Московский ПатриархатУкраинская Православная Церковь

Официальный сайт

Мария Цырлина

Как создать православную библиотеку на приходе?

Зачем нужны приходские библиотеки? Как создать православную библиотеку на приходе? Опытом делится Мария Цырлина, библиотекарь Николаевского кафедрального собора Горловки.

Читайте также:

Приходские библиотеки Горловки

Трудности и их преодоление

В советские годы православные библиотеки были под запретом. Исключение было сделано лишь для нескольких библиотек духовных академий и семинарий, пользоваться которыми могли только их учащиеся и преподаватели. Православная литература, хранящаяся в фондах государственных библиотек, также была недоступна широким кругам читателей. В советское время при некоторых приходах существовали «подпольные» библиотеки, состоявшие из самиздатовских и чудом уцелевших дореволюционных книг. Однако их читателями могли быть только очень близкие, надёжные люди.

В конце 80-х годов ситуация изменилась. Однако даже сейчас многие приходы по-прежнему не имеют своих библиотек.

 

Зачем нужны приходские библиотеки

Основная задача, которая стоит перед каждой приходской библиотекой — укрепить в вере людей, приходящих в храм, дать им хотя бы минимальное представление о Боге и Церкви. Нередко в этом библиотека помогает в работе воскресной школе, потому что невозможно учиться без книг.

В рамках воскресной школы или вне её приходская библиотека может проводить тематические литературные вечера и чаепития, обсуждения прочитанных книг, просветительские беседы со священником, если есть возможность, организовывать для прихожан показ образовательных видеофильмов из фонда своей видеотеки, с последующим их обсуждением.

В числе первоочередных задач православных библиотекарей — содействовать духовному возрождению общества, влиять на репертуар издательской продукции путём воспитания у читателей отторжения бездуховной, безнравственной и низкохудожественной «бульварной» литературы.

Как же создать библиотеку на приходе?

 

Этапы создания православной библиотеки

1) Библиотека на подоконнике

Начиная с января 2011 года на православном приходе г. Туринска стало традицией чтение духовных книг вслух по воскресеньям после богослужения и занятий в церковно-приходской школе. Для этих целей прихожане приносили и оставляли свои книги. В феврале на приходе появился и свой библиотекарь — заботливая хозяйка, которая умела грамотно и вести учёт книг.

Прихожанам хотелось бы, чтобы библиотекарь проводил и какие-то беседы, следил за новыми поступлениями, выписывал периодические издания. Так на приходе была создана полноценная библиотека. Пополнение её фонда — непрерывный процесс, так как всегда находятся прихожане, желающие принести свои книги. В будущем большой фонд собранных книг позволит расширить библиотеку до уровня городской, а значит, сделать её популярной не только для церковных людей, но и для тех, кто делает свои первые шаги к вере.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Как и старые иконы, старые книги часто сносятся прихожанами на церковные подоконники — может, кому-то еще пригодится. Собранные таким образом книги можно сложить в тематическом или алфавитном порядке на том же подоконнике и оставить их лежать там под скромной табличкой «библиотека».

Если в храме будет обозначено место, где можно оставить / взять почитать книги, прихожане быстро его заполнят, принесут в новосозданную библиотеку не только ветхие, но и просто уже прочитанные книги — для общей пользы. Ведь читать их будут свои же, ставшие уже такими родными, братья и сёстры во Христе.

2) Шкаф посреди храма

Как правило, приходские библиотеки помещаются в шкафу в специально отгороженном уголке в притворе храма и, по сути, являются пунктами выдачи книг, которые открыты один-два часа в субботу вечером и в воскресенье утром; обслуживают их энтузиасты-общественницы (непрофессионалы).

