Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Протоиерей Николай Николенко

Человек приходит в этот мир учиться любви (видео+текст)

Человек очень часто унижает себя — до ропота, до потребительства. А ведь весь мир был создан для него. Но когда человек унижает своё достоинство, ничто не приносит ему счастья. Ведь счастье — это не самоцель, это производная. И если человек не обретёт любви, он никогда не станет счастливым.

Предлагаем вашему вниманию запись передачи «Дорога к храму» с протоиереем Николаем Николенко, настоятелем Пантелеимоновского, Тихвинского и Димитриевского храмов, и ведущей Татьяной Михайловной Чучко. Телепередача выходит раз в квартал на «ТРК-8 канал» г. Торецк (Дзержинск).

— Добрый вечер. В эфире передача «Дорога к храму», которая уже стала у нас традиционной, и мой собеседник, как всегда, настоятель Пантелеимоновского храма отец Николай Николенко.

— Добрый вечер.

— Отец Николай, периодически люди задают себе вопрос: в чём же смысл жизни? Для некоторых смысл жизни — в творчестве, семье, детях, работе, спорте. Для чего человек приходит в этот мир, и можно ли счастье основывать на земных вещах, на том, что могут у нас в любой момент забрать? Мы можем потерять работу или кого-то из близких. Может это быть смыслом жизни?

— Хочется ответить кратко, чтобы было понятно. Зачастую земные цели счастья человеку не приносят. Когда человек ставит себе целью какой-то отрезок, момент, счастья он не принесёт. Он принесёт временную радость — радость от общения или ещё чего-нибудь. Эти жизненные моменты — и есть радость. Работа счастьем быть не может.

— А творчество?

— Это реализация талантов, которые нам дал Господь, самореализация.

— А дети, семья?

— Это частица смысла жизни.

— Частица только?

— Да, потому что сочетается всё воедино. Семья, дети — это исполнение заповеди. Но счастье приносит только любовь.

— В широком смысле этого слова?

— Да, естественно. Как можно Бога загнать в рамки? Никак. А Бог есть Любовь. И вот истинное счастье человеку доставит только любовь. Все внешние увлечения принесут либо радость, либо горе, разочарование. А подлинное счастье даёт только любовь, потому что когда человек искренне любит свою семью, она ему приносит счастье. Когда он искренне любит ближнего и всё, к чему бы он ни прикасался — особенно это касается творчества. Творчество — это особый талант, но талант, который приносит как счастье, так и несчастье.

— Отец Николай, творчество можно понимать в широком смысле. Выращивать цветы и печь хлеб — это же тоже творит человек? Не только ведь рисовать картины или писать стихи. Борщ варить даже. Прекрасный борщ сварить — это человек что-то творит, что-то созидает.

— Да, можно и так сказать. И только тогда, когда он это делает с любовью, это ему приносит счастье.

— Получается, мы приходим в этот мир учиться любить? Это основная задача?

— Да. Вы знаете, человек — как неподъёмный камень. Почему? Господь создал человека и наделил его божественным талантом — свободой. И как человек этой свободой пользуется — Бог уже вмешаться не может. Он может остановить его действия. А вмешаться — это уже будет не свобода, это уже будет робот. Такой красивый, счастливый зомби.

— Но ведь человек приходит в этот мир, Вы неоднократно говорили, чтобы быть счастливым, правильно?

— Так и есть. Господь для этого и создал весь мир. Человек очень часто унижает себя — до ропота, до потребительства, до таких проявлений низменных страстей. А ведь весь мир был создан для него! Но когда человек унижает своё достоинство, унижает себя до уровня животных, это не приносит ему счастья.

— Но счастье глубоко индивидуально, или же есть основные критерии, которые для всех людей приемлемы?

— Как и любовь. Счастье — это не самоцель, это производная.

— Найти свой путь в жизни — это и будет счастьем?

