Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

21 мая 2018 г.

Митрополит Митрофан: Подлинные отношения Бога и человека — это отношения любви

Архиерейское богослужение в Иоанно-Богословском храме ШахтёрскаВ день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Иоанно-Богословком храме города Шахтёрск. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сёстры! Поздравляю вас с днём памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова!

Когда мы слышим слово «Евангелие», то сразу представляем книгу. Так было не всегда. У Церкви, которая только начинала жить, такой книги не было, люди не могли её взять в руки и прочитать. Евангелием христиане называли благую весть — проповедь о Христе: о том, что Бог стал человеком, пришёл в мир. Самым главным содержанием Евангелия, его центром были крестные страдания, смерть и воскресение Спасителя.

Когда устная проповедь, прозвучав, стала достоянием многих людей, появились христианские общины, появилась и потребность её записать. Книг с названием «Евангелие» известно более пятидесяти, но только четыре из них получили общецерковное признание, потому что только с ними была согласна вся Церковь, которая помнила устные проповеди. Именно эти письменные творения наиболее соответствовали тому Преданию, которое уже существовало в Церкви.

Как мы сегодня слышали, апостол говорит: «Мы вам проповедовали то, что мы видели, что мы слышали, что осязали руки наши» (ср. 1 Ин. 1:1), — чтобы все поколения, в том числе и наше, через эту книгу познакомились со Спасителем. Из неё мы узнали о том великом подвиге, который Он совершил — подвиге любви ради спасения всех нас.

Апостолы по-разному Спасителя увидели, услышали и почувствовали, и рассказывают они о Нём по-разному. Иоанна Богослова мы называем апостолом любви, потому что он больше других говорит о ней в своём Евангелии. Именно его сердце наиболее отчётливо смогло увидеть и почувствовать, что главное свойство Бога, Который стал человеком, — это любовь. Это самое важное, что апостол Иоанн ощутил, находясь рядом с Ним, и что он захотел передать нам, чтобы мы с вами тоже это поняли, чтобы обращаясь к Богу, молясь Ему, читая и слыша о Нём, мы помнили о том, что это самое любящее Существо во вселенной, наполненное безграничной любовью.

Только когда мы осознаем это, в нашем сердце может появиться ответ на любовь. Взаимоотношения со всеми, кого люди за всю свою историю называли богами, были поострены на страхе или на договоре. Нужно было такого бога бояться, а чтобы он не наказал, исполнять какие-то правила. Даже в Ветхом Завете представления об истинном Боге были именно такими: вот десять заповедей, вы их соблюдайте, если будете так делать, вам будет хорошо, ваш род будет благословен и будет продолжаться, будете иметь многие лета на земле. Будете нарушать их — станете Моими врагами и истребитесь.

Только через Христа, через Его Крестную Жертву нам становится понятно, что подлинные отношения Бога и человека — это отношения любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Что Богу от этого мира нужно? Вообще ничего. Он Сам в Себе всё имеет. А почему Он так поступает? Он любит тот мир, который сотворил, и высшее творение в этом мире — человека. Именно поэтому Он становится человеком и приходит в мир, именно поэтому совершается Его крестная смерть: ради нашего спасения, чтобы мы исцелились от эгоизма, гордыни, самомнения — всего того, что грех принёс в нашу жизнь и чем искалечил в нас Его образ. Об этом Иоанн говорит нам как о самом главном. Если мы научимся строить отношения с Богом на любви к Нему, тогда мы сможем Его познать.

Многие люди в современной церковной общине любят традицию, правила, устав, ещё какие-то вещи, которые тем или иным образом связаны с церковной жизнью и тоже нужны, но при этом забывают, что всё своё сердце нужно отдавать Христу.

Мы не просто исполняем молитвенное правило, потому что есть такая традиция и чтобы нас потом совесть не мучила и на исповеди не пришлось говорить, что я не читаю утренние и вечерние молитвы, а потому что любовь к Богу в нашем сердце такова, что не поблагодарив Его, не попросив Его благословения, не порадовавшись минутам общения с Ним, мы не можем жить. Это два совершенно разных подхода: читать правило и общаться с Тем, Кого ты любишь, отдавая Ему всё своё сердце.

Одно дело — приходить в храм как на работу, соблюдая какую-то традицию, стоять и мучиться в ожидании конца службы. Другое дело — испытывать чувство любви и благодарности к Тому, Чей это храм и побыть с Кем мы собрались все вместе. Литургия — это ведь общение с Богом и друг с другом через Евхаристию.

Одно дело — читать главу Евангелия каждый день как какое-то скучное, нудное правило и думать, как бы скорее вернуться к своим любимым делам. Другое дело — скорее спешить оставить все свои дела, чтобы взять Евангелие, душой и сердцем прикоснуться к Тому, Кого ты любишь, и Кто любит тебя.

