты — меня не касается и на моё отношение к учёбе не влияет.
Я учусь в светском учебном заведении. Конечно, там есть те, кто не ходит в храм и даже высмеивает религиозных людей, но я на это не обращаю внимания. Люди разные, а у меня своя цель.
Когда я учился в школе, меня тоже окружали невоцерковлённые одноклассники. Тогда это несколько тяготило, поскольку мне не хватало общения на духовные темы. Например, не с кем было обсудить новости церковной жизни. Когда я приехал в Горловку (до этого я жил в Константиновке), мой круг общения полностью изменился, его стали составлять по преимуществу верующие люди, и проблема нехватки общения с близкими по духу исчезла. Но даже в среде одноклассников я никогда не скрывал, что хожу в храм, хочу быть священником. Все нормально это воспринимали, никогда не высмеивали. Я себя позиционировал как христианин, и это принимали адекватно.
В дальнейшем я хотел бы окончить и семинарию, и светский вуз. Надеюсь, у меня получится осуществить эти планы. Главное — духовное образование для меня всегда будет на первом месте. Мне кажется, чтобы успешно совмещать церковную жизнь со студенческой, нужно спокойно идти к своей цели и не обращать внимания на тех, кому эти цели чужды.
Учёба — для знаний, храм — для души
Никита Никитюк, студент Горловского института иностранных языков (факультет славистики), певчий молодёжного хора Богоявленского кафедрального собора.
Студенческая жизнь — это всегда эмоции, мероприятия, события. Очень непросто, а порой даже невыносимо переработать весь поток информации, который сваливается на головы студентов. Лекции, семинары, практикумы, конференции, зачёты, экзамены, контрольные… Таких сложностей нет в жизни церковной, которая лично мне помогает не сломаться, даёт надёжную опору.
Будучи певчим молодёжного хора Богоявленского кафедрального собора, большую часть своего времени я провожу на спевках и службах. Мне это интересно. Церковное пение отличается от обычного. Хор учит слушать не себя, а других, когда все поют «едиными усты, единым сердцем». Регент праздничного хора минского Свято-Елисаветинского монастыря монахиня Иулиания (Денисова) точно подметила, что в храме очень важно петь чисто, вместе и тихо.
Я размышлял, есть ли что-то главное в певческой деятельности при храме. С. И. Танеев, русский композитор конца ХІХ века, начал свою кантату «Иоанн Дамаскин» со слов: «Иду в неведомый мне путь, иду меж страха и надежды»… Наверное, в этом и есть ответ. Не бояться трудностей, а смело их преодолевать. А ещё — учиться, трудиться и заниматься любимым делом. Я считаю, что главное — верить, любить, надеяться. Не ждать, что всё само к тебе придёт и откроется, а самому что-то делать для того, чтобы постичь истины Церкви.
Скажу смело: если человек хочет — он получит то, к чему стремится. С помощью Божьей, конечно. Совместить учёбу в вузе и служение на клиросе очень сложно, но ведь как интересно! Свободного времени очень мало, но в этом и заключается вся соль. Господь всегда даёт возможность выбора каждому человеку.
В нашем случае этот выбор тоже есть. Пойти на пары в праздник — или на праздничное богослужение? Каждый выбирает сам, что ему ближе и важнее. Скажу за себя: мой выбор всегда в пользу храма и службы, остальное — как Бог управит. Буквально недавно произошёл случай, когда в праздник Крещения Господня у меня был экзамен. Тут вариантов не было. Я сдал экзамен и с чистой совестью пошёл на службу в собор. Выход из ситуации, на мой взгляд, есть всегда. Нужно просто выбирать то, что ближе сердцу, оно не обманет.
Подводя итог, могу сказать, что совмещать всегда интересно, тем более — такие разные виды занятий. Учёба — для знаний, храм — для души.
Если Бог не на первом месте, всё рухнет
Клеопатра Шутова, студентка Донбасской государственной машиностроительной академии, факультет «Финансы, банковское дело и страхование». Директор воскресной школы «Херувим» и православного летнего лагеря «Смоляне» при храме святых Царственных мучеников пос. Александро-Калиново.
Да, это вполне реально — совмещать студенческую жизнь с церковной. Но — нелегко: обязательно будут какие-то искушения, испытания, трудности. Их нужно не бояться, а преодолевать. Для меня самая большая трудность — это экзамены в двунадесятые праздники, в первую неделю Великого поста, в Страстную Субботу, когда пропустить службу невозможно. Но, оказывается, всё просто: нужно довериться Богу, и Он решит лучше, чем мы.
Вторая трудность — это «верующие» преподаватели. Порой приходится выслушивать весьма затёртый монолог: «Ты в Бога веришь? Посты соблюдаешь? В храм ходишь? Бог должен быть в душе! Все попы продажные! Лучше бы детский сад построили, чем храм». Это я воспринимаю как испытание на прочность. Смогу ли устоять, правильно отреагировать, найти в себе силы и проявить любовь к ближнему? В таких ситуациях не нужно вступать в конфликт, которого так ждёт оппонент. Надо постараться с любовью ответить на вопросы и объяснить, что каждый человек имеет право на своё вероисповедание. Но лучше в такие моменты просто молиться, ведь что-то объяснять — бесполезно.
И последняя трудность — это одногруппники. Если они узнали, что ты православный (а я ещё и дочь священника!), то подколы обеспечены. Самое главное — это не опуститься до их уровня. Не нужно обращать внимания, тем более — отвечать им тем же. У меня был случай, когда один человек узнал, кто я, и рассказал об этом другим. Да, мне было неприятно слушать обидные шутки, я расстраивалась, но старалась не отвечать. Через время все всё забыли, сейчас мы нормально общаемся.