Но даже такого библиотекаря нужно найти. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению о книгах доверяет настоятель храма, и, что немаловажно, он должен уметь приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

3) Библиотеке требуется угол

Следующий шаг — помещение. Хотя начинается библиотека, как правило, с небольшого шкафа, в будущем ей может потребоваться отдельное помещение. Желательно, чтобы библиотека располагалась в притворе храма или в самом храме — у входа. Если книги размещаются в другом здании, подвале — в общем, не на пути прихожан к храму — найдут её немногие. В одной приходской библиотеке на огромном книжном шкафу в приделе храма два года висела метровая надпись «БИБЛИОТЕКА», однако регулярные прихожане нередко удивлялись, узнавая, что у них в храме, оказывается, есть библиотека. Поэтому чем виднее место, на котором окажется библиотека, тем больше читателей у неё будет.

Однако было бы неправильно сразу выделять для библиотеки отдельное помещение или его часть, если весь фонд можно легко уместить в шкафу или на подоконнике.

Независимо от того, сколько книг собралось, их с самого начала нужно сортировать, как и во всех библиотеках, по разделам и категориям.

 

Запись читателей

Лучшие, в общем случае, библиотечные дни — суббота и воскресенье (часы между службами).

Записывают читателей по паспорту или без паспорта, в читательский билет вносят фамилию, имя, отчество, обязательно адрес и телефон. Книги можно выдавать на месяц или другой срок. Как правило, за период меньше месяца читатель не успевает прочитать книгу, даже небольшую. Телефон понадобится, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто.

Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. Многие интересуются библиотекой: «Вот, возьму-ка что-то почитать!». К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому можно, конечно, и выдать просимую книгу, а можно и предложить прийти в часы работы библиотеки: тот, кто действительно хочет прочитать больше о православии — придёт. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

У городских приходских библиотек есть проблема с возвращением книг, кассет, дисков. Особенно весной, когда заканчиваются занятия в школе. Всем читателям, и взрослым, и юным, нужно ненавязчиво напоминать, что взятая на определенное время книга может быть очень нужна кому-то другому. А родителям предлагать следить за тем, чтобы библиотечная книга или диск дома не залеживались.

 

Книги насовсем

Среди приносимых прихожанами книг есть те, которые должны быть личными у каждого христианина — это молитвословы и Библии — бесплатные благотворительные издания, распространявшиеся некогда протестантами. Такие книги можно не выдавать, а если их просят выдать, отдать насовсем — ведь было бы неправильно дать молитвослов «почитать». По несколько экземпляров молитвословов и Священного Писания могут храниться в библиотеке в качестве подручных книг для тех, кому срочно понадобилось почитать молитвы или Евангелие, а ехать домой за книгой было бы сейчас неудобно.

Многие библиотекари с подозрением относятся к приносимым протестантским изданиям Библии. Однако в большинстве случаев они содержат текст Библии в Синодальном переводе. Выдавать такие книги можно смело, а несколько страниц протестантских комментариев можно просто удалить из книги или заклеить.

 

Оформляем книги

Чтобы библиотека могла полноценно функционировать, книги необходимо правильно оформить. Для облегчения трудов библиотекаря и поиска книг читателями многолетний опыт работников библиотек создал наиболее рациональную систему описи книг. Им можно воспользоваться и в приходской библиотеке.

Согласно этим устоявшимся нормам, книги оформляются следующим образом: на форзац приклеивается кармашек для специального формуляра, где будут записаны выходные данные этой книги и номер читательского билета того, кто сейчас ею пользуется, а также дата, когда взята была книга. Каждой книге удобно сделать по два формуляра — один останется в читательском билете, другой — в отдельном месте, где по алфавиту будут лежать все формуляры взятых читателями книг. Тогда будет легко не только увидеть, что такая-то книга уже выдана, но и найти, у кого она подзадержалась.

На титульном листе книги и на 17-й странице ставится штамп. В качестве библиотечного штампа можно использовать печать прихода, но можно создать и свой штамп. Заказать его несложно. Сейчас многие люди, имеющие свои личные библиотеки, создают особые штампы для своих книг со своими инициалами или рисунками, особенно если их книгами часто пользуются другие.

