08 апреля 2018 г.
После полунощницы митрополит Митрофан возглавил пасхальный крестный ход.
На утрени владыка прочитал огласительное слово на Святую Пасху святителя Иоанна Златоуста.
По окончании литургии владыка совершил молитву на освящение артоса и обратился к горожанам с поздравительным словом. Он отметил, что Воскресение Христово навсегда изменило наши представления о добре, зле и смысле жизни:
«Если эта временная жизнь — не только лишь короткий отрезок бытия, а начало огромной вечности, всё сразу приобретает другой смысл и другое значение. Любое добро, которое здесь кажется бессмысленным, обретает смысл, потому что оно идёт с тобой в вечность. И с любым злом, которое здесь почему-то остаётся ненаказанным, сделавший его окажется в вечности, если в нём не раскаялся.
Такое понимание смысла жизни, в котором исчезает страх смерти, — это и есть источник радости, наполняющей наши сердца».
Светлое Христово Воскресение (Пасха) совершается по древнему иудейскому (лунному) календарю. Событие, произошедшее в этот день, настолько важно, что христиане старались сохранить его дату как можно точнее, несмотря на расхождения календарей — греческого солнечного и еврейского лунного. Пасха выпадает на период между 4 апреля и 8 мая. Она отмечается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия.
Слово «Пасха» означает «избавление, исход». В Ветхозаветной Церкви это название носил праздник в честь чудесного избавления народа Божия от египетского рабства и, соответственно, идолослужения, к которому принуждали израильтян египтяне. Неслучайно Господь воскрес в день, когда Ветхозаветная Церковь вспоминала это событие. Пасха — это праздник нашего избавления через смерть и воскресение Христа от рабства греху, вечной духовной гибели. Поэтому нет праздника, который бы Церковь праздновала торжественнее и радостнее, чем Пасху.
Сегодня уже нет учёных, которые сомневаются в факте воскресения Христа — по современным подсчетам, число вполне надёжных свидетельств о Воскресении превышает 230, не считая Евангелия и других раннехристианских памятников письменности.
Очевидцами Воскресения стали не только жёны-мироносицы и апостолы, но также греки и римляне, случайно оказавшиеся в тот момент вблизи гробницы Спасителя. Среди них — чиновник Лабиритиос, личный биограф правителя Иудеи Гермизий, известный сирийский врач Ейшу, приближённый Понтия Пилата, казначей синедриона Маферкант и другие, оставившие свои письменные свидетельства. О воскресении Христа со слов очевидцев пишет также Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».
Воскресение Христово — основное, важнейшее событие для человеческой истории. Страдания, смерть и воскресение — это то, ради чего Господь приходил на землю, через что совершилось наше спасение. Воскреснуть мог только Бог.
Весть о воскресении Христовом в пасхальные дни вновь и вновь свидетельствует об истинности христианской веры, о том, что для всех, кто последовал за Христом, уже нет смерти, и новая Жизнь была дана всем христианам в Таинстве Крещения. Поэтому этот праздник — не воспоминание чего-то, что когда-то случилось, а личная радость каждого верующего во Христа о полученном им от Бога даре вечной жизни. Христиане верят, что Своею смертью и воскресением Христос изменил саму природу смерти, сделав её переходом из временной жизни в жизнь вечную.
Это переживание было центром богослужебной жизни Церкви ещё с апостольских времён. Воскресение Христово праздновалось торжественно каждую неделю в течение года — в день, когда и произошло это событие, первый день после еврейской субботы, получивший название воскресенья.
Воскресение неотделимо от крестной смерти Спасителя, поэтому празднику предшествуют сорок дней поста и скорби, а также Страстная седмица, в каждый день которой вспоминаются события последних дней жизни Господа Иисуса Христа на земле. Цель такого продолжительного поста — помочь душе совершить покаяние и очиститься от грехов и страстей, чтобы праздник Воскресения Христова стал для неё не только воспоминанием об историческом событии, но и личным духовным опытом встречи с воскресшим Спасителем.
Пасхальное богослужение всегда совершается ночью, в полночь — именно в то время, когда и произошло событие воскресения Спасителя. Цвет пасхального облачения — красный. В облачении этого цвета также совершаются службы мученикам. В Русской Церкви есть обычай в течение Пасхального канона на утрени семь раз менять цвета священнического облачения. Он связан с тем, что паломники Троице-Сергиевой Лавры к Пасхе дарили монастырю праздничные облачения разного цвета.
Из Троице-Сергиевой Лавры обычай распространился на всю Церковь. Семь разных цветов облачения символизируют, что праздник Пасхи вмещает в себя значение всех других праздников и превосходит их. Во многих храмах также есть обычай читать Евангелие (Ин 1:1–17) на нескольких языках — как знак того, что весть о Воскресении Христовом была проповедана среди всех народов.
Существует традиция освящать по окончании литургии пасхальные куличи и яйца. Обычай красить яйца на Пасху восходит к глубокой древности. По преданию, равноапостольная Мария Магдалина, которая первая встретила воскресшего Христа, пришла со словами «Христос воскрес!» к римскому императору Тиберию и поднесла ему в дар яйцо — символ рождающейся жизни. Император не поверил её словам и сказал, что скорее это яйцо станет красным, что и произошло.
Праздник Воскресения Христова длится 39 дней — ровно до праздника Вознесения. Вся неделя после Пасхи называется Светлой и представляет собой единое пасхальное богослужение.