Нужно понять одну простую истину: во всех сложившихся ситуациях на первом месте всегда должны стоять Бог и вера в Него. Если попытаться переместить в своей жизни Бога на другое место, то всё рухнет. Были такие случаи, когда, выбрав веру, я могла быть отчислена, но они решались без моей участи, чудесным образом. Однажды во время очередных сложностей я задала себе вопрос: «Что для меня главнее: спасти душу или получить диплом?» Я выбрала душу, и… сессия была сдана, причём прекрасно. Так что никогда не бойтесь быть православными!
Пришли в храм — обнять
Протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа:
Какой будет духовная жизнь детей, во многом зависит от родителей. Если папа в воскресенье лежит на диване, а мама прессует ребёнка-студента по поводу того, что он недостаточно активную церковную жизнь ведёт, то как бы этот ребёнок не сказал: «Иди-ка ты, мама, в храм сама». Если родители хотят, чтобы дети не уходили из Церкви, им нужно в первую очередь следить за тем, насколько сами они христиане.
Думаю, совмещать студенческую и церковную жизнь непросто. У меня старший сын сейчас учится в колледже и на приходе есть студенты, поэтому я знаю, что сейчас происходит в вузах и других учебных заведениях. Что сказать? — порой страшно становится от того, что детей окружает такая атмосфера: взяточничество, неуважение, равнодушие. И это не худшее из того, с чем они могут столкнуться! Поэтому я по отношению к студентам снисходителен и считаю, что очень важно входить в положение и не перегибать палку: им очень непросто, особенно — верующим.
Как совмещать учёбу и храм? — прежде всего, оставаться человеком в любых обстоятельствах, где бы ты ни был. Этот принцип работает всюду: и в вузе, и в училище, и в армии, и на работе. Нужно соблюдать субординацию, не допускать панибратства, не пускать никого в свою личную жизнь, не распахивать душу, не выворачивать её наизнанку. Как писал святой Антоний Великий, «не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою». Почему так? — потому что всё сказанное может быть обращено против вас, особенно в молодёжной среде, которая порой очень жестока и беспринципна. Ты сегодня пооткровенничал, а завтра твои слова опубликованы в соцсетях на всеобщее обозрение.
Учитывая сложности сегодняшней жизни, скажу: для студента важнейшее условие — это евхаристическая жизнь. Священникам не нужно в отношении молодёжи строить какие-либо препоны из серии «а ты постился?», «все ли молитвы вычитал?», «был на вечерней службе?». Молодые люди ведут ночной образ жизни, до половины второго в сетях сидят, после чего их подъёмным краном не поднять. Если подросток встаёт и едет утром на службу, но не всё вычитал, — аллилуия, слава Тебе, Боже, что он вообще пришёл! Пройдёт период бурной молодости, гормональный коктейль перебродит, ребёнок стабилизируется физически и духовно — и всё пойдёт нормально. А сейчас ломать его — значит лишать последних опор.
Родителям же, которые запрещают молодёжи всё, что только можно, и в качестве альтернативы предлагают храм, посоветовал бы вспомнить себя в этом возрасте и прекратить делать то, что они делают.
Если говорить о соблюдении постов, то я в этом вопросе я придерживаюсь снисходительной позиции. Строгие требования устава были созданы для монахов, живущих в совершенно иных условиях и климате. Студенты же живут на картошке и «мивине», поэтому как можно требовать от них строгого соблюдения поста? Главный акцент в этой сфере должен приходиться на информационную сторону: нужно ограничивать себя в этом плане, не засиживаться перед гаджетами заполночь, соблюдать элементарный режим для сохранения работоспособности и здоровья. Нужно спать хотя бы 6-7 часов. Приучить себя, что после двенадцати — отбой. Так можно хоть немного сохранить силы для учёбы и жизни в целом.
Пост, молитва — это всё очень индивидуально. Священнику нужно рассматривать каждый отдельный случай, быть очень внимательным в этом плане. Важно, чтобы и он сам был семейным человеком. Родителям же нужно чаще включать самокритику, вспоминать себя и не идеализировать советское прошлое. Осознать, что тогда не было интернета и соблазнов, которые дети сегодня не выдерживают: соцсети, лудомания (игровая зависимость — прим. ред.) калечат психику, поэтому нужно не критиковать, а жалеть наших детей. Пришли в храм — обнять, поплакать вместе с ними.
Главная задача родителей — поддерживать всячески, особенно если ребёнок всё-таки ходит в храм. Если же по каким-то причинам отпал от церковной жизни — набраться терпения и ждать. Есть у нас такая проблема: дети достигают возраста пубертата, уходят из воскресной школы, а то и из храма, у них появляются иные интересы. Нужно просто подождать, проявить выдержку, любовь, показать, что вы готовы принять всегда. Это касается и храма, и семьи. Покажите, что вы их ждёте, без «наездов» и тому подобного. Лучше взять паузу, и это родительское молчание будет более действенным, нежели постоянные брюзжание и нотации, которые дают только обратный эффект. Подростки — это совершенно другие люди, с ними нужно особо выстраивать отношения.
Родителям важно заниматься самообразованием. Если есть какие-то проблемы — хоть книжку какую-нибудь по этому вопросу открыть. Благо, сейчас есть много литературы и об ошибках воспитания, и о подростковом периоде, причём найти её не требует особого труда: нажал пару кнопок — и готово.
Главное — не нужно ничего делать насильно. Ненавязчиво советовать, как будто мимоходом что-то подсказать — можно. И, конечно, надо молиться. Особенно если чувствуете, что ребёнок на скользком пути, однозначно нужно усилить молитву за него. В храме обращаться к Богу, на проскомидию подавать записочки, по соглашению молиться. И, конечно же, не забывать, что молитва матери — великое средство.