Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

13 декабря 2017 г.

Митрополит Митрофан: Если человек хочет жить без Бога, виноват не Бог

Память святого апостола Андрея ПервозванногоВ день памяти святого апостола Андрея Первозванного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Андреевском храме города Ждановка. После богослужения владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с праздником вас! Сегодня память апостола Андрея Первозванного. В честь него построен здесь, в Ждановке, храм, и мы празднуем сегодня престольный день.

Кто такие апостолы? Из Евангелия мы знаем, что это ученики Христовы, — те, которые за Ним последовали и которых Он посылал ко всем остальным людям с проповедью о том, что Он Мессия, Спаситель. Они приходили и о Нём рассказывали. Свою проповедь они подтверждали той силой, которую они получили от Христа как Сына Божия. Силой Духа Святаго они совершали различные знамения, чудеса — это укрепляло в людях веру в Иисуса Христа как Мессию.

Что это были за люди? Задумываясь об их подвиге, их служении, давайте себе представим, что сейчас Христос всем, кто здесь присутствует, сказал бы слова, которые когда-то Он сказал апостолам: «Следуйте за Мной». Давайте на секунду задумаемся: можем ли мы так? Мы могли бы сейчас оставить свои дома, семьи (они тоже это всё имели, как обычные люди) и последовать за Христом? Апостолы — это те люди, которые во Христе смогли увидеть что-то такое, ради чего они всё оставили и за Ним последовали.

Они увидели в Нём то, что не увидели другие, и их сердца на это отозвались. Их было немного — сначала двенадцать, потом ещё семьдесят, и это — из всего избранного израильского народа. Израильтян было несколько миллионов в то время, — во всяком случае, по свидетельству Иосифа Флавия, столько собиралось на Пасху в Иерусалим.

Из этих нескольких миллионов, которые имели и пророков, и Писание, и Храм, за Христом готовы были последовать всего-навсего двенадцать человек. На что можно было надеяться в этом случае, с человеческой точки зрения, непонятно. Вот, проповедник проповедовал, говорил, потом сказал: «Идите за Мной», — в итоге двенадцать пошло, остальные несколько тысяч пошли по своим делам. Как и сегодня, ничего нового.

Эти двенадцать научились у Христа тому, чему больше нигде и никогда не научились бы. Они сами по себе были уникальными людьми, потому что они Христа выбрали из всего того, чтоб было в их жизни, но, кроме того, их преобразила сила Божия.

Они с проповедью о Христе пошли в мир — туда, где их не ждали, где их встречали зачастую враждебно, где их проповедь не всегда встречала отклик. В итоге они жизнь окончили мученически — всех, кроме Иоанна Богослова, убили за проповедь о Христе. Но эта проповедь стала семенем Церкви, которая существует уже две тысячи лет, члены которой сегодня — все мы, поэтому память каждого из апостолов вся Церковь чтит с большим торжеством.

Мы помним их подвиг, мы их любим, почитаем как великих служителей Божиих. Апостола Андрея Первозванного мы любим ещё и потому, что, по преданию, он с проповедью Евангелия дошёл до Херсонеса, а потом, поднявшись по Днепру, ещё и до самых Киевских гор. Там он водрузил крест и сказал, что на этом месте воссияет благодать Божия и будет множество церквей.

Прошло время, и в киевской купели крестилась вся Русь. Этот город стал местом подвигов многих угодников Божиих. Киево-Печерская лавра своими пещерами свидетельствует о подвигах её насельников. Эти плоды выросли из семени проповеди апостола Андрея.

Христианам всегда было трудно, но в любое время находились люди, которые следовали за Христом подобно тому, как за Ним последовали апостолы. Всегда были те, в чьих сердцах проповедь Евангелия отзывалась и заставляла их деятельно на неё откликаться всей своей жизнью. Всегда были люди, которые следование за Христом считали не просто метафорой, каким-то выражением, а всегда себя спрашивали: «В чём конкретно моё следование за Христом выражается, какими делами я могу это показать?»

Сегодня мы слышали послание Освященного Архиерейского Собора, который прошёл совсем недавно в Москве, в Храме Христа Спасителя. Главным мотивом Архиерейского Собора было событие, столетие которого мы в этом году вспоминаем. Сто лет назад произошла революция, которая изменила историю не только нашей земли, нашего народа, но и отразилась на истории всего мира. К власти в нашей стране пришли люди, которые объявили, что Бога нет, что Он не нужен: «Рай будем строить здесь, на земле, своими человеческими силами». Именно в это тяжёлое время, когда начали закрывать храмы, убивать священнослужителей, игумен Тихон был избран Патриархом Московским.

До этого более двухсот лет в Русской Церкви не было Патриарха. Пётр I видел, каким авторитетом пользуется Патриарх, и ему хотелось по европейскому образцу влияние Церкви свести к минимуму, чтобы власть была только в его руках. Он реорганизовал Церковь: упразднил патриаршество и учредил коллективный орган, Синод, главой которого был назначен обер-прокурор — гражданский чиновник, некий министр по религиозным вопросам. Во время каждого заседания Синода он утверждал все его решения. Если обер-прокурор, светский человек, не подписал, решение Синода в силу не вступало. Таким образом государство больше двухсот лет активно вмешивалось в управление Церковью.

