28 июля 2023 г.
Викарии епархии совершили богослужения в День Крещения Руси
В день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в храме святителя Димитрия Ростовского города Мирнограда. Ему сослужили настоятель прихода протоиерей Сергий Карпенко и клирик Викторовского храма священник Игорь Ефанов.
За литургией была вознесена молитва о мире.
По запричастном стихе священник Игорь Ефанов обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о житии святого равноапостольного князя Владимира.
По окончании Божественной литургии было совершено славление с чтением молитвы святому князю Владимиру. Архиепископ Спиридон обратился с к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил, что Крещение Руси совершилось не только стараниями великого князя Владимира, но и благодатью Божией:
«Князь Владимир нашёл Бога, нашёл истинную религию именно в православии. Он был не только искателем истины, но имел глубокий ум, которым оценил православие и увидел, что оно наиболее сильно, реально и действенно открывает человеку смысл его жизни. Это убеждение в нём ещё больше усилилось действием благодати Божией, когда он исходя из своей веры и убеждения принял Святое Крещение. Благодать Божия, которая осенила его, оказалась очень действенным оружием, благодаря которому он смог начать крещение всей Руси. За это мы ему благодарны».
Фото Владислава Денисова
В этот же день архиепископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Чудотворца посёлка Ямполь Краматорского района. Ему сослужили настоятель храма Святого Духа в Славянске протоиерей Олег Хижняков и клирик Александро-Невского кафедрального собора священник Артемий Весёлый.
После сугубой ектении владыка вознёс молитву святому равноапостольному князю Владимиру.
По окончании литургии архиепископ Паисий обратился к прихожанам с проповедью. Он призвал подражать примеру святого князя Владимира в перемене жизни:
«Человек, встретивший Небо, уже по-другому смотрит на мир. Он уже по-другому смотрит на себя и на окружающих. Ему не хочется возвращаться к мраку и духовной слепоте. Дай Бог, чтобы этот пример князя вдохновил и нас — стать примером для окружающих».
После литургии викарий епархии совершил панихиду, во время которой была вознесена молитва о покойном Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире.
Киевский князь Владимир Святославич был внуком святой равноапостольной княгини Ольги, память которой отмечалась недавно (24 июля). Как и сын княгини Ольги Святослав, долгое время Владимир оставался язычником. Став новгородским князем, он пошёл войной на своего брата Ярополка, княжившего в Киеве.
В 980 году Владимир победил Ярополка, симпатизировавшего христианам, и силой захватил престол в Киеве. Чтобы удержать свою власть и заручиться поддержкой язычников-киевлян, он начал преследования христиан. Во время его правления в Киеве были убиты одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Иоанн и Фёдор, которые отказались быть принесёнными в жертву языческим богам. Владимир разрушал церкви и на их месте строил идольские капища. Непокорные ему города он усмирял мечом.
Но к двадцати пяти годам князь понял тщету служения идолам и стал всё больше склоняться к единобожию, интересуясь различными учениями. Согласно Повести временных лет, послы князя, вернувшись из Византии, рассказали ему о греческом христианском богослужении: «Не свемы, на небе есмы были, ли на земле… Недаром бабка твоя, княгиня Ольга, мудрейшая из людей, приняла греческую веру».
Как раз в это время князь Владимир посватался к византийской царевне Анне, и император обещал выдать её за князя в обмен на военную помощь Киевской Руси. Но вскоре за тем князь получил отказ, аргументированный тем, что дочь византийского императора не могла выйти замуж за язычника. Тогда князь Владимир осадил и взял штурмом Херсонес — оплот Византии на северном побережье Чёрного моря, — и потребовал привезти царевну в город. Царевна Анна прибыла в Херсонес. Владимир принял святое крещение и взял Анну в жёны, а Херсонес великодушно вернул грекам.
Вернувшись в Киев, князь крестил своих детей (от других жён), а затем послал греческих священников проповедовать на улицах города. Не утративший своей жёсткости и решимости после принятия христианства, князь Владимир разрушил все идольские капища и уничтожил деревянных кумиров.
Наконец, летом 988 года он издал указ: «Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня». Когда наутро киевляне пришли к Днепру, они увидели там множество епископов и священников, которые по приказу князя стали проповедовать и учить народ, так чтобы не осталось ни одного жителя Киева, не услышавшего христианского учения. Затем епископы и священники предложили желающим креститься в реке. Так как христианство к тому времени уже распространилось в Киеве, крещёных в тот день были тысячи.
Киев стал центром христианства на Руси. Князь Владимир возвёл в городе множество церквей. Каждый воскресный день возле храмов накрывали столы с яствами для всех горожан, звонили колокола, пели хоры, «калики перехожие» под звуки гуслей исполняли былины и духовные стихи. Больным и нищим ко дворам доставлялись от князя бочки мёда и кваса, кадки с хлебом, рыбой, мясом и сыром.
Появились монастыри, а с ними и библиотеки, ведение летописей города и государства. Князь заботился о том, чтобы дети в Киевской Руси были грамотными, определяя их в школы. При нём Русь переживала духовный и культурный расцвет. Киевляне называли своего князя «Владимир Красно Солнышко». В христианский период своего правления киевскому князю удалось пресечь междоусобные распри, не пролив крови своих братьев. Царевна Анна стала с тех пор единственной женой князя, отказавшегося от многожёнства.
В 1015 году князь отошёл ко Господу, заслужив в Церкви имя равноапостольного — уподобившегося святым апостолам в проповеди веры Христовой. Мощи князя почивали в Десятинной церкви Киева до разрушения её монголами.