— Обрести любовь. Если человек не обретает любви, он никогда не станет счастливым. Господь может не допустить, чтобы человек человека ударил, но заставить полюбить ни человека, ни Себя Он не может. Это наш жизненный путь.

Почему большинство детей начинаю ценить родителей, когда их не станет? Человек прошёл этот путь и понял, что он потерял кусочек счастья, у него любви не было. В жизни очень часто бывает, что надо пройти какой-то путь, какую-то закалку. Мы знаем, что когда добывают золото — это камень камнем.

— Чтобы постичь какую-то мудрость?

— Да, приобрести опыт. Очень редко бывают люди, наделённые любовью с детства, когда говорят, что человек светится любовью. На некоторых так действуют взаимоотношения с детьми, не некоторых — с родителями. Человек получает это чувство любви, когда он не путает его с влюблённостью, с привязанностью или с «мне так удобно». Эту искреннюю любовь апостол Павел очень чётко описывает: любовь не завидует, любовь не ревнует, любовь не ищет своего, любовь всё покрывает, любовь всё терпит (1Кор. 13:4-5). Наличие этих признаков любви мы должны в себе проверять.

— Это гениальные слова, конечно.

— Господь сказал: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). У нас нет предела совершенству. И когда мы какие-то таланты приписываем себе, мы их теряем. А когда мы понимаем, что они нам даны даром и временно — он сегодня есть, а завтра его может не быть, мы тогда ценим — будь то книгу или кулинарный шедевр.

— То есть нам их дали во временное пользование?

— Да. А мы потом отчитаемся.

— И тело дали во временное пользование?

— Нет, это наше на всю вечность. Ну, только с видоизменениями, но оно наше. Говорят: ваше тело — это храм Святого Духа. В праздничные дни, особенно в День Святой Троицы, говорится именно об этом. Мы должны понимать, что наше тело не просто потом закопают, а вот душа — это да. Наше тело с нами останется навечно, но только оно видоизменится от прожитой нами жизни — либо просветится, либо тёмным будет. Это уже от нас зависит — сохраним ли мы тот свет, который дал Господь. А что такое этот свет? Это благодать Святого Духа.

Когда Господь преобразился перед учениками, показал свою Божественную славу, каким Он светом светился? Неземным. Светом благодати Святого Духа. Нечеловеческим светом.

— Люди часто неблагодарны. Как говорят: что имеем — не храним, потерявши — плачем. А ведь энергия благодарности, как и любви, — самая сильная.

— Только благодаря любви к родителям, окружающим мы надеемся сохранить то, что мы имеем. Апостол Павел говорит: «За всё благодарите Бога» (1Фес. 5:18). А святитель Иоанн Златоуст говорил так: случилось с тобой что-то хорошее — благодари Бога, и оно с тобой останется, случилось что-то плохое — благодари Бога, и оно от тебя отойдёт. За всё благодарите Бога. Я думаю, что эти слова с первого века до двадцать первого не утратили своей актуальности. И не утратят.

О любви мне больше всего нравится цитировать апостола Иоанна Богослова. Его называют апостолом любви. Он единственный из апостолов, который умер своей смертью, в сто пять лет от своего рождения. Он был в ссылке на острове Патмос, где написал книгу Откровения. И вот он уже не мог говорить длинных проповедей — сто пять лет. Он говорил самую краткую: любите друг друга! Вот смысл и счастье человеческое.

Мы зачастую любовь опошляем, недооцениваем, мы, бывает, в корыстных целях используем это слово. Нет, любовь — это совершенство. В любви рождается человек для вечности.

— Любовь без условий, да?

— Без условий. Господь создал для человека весь мир. За что? Безусловно.

— Он не ставил человеку никаких условий?

— Никаких. Зачастую говорят: в Церкви то нельзя, это нельзя. Нет, Церковь ничего не запрещает. Она предупреждает. Как в заповеди написано: чти отца твоего и матерь твою — и будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Исх. 20:12). А дальше написано: злословящий отца или мать смертью да умрёт (Втор. 27:16). Церковь предупреждает: люби родителей — и будет всё хорошо. Не любишь — сам в ответе за свои поступки.

