28 августа 2021 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В день Успения Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова, а также молодёжный архиерейский хор под руководством Ольги Ильчук.
По запричастном стихе с проповедью на евангельское чтение к прихожанам обратился иеромонах Агафодор (Поляков). Он отметил, что подлинное счастье не зависит от материальных благ и других условностей этого мира:
«Иногда кажется, что люди, которые обладают высоким статусом, большим достатком, живут роскошной жизнью, счастливы в полной мере. Это только на первый взгляд. Когда общаешься с такими людьми, понимаешь, что они тоже ищут счастье. То счастье, о котором говорит нам Бог и которое ведёт человека по прекрасному пути — прямо к Богу. Именно этого состояния счастья, которое не зависит от материальных благ, сподобилась Пресвятая Богородица, имея подлинное смирение, и по смерти осталась живой».
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором рассказал о том, как христиане должны относиться к смерти:
«Нам с вами предлагается способ научиться в течение жизни не бояться смерти, встретить её с радостью и благодарностью, так же, как Пресвятая Дева и многие святые. У нас для этого есть всё. Нужно только наше желание жить во Христе. Мы можем этому научиться с Божией помощью и под покровом Пресвятой Богородицы».
Накануне владыка совершил в соборе праздничное всенощное бдение с литиёй.
Фото Кирилла Туренко
Православная Церковь называет смерть Божией Матери, святых, а также всех почивших в вере христиан успением. Крест Христов упразднил смерть, и теперь разлука с телом для христианина не более чем временный сон, успение, пробуждение от которого наступит в последний день мира, когда Царствие Божие придёт на землю и все умершие воскреснут, как бы пробудившись от сна.
После смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева Мария жила в доме любимого ученика Христова, самого юного из апостолов — евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с апостолами Она пребывала в молитве в Сионской горнице до того, как они разошлись на проповедь (Деян. 1:13–14).
Во время гонения царя Ирода на Церковь в 43 году (Деян. 12:1–3) Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в Ефес. Она побывала также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, который был там епископом, и на Горе Афон. О ней, согласно святому Стефану Святогорцу, Она сказала как о месте, которое будет пребывать под Её покровом. После этого Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Там Архангел Гавриил возвестил Ей о Её скором переходе в вечность.
Дева Мария желала проститься со всеми апостолами, которые к тому времени разошлись для проповеди по всему Средиземноморью, и они чудесным образом были перенесены в Иерусалим. Лишь один апостол Фома не успел проститься с Богородицей. На глазах у собравшихся учеников Христовых горница, где лежала Богоматерь, озарилась неземным светом, и явившийся Господь взял душу Своей Матери на Небеса.
Тело Богородицы положили в гробнице, где покоились её родители Иоаким и Анна и праведный Иосиф Обручник. Во время перенесения тела Богоматери в гробницу о торжественной процессии доложили первосвященникам. Они приказали схватить апостолов и шедших с ними христиан. Но внезапно облако окружило процессию, помешав планам иудеев.
Первосвященник Афония, несмотря на явное Божие чудо, попытался опрокинуть одр Богоматери. Тогда Ангел, сопровождавший одр, отсёк ему мечом руки. Афония раскаялся в содеянном. В тот же час он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения Богородицы апостолы закрыли вход в пещеру камнем.
Апостол Фома прибыл в Иерусалим спустя три дня после успения Богоматери. Он очень скорбел, что не смог проститься с Ней. Чтобы утешить его, апостолы отвалили камень от гробницы. Однако Девы Марии внутри не оказалось — Она была воскрешена и вознесена на Небо. В тот же вечер Божия Матерь явилась Фоме и остальным апостолам, уверив их в Своём воскресении.
Пресвятая Богородица прожила земную жизнь до глубокой старости, согласно церковному Преданию, — около 72 лет. Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин считают, что успение Богоматери произошло примерно в 57 году по Р. Х.. С ними согласны святые Андрей Критский и Симеон Метафраст, сообщающие, что Она дожила «до последней старости». Однако точный год успения неизвестен, Предание сохранило нам лишь его дату — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Христиане видят в успении Божией Матери не разлуку с Ней — напротив, после вознесения на Небо Пресвятая Богородица стала Ходатаицей, Покровительницей и Заступницей не только тех, кто Её окружал в земной жизни, но и всех, прибегающих к Её помощи. Поэтому Церковь отмечает Успение Богородицы как великий праздник и особенно тщательно готовятся к его встрече: празднику Успения предшествует двухнедельный пост, который по своей строгости приравнивается к Великому Посту.