21 июля 2019 г.
Митрополит Митрофан: Все наши беды происходят от гордыни
В Неделю 5 по Пятидесятнице и день прославления Казанской иконы Божией Матери митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Казанском храме горловского жилмассива «Комсомолец». По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, пять лет назад, в 2014 году, мы освящали престол этого храма. Я хорошо помню этот день, когда во время чтения Апостола и Евангелия где-то недалеко начался обстрел. Горловка ещё не привыкла к этим звукам, это было только начало. Люди очень испугались, но служба продолжилась.
С этого времени прошло пять лет и, несмотря ни на какие обстоятельства, город и люди пережили это тяжёлое время, храм сохранился. В купол попал осколок, но храм целый и люди живые. Мы сегодня здесь молимся Матери Божией и благодарим Её и Бога за то, что этот храм стоит и что мы все живы, в сегодняшний день мы можем прославлять имя Божие и молиться Матери Божией перед образом Её Казанским.
В этот праздничный день мы умом и сердцем стоим, как в тропаре праздника сказано, «пред пречистым Твоим образом со слезами». Мы Матерь Божию просим и молим, чтобы Она осталась вместе с нами, ответила на наши недоумения, разрешила те трудности и вопросы, с которыми мы приходим к Ней, и мы с миром в душе, с любовью к Богу, с желанием делать добрые дела вышли из храма и могли идти дальше. Нам с вами это необходимо, потому что пять лет войны, разрухи, ненависти, упрёков, вражды, оскорблений, убийств, смерти оставили свой след на душе. Эта рана болит и требует своего лекарства.
Мы за этим лекарством приходим и спрашиваем у Бога: «Господи! А почему так всё происходит? Разве нельзя было, чтобы жизнь в этом мире строилась по-другому? Чтобы не было войн, насилия, вражды и ненависти? Чтобы не гордыня царствовала, а любовь и правда?» Матерь Божия примером Своей жизни частично даёт нам ответ на этот вопрос.
На мой взгляд, практически все наши беды, от которых мы страдаем, происходят из-за нашей гордыни. А что такое гордыня? Это когда мы сами себя ставим в центр вселенной, в центр мироздания: вот я — самый главный, а вокруг меня всё остальное, и люди, и события, и обстоятельства. А что такое смирение, если говорить о нём как о противоположности гордыни? Это способность не себя, а другого поставить в центр жизни: Бога, ближнего. И вот Матерь Божия — это пример настоящего, подлинного смирения. Это пример того, что можно не себя на первое место ставить, не себя самым центром мироздания делать. А противоположные примеры, когда человек себя ставит в центр, как раз и заканчиваются тем, что все мы сегодня переживаем.
Представляете, что происходит, когда множество таких центров спорят между собой, кто из них главнее, кто важнее, кому больше должно достаться — чего угодно: славы, чести, ресурсов, уважения? И из-за этого войны, из-за этого ненависть. Речь не только о государствах и народах. В семье муж себя ставит на первое место, а жена — себя. И всё — вражда. Вчера говорили, что любят друг друга, а сегодня этим же языком говорят о ненависти. В коллективе люди в глаза улыбаются, говорят добрые слова, а за глаза друг друга осуждают и ненавидят. Причина какая? Самоутверждение. Человек хочет хотя бы за глаза быть центром, быть самым главным, быть судьёй. Быть тем, кого все слушают, кому все внимание уделяют, чьё мнение действительно важно. Это ведёт к лицемерию, ненависти, ко всему тому, что разрушает нашу жизнь и делает её ненормальной.
Когда мы стоим перед образом Матери Божией и о чём-то Её просим, давайте подумаем, что и Она Своим образом о чём-то нас с вами просит. Я думаю, что просьба одна: научиться у Неё и у Её Сына тому, что нашу жизнь сделает лучше, сделает её другой. Если каждый из нас хотя бы раз в день попробует не себя ставить на первое место, а Бога и своего ближнего, который рядом с ним, причём не на словах, а на деле, произойдёт реальная перемена. Это поможет наладить отношения, уладить конфликты, сгладить сложности характера и последствия плохого воспитания. Чем чаще мы будем себя из центра убирать и ставить туда другого, тем больше мы будем приобретать навык любви и смирения — и тем спокойнее, ровнее будет жизнь вокруг нас.
Понятно, что требовать этого от других практически невозможно. Я не могу сейчас никого из присутствующих здесь, а тем более — за пределами этого храма, попросить или потребовать от них, чтобы они перестали гордиться, осуждать, завидовать, раздражаться и ненавидеть. А вот себе самому я обязан такие слова говорить, как только я почувствую, что в моём сердце есть гордыня, раздражение, осуждение, ненависть и прочее зло. Именно этими словами я должен себя останавливать, вспоминая о том, что это противно Богу, это мерзко перед Божией Матерью, это разрушает меня самого и жизнь людей рядом со мной делает трудной, плохой и неприятной.
Много зла, с которым мы сталкиваемся сегодня, происходит не из-за войны, а потому что у человека гордыня, он смириться не может, он себя любит больше всего. Ради себя любимого он способен на предательство, ложь, коварство, ненависть. Война всего лишь дала таким людям власть. Когда они начинают руководить и управлять другими людьми, то эту гордыню и ненависть как яд и отраву распространяют не только в своей душе и сердце, но и вокруг себя.
Нам, христианам, противостоять этому злу нужно прежде всего научиться внутри нас самих, в своём собственном сердце, в своей собственной жизни. Мы не должны сейчас выйти из храма и начать кого-то призывать оставить гордыню, злобу или ненависть. Мы должны, подходя к иконе Матери Божией, просить Её, чтобы Она нам самим помогла оставить это, чтобы мы перестали так поступать, чтобы мы научились не себя в центр ставить, а кого-то другого. С этого начинается то, что приносит в жизнь радость и счастье, чего всем нам не хватает и чего каждый из нас хочет. С этого начинается любовь.
Любви без способности поставить в центр не самого себя, а того, кого ты любишь, не бывает. Это показал нам Спаситель, Который пошёл на Крест, и Отец Небесный, о Котором сказал Сын Божий, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). И так Матерь Божия нас учит. Она самая смиренная, самая кроткая между всеми женами. Мы об этом Её можем попросить сегодня и с этими мыслями дальше жить. Каждый раз, когда гордыня, как волна, будет подниматься, вспоминать о Ней и просить Её помощи и заступления пред пречистым Её образом со слезами, имея на Неё надежду, как поётся в тропаре сегодняшнего праздника.
Я всех от души поздравляю с престольным днём, с пятилетием освящения этого храма! Матерь Божия Своим благословением пусть будет с каждым из вас, со всеми нами! Храни вас всех Господь!