23 октября 2022 г.
Викарии епархии совершили богослужения 19 Недели по Пятидесятнице
В Неделю 19 по Пятидесятнице и день памяти святых отцев VII Вселенского Собора архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в храме святого мученика Виктора Халкидонского города Мирноград (Димитров). Ему сослужили клирики храма.
За литургией была вознесена молитва о мире.
После чтения святого Евангелия владыка обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о смысле евангельских чудес:
«Это краткое евангельское чтение показывает нам, что Господь сострадателен абсолютно к любому горю. Мы с вами знаем, что и в дальнейшем Он воскрешал праведного Лазаря четверодневного, дочь Иаира, и вот воскресил сына наинской вдовы. Воскресил для чего? Для того, чтобы они опять умерли? Или, может, Он хотел показать, какими способностями обладает? Господь через эти воскрешения, через эти чудеса показывает и доказывает нам одну простую мысль: смерти нет, есть вечная жизнь. Если мы будем следовать за Ним, то получим эту вечную жизнь, и эти чудеса как раз — свидетельства Его силы и Его победы над смертью».
Накануне вечером владыка совершил в Викторовском храме всенощное бдение с литиёй.
Фото Владислава Денисова
В этот же воскресный день епископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.
По запричастном стихе владыка обратился к прихожанам с проповедью. Он отметил, что нет горя, непреодолимого для Христа:
«Христос стоит на нашем пути. Как стоял Он возле ворот города, где проносили умершего, так Он стоит у ворот нашей жизни и говорит нам: „Не плачь! Ободрись! Не утопи в своих слезах свою веру, свою надежду! Не плачь! Даже в эту беспросветную ночь Я буду рядом, и она превратится в предрассветный час. Не плачь! Из твоей души Я уберу всякую тень. Только прииди, прикоснись ко Мне, получи эту жизнь!“.
Не плачь — прими слово Христово. Начни доверять Ему, Его Промыслу. Не плачь — значит, прими жизнь из Его рук. Не плачь — значит, воскресни и живи. Перестань верить в смерть. Научись слышать Христа. Перестань думать, что нет Того, Кто победил смерть. Он есть, Он рядом. Он дарует нам силу, Своё присутствие, Свою благодать. И тогда на горизонте нашей жизни перестанет маячить кладбище».
После литургии протоиерей Сергий Кикалов обратился к собравшимся с проповедью, в которой рассказал об истории и значении Седьмого Вселенского Собора.
Накануне вечером епископ Паисий совершил в соборе всенощное бдение с литиёй в сослужении клириков храма.
Фото Серафима Пирожкова и Георгия Дудника
Вселенские Соборы собирались на протяжении IV-VIII веков для решения важных церковных вопросов. Они называются так потому, что в них принимали участие представители всех Поместных Церквей. Вселенских соборов было семь.
VII Вселенский Собор был созван для утверждения православного почитания святых икон в период иконоборческой ереси.
К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.
Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», — говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.
В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру: тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.
Собор прошёл в 787 году в Никее, поскольку в Константинополе собраться его участникам не дали вооружённые еретики-иконоборцы. Он продолжался целый месяц. Его заседания возглавил святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Число участников, подписавших решение Собора, составило 308 человек. Главным из этих решений стало утверждение догмата об иконопочитании.
Собор постановил, что поскольку во Христе неслитно, но и нераздельно соединены две природы как Бога и Человека, то Его можно изображать. По этой же причине Церковь прославляет в иконах святых — как тех, в ком в полной мере раскрылся образ Христа: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». В память о победе над ересью иконоборчества была установлена Неделя Торжества Православия, которая отмечается в первое воскресенье Великого поста.
Ересь иконоборчества просуществовала ещё 56 лет после решения VII Вселенского Собора. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл поместный Константинопольский Собор в 843 году. При ней в Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появилось на монетах и печатях. Мучители христиан по указу императрицы были казнены.