Всё то хорошее и доброе, что было в Церкви за эти двести лет — святые угодники Божии, монастыри, храмы, события — не благодаря тому, что государство помогало, а вопреки. Удивительно, но патриаршество было восстановлено в Церкви тогда, когда царь отрёкся от престола, когда случилась революция. Государству было не до Церкви, оно потеряло на неё своё влияние.

В 1917 году, собирается Поместный Собор, на котором избирают Патриархом святителя Тихона. На патриарший престол он взошёл как на место исповедничества, мученичества. Ему пришлось быть свидетелем гражданской войны, переживать самые непростые времена со своим народом, брать слово тогда, когда все его боялись сказать, видеть уничтожение храмов, расстрелы священнослужителей, самому находиться под домашним арестом и сидеть в тюрьме. Он ныне причислен к лику святых. Мы верим, что он в сонме тех, кто молится о нас, как он это делал во время своей жизни.

Прошло сто лет. Страна их пережила по-разному. Были войны, тяжёлые испытания, голод, разруха. Какой итог всего этого? О чём Архиерейский Собор хочет напомнить каждому, кто считает себя членом Церкви? Нельзя свою жизнь строить без Бога. Нельзя без Божьих заповедей строить жизнь государства. Вернее, можно, но мы это уже проходили. К чему это приводит, мы все сегодня видим.

То, что происходит на нашей земле сегодня, — тоже плоды этого безбожия. Люди, выросшие без Бога, без веры, без нравственных законов, которые должны быть главными в жизни каждого человека, столкнувшись с бедой, с какими-то испытаниями, с пропагандой, не знают, в какую сторону им податься. У них нет твёрдого основания.

Можно представить, что Бога нет, но это не значит, что Его нет на самом деле. Это не значит, что без Него можно жизнь построить. Если, закрыв глаза, ты вдруг решишь, что теперь нет света, открой глаза и посмотри — он есть. Если ты хочешь жить во тьме, это твой личный выбор, но это не потому, что света нет. Если ты хочешь жить в грязи, в ненависти, страстях, пороках, — это не потому что нельзя жить праведно, а потому что ты сам выбрал такую жизнь.

Если ты хочешь жить без Бога — это не потому что Бог от тебя отказался и отвернулся, а потому что ты свою гордыню поставил выше Бога, решил, что твоя воля выше воли Божией, и необязательно тебе следовать Его заповедям и чтить Его законы, по которым Он сотворил этот мир. Человек — существо свободное, Бог его таким сотворил. Ему никто не запрещает выбирать. Но когда человек делает выбор, он не должен забывать, что последствия этого выбора он тоже принимает на себя.

Какой же вывод можно сделать из всего этого? Нам всем надо научиться жить с Богом, вернуться к тем истокам, с которых начиналась нормальная жизнь на этой земле. Нам всем нужно вспомнить апостольскую проповедь и таких людей, как святой апостол Андрей Первозванный, который сумел среди всего, что его окружает в жизни, разглядеть самое главное. Встретив Христа, оставить всё и последовать за Ним.

Нас сегодня никто не призывает повторить апостольский подвиг. Не все на него способны. Не каждого Господь зовёт следовать за Собой так, как позвал святых апостолов, а только тех, кто может повторить этот подвиг, но строить жизнь без Бога нельзя. Жить так, как будто не было уроков, которые преподала нам история, как будто не существует тех нравственных законов, которые нам дал Господь, нельзя. Если это наш выбор, то тогда мы несчастные люди, тогда мы сами виноваты в том, что происходит с нами. Тогда кто и что может нас чему-то научить?

Что ещё должно с нами произойти, чтобы мы это осознали? Дай Бог, чтобы, когда мы вспоминаем святого апостола Андрея, его проповедь на нашей земле, его личный жизненный подвиг и выбор, который он когда-то сумел сделать, в сердце каждого из нас утвердилось желание самим научиться жить с Богом и научить этому своих детей, Бога в своей жизни всегда ставить на первое место. Если мы научимся это делать, если в жизни каждого из нас это произойдёт, я нисколько не сомневаюсь, что мы будем свидетелями перемен в нашей жизни и жизни тех, кто нас окружает.

Мы сегодня молимся святому апостолу Андрею, чтобы его молитвы укрепили наши души и сердца, его помощь и благословение стали нашей опорой в тех непростых обстоятельствах, в которых находимся сегодня все мы.

Искренне, от души благодарю вас за совместную молитву, которую мы совершили! Благословение святого апостола Андрея, с которым он когда-то пришёл на эту землю, пусть пребудет с каждым из нас! Храни вас всех Господь!

Цитата дня

«

Покаяние необходимо не только для того, чтобы уверовать во Христа; оно необходимо для пребывания в вере.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100