Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

12 апреля 2018 г.

Митрополит Митрофан: Воскресение Христово — источник радости и надежды

Канун Светлой пятницыВ канун Светлой пятницы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил вечерню пасхальным чином в Николаевском храме Бахмута (Артёмовска). Владыка обратился к собравшимся на молитву с архипастырским словом.

Христос воскресе! Эти древние слова, которыми когда-то жёны-мироносицы приветствовали апостолов, а затем апостолы приветствовали христиан, возвещают главную истину нашей веры.

Праздник Светлого Воскресения Христова — это не только самое главное событие в церковном году, но и самое главное событие христианской истории и истории всего рода человеческого. В пасхальном приветствии содержится ответ на вопрос, какого врага победил Спаситель и что благодаря этому увидели мы с вами.

Смерть — это то, чего боится каждый человек. Со смертью никто не хочет встречаться. Она как горький яд, который отравляет любую радость. Мы понимаем, что наступит время, когда и родных, и близких, и этот мир, и ту жизнь, которую мы получили от Бога, нужно будет оставить, потому что смерть приходит ко всем. Нет ни одного человека, который мог бы её обойти.

Земная жизнь коротка. Даже если человек живёт долгие годы, она всё равно несоизмеримо мала по сравнению с тем, что бы он хотел для себя и своих близких. А если мы ещё учтём такие обстоятельства, как внезапные болезни, войны, катастрофы, несчастные случаи, которые забирают жизни людей молодых и детей… Всё, что связано со словом «смерть», навевает на сердце тоску, уныние и отчаяние.

Люди всегда хотели получить ответ на вопрос «что дальше?» Даже когда они ничего не знали о вокресении мертвых и жизни будущего века, всё равно представляли себе, что обязательно должно быть какое-то продолжение, что не может всё оказаться бессмысленным.

И вот, две тысячи лет назад Тот, Кто проповедовал о Боге любви, о Боге мира, о Боге вечности, Которого ученики называли Сыном Божиим, победил смерть. Сначала люди увидели, как Лазарь, который уже четыре дня был в гробу и от которого уже шёл запах тления, повинуясь слову Спасителя, воскрес из мертвых. Эта весть облетела окрестности, и когда Спаситель входил в Иерусалим, толпа народа собралась встречать Его с пальмовыми ветвями — как победителя, как триумфатора, как того, кто впервые на глазах многих победил смерть.

Самое важное, что Господь сказал Своим ученикам, — чтобы они не соблазнялись и не отчаивались, когда будут видеть Его распинаемым, потому что Он в третий день после Своей крестной смерти воскреснет из мертвых. Это было известно и Его противникам. Фарисеи пришли к Пилату, как мы слышим в Евангелии, и говорили: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого». (Мф. 27:62-64).

Они думали, что окончательно смогут убедить и последователей уже умершего Спасителя, и людей, которые запомнили Его слова о воскресении из мертвых, что никакого воскресения не бывает. Но Лазарь-то ведь был, и все были свидетелями того, что он жив, поэтому эти слова их беспокоили, и стояла стража. Но именно эта стража и должна была стать первыми свидетелями того, что произошло.

То, что должно было послужить к унижению тех, кто верил в Спасителя и Его воскресение из мертвых, послужило к их славе. Те, кто должен был засвидетельствовать, что уверовавшие во Христа лжецы, засвидетельствовали, что Христос воскрес из мертвых — пришли к Пилату и об этом ему сказали. Господь победил Своим воскресением смерть. Он явился сначала жёнам-мироносицам, потом ученикам, которые с трудом поверили в то, что они видели своими глазами — Господь им говорил: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39).

Всё это перевернуло представление людей о жизни, о её смысле. Совсем по-другому они взглянули на конец человеческой жизни, которым считали смерть. Они узнали, что за ним есть продолжение. Тот, Кто воскрес из мертвых, Сам сказал, что и мы, подобно Его Воскресению, тоже все воскреснем, когда придёт для этого время. Апостолы проповедовали не просто учение Христа, что Он сказал то или это, такие вот хорошие слова, — они проповедовали о том, что смерть побеждена, что Христос воскрес из мертвых.

Именно это вызывало наибольшее недоумение и больше всего заставляло противиться их проповеди. Мы помним, как апостол Павел пришёл в афинский ареопаг, очень долго рассказывал о Христе, Его учении, словах, Которые Он говорил, и афиняне его внимательно слушали. А когда он им сказал, что Христос воскрес из мертвых, они начали смеяться на весь ареопаг. Они ему сказали: «Ну что ты нам рассказываешь за сказки? Мы думали, что ты умный человек, а ты пришёл нам рассказывать басни». Но апостол именно эту часть своего рассказа считал самой главной, и он им отвечал: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Всё остальное тогда не имеет смысла.

Очень важно понимать, что победа Христа над смертью и тот факт, что жизнь человека продолжается в вечности, что мы не заканчиваемся в тот день, когда на нашей могиле поставили памятник, меняет всё в корне. Это даёт смысл всему, что происходит с человеком в его жизни и что человек в своей жизни делает. Зачем делать добро, если тот, кто делает зло, преуспевает больше? — но в свете Воскресения Христова добро приобретает смысл, потому что идёт с тобой в вечность. Зачем жить честно и справедливо, если нечестный человек благоденствует, а честный страдает и мучается? — но в свете Воскресения Христова и это обретает смысл.

Зачем воздерживаться от бранных и ненужных слов, оскорблений, лукавства, лицемерия? Ведь так ты можешь выразить свою эмоцию и какого-то человека этим, как говорят, поставить на место. Но если ты не подражаешь Христу, то тогда ты не следуешь за Ним. Не подражая Ему здесь, на земле, ты не будешь похож на Него и не сможешь пребывать с Ним в вечности.

Те качества, которые чаще не помогают, а мешают жить человеку: порядочность, честность, скромность, любовь, уважительное отношение к людям, трудолюбие — всё это не имело бы смысла, а было бы просто милыми привычками, если бы не было Воскресения Христова. Если нет воскресения мертвых, тогда бессмысленна любовь к врагам, бессмысленно прощение тех, кто наносит тебе обиды, бессмысленна молитва о тех, кто причиняет тебе зло или какую-то боль. Но когда есть продолжение, когда есть вечность, то, что людям кажется слабостью, становится главной силой.

Воскресение Христово — это ещё и великая радость, потому что осознание своего бессмертия, своей вечности, того величия, которое каждому человеку дал Бог Своим Воскресением, сделав нас причастными Ему через нашу веру, делает жизнь человека радостной. Эту радость никто и никогда у нас отнять не сможет. Она даёт нам силы смело смотреть в будущее, каким бы тяжёлым и трудным ни было наше сегодня. Она придаёт всему смысл, как соль придаёт вкус любому блюду.

Верующий в Воскресение Христово — это человек, исполненный радости и надежды. Эти радость и надежда светятся в его глазах и помогают не только ему самому, но и тем людям, которые рядом с ним. Дай Бог, чтобы радость и надежда наполняли наше сердце не только в эти светлые дни Пасхи, но и всю нашу жизнь, чтобы мы были свидетелями Воскресения Христова, чтобы радость об этом никогда не покидала наше сердце и всегда придавала смысл всему, что мы делаем.

Я всех вас от души поздравляю со светлым праздником Воскресения Христова — праздником надежды, смысла и великой радости, которая пусть пребывает всегда со всеми вами. Христос воскресе!

Цитата дня

«

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100