— Подытоживая ваши слова, отец Николай, получается, что для того, чтобы научиться жить с любовью, надо научиться жить в гармонии с собой и с миром, да?

— Любовь и есть гармония. Нет такого рецепта: закипела водичка, туда надо кинуть картошку, что-то ещё. В любви такого нет рецепта.

Как наши деды и прадеды защищали Родину? Какой рецепт толкал человека собой заслонить амбразуру? Это движение души. Может быть, он всю жизнь готовился к этому движению любви, чтобы отдать свою жизнь за спасение тех, кто ещё не родился. Он себя реализовал в этой любви. Он не подумал: меня не будет. Он не подумал, что его кто-то дома не дождётся. Он оставил всё временное. Он задумывался о любви. Ему надо спасти своих товарищей, своих близких, защитить свою Родину.

В Священном Писании есть такие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Христос показал нам пример. Он за нас был распят на Кресте, Бог за Своё творение. Чтобы показать пример, что любовь — это выше каких-то меркантильных целей.

Иудеи ждали от Христа, что Он станет царём, поведёт их на римлян, освободит Израиль, подчинит народы — меркантильные цели, местные, временные: вот тут царство моё, и всё. Господь сказал: «Моё Царство не от мира сего» (Ин. 18:36). Оно выше, оно надмирное.

И вот нет такого рецепта — чтобы любить, надо то. Есть дорожка к этому. Господь говорит: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (Мф. 7:12). Если ты будешь свою жизнь постоянно подчинять этому, ты постепенно придёшь к истинной любви.

Нельзя сказать: у того любовь больше, у того меньше. Сердце человека видит один Бог. А слова у нас бывают разные.

— И все равны перед Богом, получается?

— Да. Абсолютно.

— Для Него нет правых, неправых, Он всех одинаково любит?

— По делам узнаётся человек. Благодать Святого Духа даёт нам ощущение любви Божией тем глубже, чем больше мы приходим к Богу — в своих частных молитвах, в общих, в своём добром отношении, в принуждении себя к добру, когда мы ставим целью не только своё «я», думая, что всё служит нам. Господь сказал: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Господь унизился, с человеческой точки зрения, для того чтобы умыть ноги апостолам. Он им показал: кто хочет быть старшим, будь всем слугой (Мф. 20:26; Мк. 10:43).

Служение призывает. Служение — это не работа. Оно не ограничивает. Оно человека не замыкает в каких-то рамках. В работе есть закон работы, работодатель, работники, всё условлено. А в служении — нет. И любовь — это наш труд служения.

Если в этом году мы проявим заботу о ближнем, хоть чуть-чуть, она принесёт на следующий год свои плоды. Если я сегодня не оскорблю кого-нибудь, это принесёт завтра свои плоды. Труд, если мы его результаты припишем себе, что вот такой я хороший, такой во всех влюблённый, мы можем потерять, потому что гордость человеческая всё это сводит к нулю.

— Получается, чем больше у человека в душе доброты, любви, тем он светлее, и значит, он идёт в правильном направлении, значит, он себя чувствует совершеннее, гармоничнее?

— Счастливым. Человек должен себя видеть со стороны. Есть великий дар рассуждения. И вот человек должен рассуждать над своими поступками. И если он внимательно всмотрится в свои поступки, то он почувствует, что когда он сделал кому-то доброе, у него счастья на душе больше, чем когда он что-то получил. И вот это — счастье.

— Краеугольный камень?

— Краеугольный камень — это Христос. Так и в Священном Писании написано, что на этом камне созиждется вся Церковь.

— На этих замечательных вечных словах хочется закончить нашу передачу. Спасибо Вам большое!

— Спасибо и вам. Всего доброго! С праздником!

Цитата дня

«

Терпящих обиды защищает Бог.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100