Каждая книга, даже повторяющаяся, заносится в список всех библиотечных книг. Для этого списка отводится особая тетрадка — инвентарная книга, у которой со временем появятся тетрадки-продолжатели — книга вторая, книга третья и т.д. Книги в тетрадке пишутся в том порядке, в каком они появляются на полке. Список книг нужно пронумеровать. Тот номер, который окажется напротив каждой книги, становится её инвентарным номером — уникальным числом, позволяющим найти именно эту, конкретную книгу даже в стопке совершенно одинаковых книг. Для этого такой же номер ставится на первой и — если вдруг первая выпадет — семнадцатой странице книги.

Затем название книги можно внести в каталог по рубрикам, однако опыт показывает, что прихожане чаще всего не ищут названия книг в каталоге, а смотрят их сразу на полках. Такой каталог может быть очень нужен библиотекарю, чтобы сразу посмотреть все имеющиеся в библиотеке книги по данному вопросу или данного автора. Чтобы легко можно было найти все книги одного автора, стоящие на полках под разными рубриками, можно параллельно вести алфавитный каталог книг по авторам, пригодится и алфавитный каталог книг по названиям.

Форма каталога может быть разной. Несколько одинаковых карточек с данными одной книги, расфасованных по разным склеенным ящичкам с надписями «Жития», «Акафисты», «Духовное чтение», «Алфавитный каталог» и т.д. Тетрадки со списком книг по каждой теме — если книг немного.

Проще всего создать электронную таблицу всех книг в компьютере, в режиме обычного документа Word, и продублировать информацию из неё в созданных документах с названиями соответствующих разделов. Список книг по порядку (базовая таблица) — станет электронной инвентарной книгой, скопированная таблица, где названия поставлены в алфавитном порядке, станет алфавитным каталогом, а для рубрик тематического каталога можно создать отдельную папку.

В этом случае работа библиотекаря упрощается — не надо много раз переписывать данные книг, вырезать и клеить карточки, быть внимательным при расстановке книг в строго алфавитном порядке — компьютер сам расставит книги по алфавиту за несколько секунд. Ещё один плюс электронного каталога — в том, что можно быстро найти любую книгу по любому слову из её названия, по году издания или издательству, где была выпущена книга, воспользовавшись поиском. Важно лишь сохранять несколько копий такой картотеки — например, на домашнем компьютере и внешних носителях — на случай, если в одном компьютере произойдет потеря информации.

Однако не все приходы и даже светские публичные библиотеки могут позволить себе иметь компьютер, поэтому по-прежнему популярными остаются бумажные каталоги.

 

Что посоветуете почитать?

Пока такого централизованного обмена опытом между православными библиотекарями не создано, у приходского библиотекаря должен быть свой составленный под руководством настоятеля список тех книг, которые можно рекомендовать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам. Ведь очень часто читатели спрашивают не какую-то конкретную книгу, а просто «что-нибудь почитать на Ваше усмотрение». На различных православных сайтах приводятся примеры такого возможного списка.

Перед библиотекарем стоит важная задача — заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения этой задачи — давать читателю несколько книг: не пойдет одна — может, понравится и затронет душу другая. Если какая-то книга «не пойдёт», окажется сложной, можно посоветовать отложить ее на потом, а пока поменять на другую.

Какие издания в первую очередь должны быть в православной библиотеке? Думаю, тут каждый должен решать этот вопрос для себя. Очевидно одно: начинать нужно с того, чем интересуются прихожане именно вашего прихода.

Понятно, что на приходе, куда чаще всего приходят не учителя и доценты, а малограмотные бабушки и только что переступившая порог храма молодежь, не нужно стремиться собрать библиотеку сложных богословских трудов, православных сочинений, посвященных изучению католицизма и других религий, без сравнения с православием, написанных сложным языком, научно-критических переводов творений святых отцов с вариантами разночтений текстов.

