Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мы тоже пишем историю Церкви Христовой

16 июня, в день памяти Святых отцов I Вселенского собора, Преосвященнейший епископ Митрофан совершил Божественную литургию в храме прп. Иова Почаевского в Константиновке. Владыка обратился к духовенству и прихожанам с проповедью.

Во имя Отце, и Сына, и Святаго Духа!

«Вознеслся еси во славе, Христе, Боже наш, радость сотворивый учеником» — этими словами Святая Церковь прославляет великое событие в домостроительстве нашего спасения — Вознесение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Как понять нам, что такое Вознесение? Что это за праздник и что это за событие в истории Церкви и нашего спасения? Ведь Второе Лицо Пресвятой Троицы, о Котором засвидетельствовал I Вселенский собор как о равном и Единосущном Отцу, Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, всегда неразлучно Своим Божеством пребывал со Отцем, не разлучался с Ним и во время Своего Пришествия на землю.

Как Бог, Он со Отцем пребывал всегда. Но, будучи Богом, Сын Божий стал ещё и Человеком, и в Своём Лице совместил две Природы — Божественную и человеческую. В Лице Иисуса Христа эти природы соединялись непостижимым образом — неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно. Лицо — это Личность, а Природа — это сущность. Каждый из нас имеет своё собственное самосознание, своё «Я». И каждый из нас, как личность, является носителем человеческой природы. В Личности Иисуса Христа соединились две природы — Божественная и человеческая.

И эти природы соединились непостижимым образом: когда Господь, как Человек, умер на Кресте, Он в это же время, как Бог, неразлучно пребывал со Отцем на Престоле. И когда Его тело было погребено и пребывало во гробе, это не значит, что Божественную природу тоже можно было погрести. Господь силой Своего Божества воскресил и человеческую природу, победив в ней жало греха и смерти. В этом и была тайна спасения — чтобы человека соединить с Богом. Чтобы дать ему, выражаясь современным языком, прививку бессмертия и прививку вечности.

И когда апостолы увидели Спасителя воскресшим из мертвых, они увидели Его в ином, преображённом и новом теле. Это тело, хотя было и похоже на нынешнее человеческое тело, и его даже можно было осязать — Господь предложил Фоме вложить свои персты в Его раны, Он вместе с учениками вкушал пищу, — но это было иное тело, уже преображённое, уже не находящееся под властью смерти и греха. Это то тело, которое будет и у нас с вами по воскресении из мертвых.

Но происходит нечто большее — не только смерть, время, пространство, земные вещи, которые отягощают человека и делают его похожим на другие творения, на животных, теряют власть над человеком, но Господь человеческую природу возносит на непостижимую высоту — туда, где Он пребывает со Отцем, посаждает одесную Отца. И не только Сам Он там пребывает — Он обещает, что там, где Он, будем и мы вместе с Ним.

Именно об этом узнали апостолы в день Вознесения и с радостью великой вернулись в Иерусалим. С одной стороны, это был день расставания, потому что Господь ушёл и сказал, что в следующий раз придёт таким образом на землю только во время Второго пришествия, а когда это будет, никто не знает, только Отец Небесный. Апостолам казалось, что это будет очень скоро, они ждали, что со дня на день Господь вернётся обратно. Но уже прошло более двух тысяч лет.

То, что Господь вознёсся на Небо, не означает, что Он от нас ушёл, и Его с нами нет. Он пребывает с нами не только невидимо, но и через великое Таинство Евхаристии, когда мы причащаемся Его Тела и Крови.

Господь пребывает со Своей Церковью точно так же, как Его Божество соединено с Человечеством — неслитно, неразлучно, нераздельно и неизменно. Церковь — это Его Тело, а Он — его Глава. Мы до конца эту тайну понять не можем. Но мы верим в Его слова: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) и «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 13).