Если мы не любим Бога, значит, мы Его не познали, Он ещё не пришёл в нашу жизнь, у нас ещё нет настоящего общения с Ним, а наша любовь — это любовь к какой-то традиции, обряду, истории, правилу. Люди любят приходить куличи и воду освящать, потому что верят, что это им поможет в их житейских делах, но ведь это же ещё не любовь к Богу! Это же ещё не общение с Ним! Нам нужно научиться любить именно Его, а не просто одну из культурных традиций нашего народа. Нам нужно научиться отдавать Ему своё сердце.

В посланиях Иоанна Богослова неоднократно повторяется ещё одна мысль: нельзя любить Бога, при этом не любя Его образ — ближнего, того человека, который находится рядом с нами. Он чувствовал абсолютную взаимосвязь между этими вещами. Как любовь Божия изливается на каждого человека: хорошего и плохого, праведного и грешного, доброго и злого, — так и тот, кто любит Бога, не может свою любовь заключить только в себе самом. Любя Бога, он обязательно любит людей. Он добр к этим людям, отзывчив, искренен, доброжелателен, и по-другому никак эти вещи в сердце не совмещаются.

Апостол так и говорит нам: если ты думаешь, что любишь Бога, но не любишь своего брата, ты обманываешь сам себя (ср. 1 Ин. 4:20). Здесь людям тяжелее всего, потому что нам как бы понятно, как любить Бога, о Котором мы узнаём из прекрасного евангельского текста, Который сделал нам только хорошее. А как любить ближнего, который тебе досаждает, тебе неприятен, тебя обидел, делает не так, как ты хочешь?

Когда мы понимаем, что наши отношения с Богом зависят от отношений с окружающими нас людьми, мы начинаем им прощать. Именно это появляется в нашем сердце: не ненависть, не раздражение, не презрение, не пренебрежение, а прощение. Человек что-то сделал не так, а ты его прощаешь, даже если он у тебя прощения ещё не просил. Он сам ещё не понял, что неправильно делает, но у тебя в сердце уже нет ни осуждения, ни ненависти, ни вражды к нему. Если ты строишь отношения с любящим Богом и знаешь, сколько Он тебе прощает, в твоём сердце не может появиться желание считать кого-то хуже себя, кого-то ненавидеть, к кому-то относиться с пренебрежением. Только глядя на Христа и находясь рядом с Ним, мы получаем силу прощать нашего ближнего, помогать ему в скорбях и немощах, быть снисходительным к его недостаткам.

Любовь и прощение неразрывны. Мы не можем прожить жизнь, ни разу не ошибившись. Мы ждём, чтобы Господь простил нас, хотим, чтобы люди, перед которыми мы чувствуем себя виноватыми и у которых просим прощения за свои ошибки, проявили к нам свою любовь и простили нас. Давайте зададим себе вопрос: а как мы должны поступать, когда видим, что кто-то перед нами виноват или просит у нас прощения? Посмотри на Спасителя, вспомни Его образ, о котором тебе стало известно из Евангелия, посмотри на Его икону, вспомни, что крест с Ним у тебя на груди, и у тебя не будет необходимости ненавидеть своего ближнего, раздражаться на него, ты будешь относиться к нему как к образу Божию. Прощение, которое он, может быть, ещё не успел у тебя попросить, ты будешь ему дарить так, как Свою любовь дарит нам Сам Господь, считая нас Своими детьми, посылая нам Свои безмерные и безграничные милости.

Иоанну Богослову было важно не чтобы мы с вами просто ходили в церковь и любили её историю, архитектуру, иконопись, колокола или батюшку. Ему было важно, чтобы мы научились любить друг друга и Бога. Чтобы с этим чувством радостной любви к Нему мы просыпались и ложились спать, проводили каждый свой день, чтобы осознание, что Бога можно любить и чувствовать Его любовь, наполняло нашу жизнь радостью и смыслом. Это то, чем мы должны отличаться от всех остальных людей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Если этот принцип любви, прощения, взаимной помощи, доброго отношения друг к другу становится главным в жизни человека, он может смело себя называть христианином.

Дай Бог, чтобы в этот день, когда мы празднуем память апостола любви, каждый из нас об этом задумался и именно этот вопрос задал себе: «Какой принцип в моей жизни самый главный? Чем я руководствуюсь? По какому закону я живу?» Если это не закон любви, надо ещё раз взять в руки Евангелие и попытаться услышать те слова, которые обращены к сердцу каждого, кто захотел стать учеником Христовым: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). С праздником вас всех поздравляю!

Цитата дня

«

Если просишь чего у Бога и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не премудрее Бога.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100