Официальный сайт

01 февраля 2019 г.

Митрополит Митрофан: Церковь не обязана отвечать на вопрос, какое государство лучше

Память прп. Макария ВеликогоВ день памяти преподобного Макария Великого митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме города Торецк (Дзержинск), освящённом во имя этого святого. После богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, я вас всех поздравляю с престольным праздником и сердечно благодарю за молитву, которую мы в этот день совершили в этом прекрасном храме!

Богу угодно, чтобы мы почитали не только Его Самого, Его Пречистую Матерь и небесные Силы Бесплотные. Он хочет, чтобы мы прославляли и Его святых — тех членов Церкви, которые своим подвигом и доброй жизнью стали примером для современников и многих последующих поколений христиан. Память египетского святого, одного из великих учителей монашества, преподобного Макария, в честь которого построен и освящён этот храм, Церковь совершает ныне. Это свидетельствует нам о том, что она не разделяет народы в их государственных границах, не смотрит, какой люди национальности, какого они рода и племени.

Какое отношение мы с вами имеем к Египту IV века? Это древняя история, это люди другой культуры и национальности, которые жили в другую эпоху. Но Церковь делает всех нас, независимо от того, какой мы народ и на каком языке говорим, одной большой семьёй, соединяет нас в одну большую общину, которая живёт по особым правилам. Эта община привержена тому порядку, о котором сказано в Евангелии.

Когда мы празднуем память угодников Божиих, нелепо звучит вопрос, какой национальности этот человек, на каком языке он говорил и в каком государстве жил. Церковь стирает эти границы и делает несущественными эти признаки. Апостол Павел, один из первых проповедников Евангелия по всему миру, говорит, что перед Богом нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, но всяческая, и всё, и во всех — Христос.

Те разделения, естественные и неестественные, которые есть между людьми, устраняются во Христе, в Евангелии, они перестают быть значимыми. Границы, которые есть между государствами, становятся незначительными и стираются, если есть любовь, следование Евангелию и закону Христову. В какой бы стране мы ни жили и на каком бы языке ни говорили, если мы христиане, то это свидетельствует только об одном: живя по законам своей страны, мы прежде всего избрали для себя жизнь по закону Евангелия, и именно этот закон для нас стал первостепенным.

В этом законе нет правила ненавидеть кого бы то ни было, считать его ниже себя, обращаться свысока или думать, что ты лучше других людей. В этом законе есть вещи, которые были непонятны многим людям на протяжении веков. Там сказано о том, что «око за око и зуб за зуб» — это то, что было до пришествия Христа, так жили древние, но теперь у последователей Христовых есть другой пример: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Нам сегодня говорят, что можно или нельзя за кого-то молиться, а Евангелие говорит нам, чтобы мы молились даже за тех, кто приносит нам зло и напасть, кто делает нам больно, кто поступает с нами не по совести. Христиане, которые не насильно, а добровольно избрали следование за Христом как смысл своей жизни, слышат голос Евангелия в своём сердце. Их сердце отторгает всякое слово о ненависти и вражде, об убийстве и неправде, всякую несправедливость, которая учит ненавидеть своего ближнего и презирать человека, каким бы он ни был.

Сегодня Церковь переживает непростые времена. Политики и средства массовой информации всеми силами хотят сделать из неё некий политический институт, который должен давать ответы на вопросы, за кого голосовать, какую политическую и экономическую модель развития выбрать. Церковь не должна отвечать на эти вопросы, это не в её природе.

Церковь пережила разные эпохи, разные государства. Многих из них уже нет на карте. Где некогда могущественная Римская империя? Только в учебниках истории осталась. Где Византийская империя? Там же. Где Российская империя? Её тоже нет. На территориях этих империй сегодня существует множество государств и множество народов, которые живут по своим законам. Но Церковь никогда не обязана была отвечать на вопрос, какое государство лучше, какой государственный строй правильный, что предпочтительнее — чтобы президент управлял страной или парламент. Церковь отвечала людям на совсем другие вопросы в их жизни, независимо от того, в какую эпоху это происходило.

Сегодня мы видим очередную попытку использовать Церковь. Совсем недавно политики стремились к тому, чтобы упоминания о ней вообще не было в обществе. Многие из вас ещё помнят и это время, и знаменитого политика Хрущёва, который обещал последнего попа по телевизору показать. Сейчас другая крайность: государственный деятель, забыв о своих прямых обязанностях, начинает ездить с какими-то томосами, проводить какие-то кампании, чуть ли не мессией себя представляет, совершенно не понимая при этом, как живёт Церковь, как она устроена и по каким законам должна существовать.

Из тех выступлений, когда он публично говорил о Церкви, видно, что у него о ней самые смутные представления. В этом нет никакой беды, потому что он не ходил в воскресную школу, не учился в духовной семинарии, книг не читал — откуда он знает, что такое Церковь? Но брать на себя ответственность вмешиваться в её внутреннюю жизнь, определяя, кто правильный, кто неправильный, кто каноничный, кто неканоничный, — это точно не обязанность главы государства или какого-то другого политика.

Нас это не пугает. Если бы Церковь была политической партией или гражданским институтом, она бы давно перестала существовать. Но Церковь — это не только мы с вами, но это ещё и Христос, Который невидимо соединяет всех нас, Который нас спасает и даёт нам жизнь вечную, Тела и Крови Которого мы причащаемся в храме за Божественной литургией, слово Которого мы слышим из Евангелия. Он сказал о Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Поэтому нам не нужно бояться всех этих бурь, которые сегодня вокруг Церкви вздымаются. Это не в первый раз, уже много раз такое было, и это Церковь тоже переживёт с Божией помощью. Но переживёт только если останется верной Христу, если чада церковные не поддадутся соблазну принять участие в политической борьбе, спекулируя именем Христа. Если мы не перестанем жить по закону Евангелия даже тогда, когда это будет немодно и невыгодно.

Возможно, в какой-то определённый период времени это невыгодно и даже опасно, как это было в жизни новомучеников и исповедников нашей Церкви. Но мы живём не только временно здесь, на земле, мы верим ещё и в жизнь вечную. Мы знаем, что и здесь, и там быть с Богом хорошо — даже тогда, когда это на первый взгляд кажется невыгодным. Наша вера призывает нас не к политической борьбе, а к борьбе за то, чтобы стать такими людьми, как преподобный Макарий Великий.

Жил человек в пустыне. Он вообще от людей сбежал, чтобы вдалеке от них всю свою жизнь посвятить исполнению Евангелия и служению Богу. И Господь вокруг этого человека начал собирать учеников, которые, глядя на его жизнь, хотели ему подражать и быть на него похожими. Если мы с вами хотя бы отчасти сможем повторить этот подвиг — не в том смысле, чтобы в пустыню уйти, а чтобы честно жить по Евангелию, — у нас никто не будет никакого томоса спрашивать. Глядя на нашу доброту, любовь, порядочность и честность, люди поймут, где христиане. Наша жизнь безо всяких слов будет ответом на этот вопрос. Именно об этом нам надо позаботиться.

Дай Бог, чтобы у всех нас получилось быть такими христианами, чтобы о нас могли сказать: «Да, это настоящие христиане. Это те люди, которые живут по Евангелию. Глядя на их поступки, хочется прославить Бога и сказать: слава Богу, что такой человек есть рядом с нами!» Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100