И мы верим, что, собираясь в храме Божием, не двое или трое, а гораздо больше, и обращаясь к Отцу Небесному, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Сына Божиего, будем услышаны. Не хлеб и вино мы вкушаем, а Истинных Тела и Крови причащаемся и соединяемся со Христом не только духовно, но и телесно. Это самое главное, что есть у Церкви, и вокруг чего Она существует. Она живёт вокруг Живого Христа, Который пребывает с Ней, Который не оставил Её и не разлучается с Ней.

Но есть ещё и человеческая история. Поколения сменяют поколения, род сменяется родом, исчезают целые народы, государства, появляются новые, меняются границы, изменяются отношения между людьми. Но Христос всегда Тот же во веки. Церковь Христова остаётся непоколебима, и врата ада не могут ничего с Ней сделать. Потому что Христос будет всегда. Когда наступит Страшный Суд, и Он вновь придёт, судить живых и мертвых, с сонмом ангелов, подобно тому, как Он в сонме ангелов вознёсся на Небо, будет новое небо и новая земля. Это не значит, что всё прекратится. Всё изменится и станет другим. Каким — мы узнаем тогда.

С верой в то, что это наступит, и может наступить в любой день, жили многие поколения христиан. Они писали историю Церкви Христовой своими добрыми делами и своей жизнью, свидетельствовали о Христе и словом, и делом, а если нужно, то и самой своей жизнью, отдавая её за Христа с радостью, как это делали великие сонмы мучеников.

Мы с вами сегодня тоже пишем историю. Мы пишем историю Церкви Христовой. В сегодняшний день нашему поколению поручено говорить эти святые слова, петь эти священные песнопения, собираться в храмах вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми.
Мы видим сейчас и нашу замену — тех, кто придут служить Богу после нас. Сегодня мне было приятно, входя в храм, увидеть множество детей, которые в будущем вместо нас будут стоять на этом месте. Кто-то будет священником, кто-то будет христианином в мирской жизни — хорошим отцом или мамой, человеком знатным ли, простым ли — это не важно. Но они будут все христианами, верующими людьми.

Сегодня мы празднуем маленький юбилей. В семье всегда есть праздники, которые человеку со стороны кажутся обычным днём. Мама помнит, как ребёнок сделал первые шаги, как он в первый раз пошёл в школу и принёс первую оценку. Храм тоже подобен такому младенцу, которого нужно было родить и взрастить. Десять лет назад мы совершали молитву на закладку первого камня этого храма.

Прошло всего лишь десять лет. Это очень немного, это маленький срок. Но за эти десять лет мы видим не только построенный храм, который и дальше продолжает украшаться. Мы видим здесь появившуюся живую общину верующих православных христиан. Ведь раньше здесь никогда не было церкви, и на это место никто не приходил молиться.Сегодня здесь собираются люди, старые и молодые, для того, чтобы продолжать историю Церкви Христовой, и для того, чтобы шествовать к Небесному Отечеству, к которому нас призывает прийти Господь. Для того чтобы, придя сюда, напомнить себе о своей Небесной Родине и о своём высочайшем достоинстве — быть учеником Спасителя Иисуса Христа, и следовать за Ним не только здесь, на земле, но и пойти с Ним в вечность, туда, где Он пребывает одесную Отца.

Не будем никогда забывать о своей Небесной Родине и о своём достоинстве, которое подарил нам Господь, сподобив нас быть Своими учениками и Его Телом, Главой Которого Он является. Будем всегда помнить об этом нашем богатстве и о той Небесной Родине, которая есть у каждого из нас, о том, что за каждого из нас Сын Божий, Спаситель, пролил Свою Пречистую Кровь, чтобы встретить нас там, где Он пребывает одесную Отца. Будем благодарны Богу за Его Любовь, за Его милость, за то, что Он даёт нам возможность жить на земле, называться христианами и своими добрыми делами писать историю Церкви.

Цитата дня

«

Если бы не было Воскресения, то как бы могла сохраниться правда Божия, когда столько злых людей благоденствуют и столько добрых страдают?.. Где все эти люди получат по своим достоинствам?

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100