Но и такие книги в приходской библиотеке должны быть — они составляют бесценное сокровище Православной Церкви, часто эти книги не переиздаются, и, упустив недавно вышедшую книгу, можно потом её больше не найти в продаже.

Основу фондов приходских библиотек составляют Священное Писание, Закон Божий, молитвослов, часослов, книги, доступно объясняющие церковное богослужение, церковные таинства, суть Православной веры.

Быстро пополняются разделы святоотеческой литературы, житий святых, истории Церкви.

В храмах, где есть воскресные школы, в библиотеке можно увидеть различные пересказы Библии для детей, детские рассказы, книжки-раскраски. Если у вас на приходе есть воскресная школа, где преподают несколько предметов, ведется кружковая работа, то библиотеку можно пополнить соответствующими разделами фонда.

На приходах, где среди прихожан много интеллигенции, растут разделы по догматике, патрологии, гомилетике, апологетике, философии. Комплектуются разделы светской литературы, в том числе, русской классики ХVIII-ХIХ веков.

Особое место занимают альбомы по церковному искусству, фотоальбомы. Это, как правило, дорогие издания, которые не все прихожане могут купить.

Важным разделом библиотек является периодика. Она вводит читателя в церковную жизнь страны, православных церквей в других странах.

Как продолжение библиотек, их современное расширение, собираются аудиотеки и видеотеки.

Сложен вопрос о существовании православной художественной литературы. Художественная ценность произведений того же протоиерея Николая Агафонова в целом намного ниже, чем русских классиков — Достоевского, Гоголя, Лескова, Шмелёва. С другой стороны, русские классики не писали сугубо на православные темы, их нельзя однозначно классифицировать как православную литературу, однако их произведения по своей сути — глубоко христианские (например, романы Достоевского). Поэтому они сейчас есть во многих православных библиотеках.

Не была сугубо православным писателем Л. Чарская, но её книжки сейчас часто можно встретить на полке православной детской литературы. Среди прихожан заслуженно пользуются популярностью книги К.С. Льюиса — английского христианского писателя, чьё мировоззрение было близким по духу к православию.

К сожалению, сейчас всё больше печатаются и распространяются книги, чуждые православию и прикрывающиеся его маской, часто не брезгующие даже грифом «По благословению…». Уследить за такими «новинками» и найти подвох часто бывает очень сложно.

Сайт Издательского совета РПЦ в помощь приходам и библиотекам предлагает каталог изданий, не рекомендованных к распространению на приходах.
Это книги о лжестарцах и лжесвятых — лжестарец Сампсон (Сиверс), пензенский старец схиигумен Алексий, лжесвятая Пелагея Рязанская, творения о лжесвятом «отроке Вячеславе». В список запрещенных к распространению на приходах книг входят «Противокатолический катехизис» Васильева, книги с заглавием «Целомудрие и телегония», «Чудеса последнего времени», а также такие авторы, как архимандрит Пётр (Кучер), священник Георгий Кочетков и другие.

Посмотреть обновляемый список псевдоправославных книг можно здесь.

Список запрещённых периодических изданий пока не составлен. Поэтому православному библиотекарю следует с большим вниманием просматривать материалы периодических изданий, прежде чем поставить их на книжную полку. Так, например, Днепропетровские издания журнал «Спасите наши души» и газета «Мир» в некоторых номерах содержат выпады против церковных властей, призывы отказаться от ИНН и вакцинации, интерпретируют политическую и экономическую ситуацию в стране и за рубежом как приближение царства антихриста и скорого конца света. Из-за невозможности рассказать о правильном взгляде на эти проблемы каждому читателю, приходящему почитать журнал или газету, лучше отказаться от такого издания полностью и не иметь его у себя в библиотеке.

Список православных СМИ, рекомендованных к распространению Синодальным информационно-просветительским отделом УПЦ, можно найти здесь.

Со временем, когда библиотека разрастется и найдётся человек, который поймёт, что в заботе о ней — его призвание, независимо от того, будет ли приходская библиотека работать полчаса в неделю после воскресной Литургии или каждый день, пока открыт храм, начинающему православному библиотекарю понадобятся опыт и знания, необходимые для работы с православной литературой. Даже светского библиотечного образования здесь бывает недостаточно.

 

Как стать православным библиотекарем?

К сожалению, сейчас православные библиотекари не имеют методического обучающего центра. Светские журналы, такие, как «Библиотековедение» и «Библиотека», или не замечают их нужды, или печатают статьи о православных библиотеках редко и неохотно.
Пожалуй, единственной «трибуной» для православных библиотекарей остаются библиотечные секции на регулярно проводимых Московской Патриархией чтениях (Рождественских, Глинских, Покровских).

Специфика работы с православной литературой неизбежно ставит свои вопросы, которые в одиночку и по принципу «каждый по-своему» решить невозможно. Это и вопросы классификации фонда (естественно, что действующая с советских времен библиотечно-библиографическая классификация не идет дальше общего отдела «Православие», помещаемого как подраздел более широкого раздела «Атеизм»), и вопросы систематизации и описания фонда, его расстановки.

Компьютер стал «палочкой-выручалочкой» в нынешний сложный период восстановления фондов библиотек. Он дает возможность пользоваться материалами на электронных носителях, организовать хорошие поисковые системы, создать электронные библиографические базы данных — всё это очень привлекает. Интернет открывает совершенно иные возможности для получения информации, даёт возможность решать многие задачи в области комплектования фонда.

Чрезвычайно важен обмен опытом на соответствующих симпозиумах и конференциях. Регулярно — два раза в год — на Глинских чтениях профессор Московского государственного университета культуры и искусства С.П. Фунтикова проводит библиотечную секцию. С.П. Фунтикова — также автор издания по истории православного библиотечного дела — «Православные библиотеки: прошлое и настоящее» (М., 2002). Это издание можно найти в крупнейших библиотеках России.

Пользуется популярностью классификация православной литературы, подготовленная Гарбузовой В.Ф. — библиотекарем Духовного центра при храме Гребнёвской иконы Божией Матери в подмосковном Одинцове. Классификация была создана на основании пятнадцатилетнего опыта работы с фондом православной библиотеки, насчитывающим свыше 5000 названий и постоянно пополняемым. В.Ф. Гарбузова принимала участие в организации работы монастырской библиотеки Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

Учитывая большую потребность приходских библиотек в методической литературе, в 2009 году главный редактор журнала «Приход» Е.А. Соболевская открывает постоянную рубрику в помощь библиотекарям — «Приходская библиотека».

Однако по-прежнему православные библиотекари нуждаются в публикациях каталогов книг, рекомендуемых для начинающих, обязательных к прочтению для подготовки ко крещению, венчанию, списков существующих учебных пособий для воскресных школ, гимназий, регентских курсов, семинарий. Очень необходимо библиотекам создание каталогов вышедших в православном мире книжных новинок с их аннотацией, большее распространение информации о псевдоправославных книгах, по неведению распространяемых в Церкви. Ведь такие книги не должны попасть в православные библиотеки!

Православная Церковь по-прежнему нуждается в создании общедоступных центральных православных библиотек в каждой епархии, их централизованном обеспечении обязательными экземплярами вышедших книг и методическими пособиями для библиотекарей. Такое центральное руководство православным библиотечным делом смогло бы помочь в создании библиотек и обучении библиотекарей на приходах.

По материалам православных сайтов.

Источники:

1. Протоиерей Борис Балашов, ответственный за религиозное образование в Московской епархии. Православные библиотеки: современное состояние и перспективы.

2. Анна Данилова. Как организовать библиотеку на приходе.

3. Александр Гуревич. Как создать православную библиотеку в Вашем городе (советы библиотекаря).

4. Е.М. Зуева. Библиотеки эпохи интернета — в помощь духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

0

Цитата дня

«

Если не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100