Протоиерей Владислав Шестаков
Светлое око, служба двум господам и птицы небесные
Богослужение издревле несло в себе не только литургическую функцию, но и образовательно-просветительскую. Устав предполагает читать Евангелие за богослужением каждый день. Таким образом, за год прочитываются все четыре Евангелия. Для удобства евангельские главы поделены на более мелкие отрывки — зачала. Самые значимые из них прочитываются именно по воскресеньям.
Сегодня устав предлагает нашему вниманию отрывок из шестой главы Евангелия от Матфея, стихи с 22-го по 33-й. О том, что христианин может почерпнуть из этого чтения, размышлял клирик Крестовоздвиженского храма Горловки протоиерей Владислав Шестаков.
22Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Христос говорит нам об оке, то есть глазе. Но почему светильник? Святые отцы не дают однозначного толкования, но большинство мнений сводится к тому, что Спаситель говорит здесь о некоем более высоком, духовном органе, и на примере глаза рассматривает механизм его работы. С помощью зрения человек воспринимает восемьдесят и более процентов всей информации. Если глаза здоровые, человек видит предметы такими, какие они есть на самом деле. Но бывает, что человек не может различать цвета или видит предметы расплывчатыми. Можно надеть очки, тогда предметы будут казаться больше, можно взять линзы, которые дают перевернутое изображение, а можно вовсе закрыть глаза, чтобы не видеть ничего.
Человек — не робот, и каждый из нас индивидуален. А, значит, должен быть тот орган, который обрабатывает всю полученную информацию, смешивает её с чувствами и желаниями, окрашивает в эмоции и превращает в действия. Очень важно, чтобы в этой цепочке не было сбоя. Называть его можно по-разному: сознанием, высшей частью души, умом… Но однозначно от правильности его работы зависит наше поведение, наш образ жизни.
Святитель Феофан Затворник говорит, что ум человека должен быть прост. «Когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно». Человек волен воспринимать своим умом вещи так, как ему хочется. Он может видеть всё таким, как оно есть, без изменений. Может видеть всё прекрасным, а может видеть всё грязным, чёрным, негативным. Если человек не любит свет, то он может закрыть своё око, чтобы не видеть его, и открыть это око тогда, когда наступит тьма, чтобы поглощать её. Если мы не даём проникнуть Божественному Свету внутрь нас, то откуда он там возьмётся? Поэтому Христос и задаёт вопрос: «если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
Всё, что входит в человека (разумеется, духовное), оседает в глубинах его души. Таким образом внутри формируется своеобразный колоритный багаж, «сокровищница», из которой можно что-нибудь взять и вынести снова наружу. Получается своего рода круговорот. Может ли злой человек вынести оттуда что-то доброе? Нет — потому что это доброе нужно сначала уметь приобрести. Такая логика прекрасно подтверждается словами из Евангелия от Луки: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45).
24Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
То, что «мамона» здесь означает богатство в любых его видах — факт бесспорный. Понятно и то, что за двумя зайцами угнаться невозможно. Но вот здесь-то и вопрос, который возникнет как раз у людей воцерковлённых. Да, хочется прежде всего угождать Богу, Ему одному служить. Но есть ещё семья, дети, которые хотят есть и которых нужно одевать. Есть ещё и работа, и проблемы. Разве это не вечная погоня за двумя зайцами?..
Язык Евангелия настолько лаконичен, что мы иногда некоторые ключевые слова просто не замечаем. «Никто не может служить двум господам». Глагол «служить» предполагает не просто частичное повиновение, а покорность и постоянную готовность выполнять чужую волю. Иными словами — рабство. Служить и повиноваться Богу — огромная честь. Особенно когда ты знаешь, что Он тебя любит и никогда не предаст. Но быть рабом мамоны — это значит стать обеими ногами на прогнивший мост над пропастью. В эту категорию можно внести все земные достижения человека. Сегодня они есть, а завтра их может не стать. И что тогда? Поэтому Христос нам советует быть не рабами, а хозяевами своего имущества и не привязываться к нему.
Далее следует развёрнутый блок из нескольких стихов, который служит прямым продолжением двадцать четвертого стиха.
25Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Может, это призыв к ничегонеделанию и тунеядству? Может, зря мы на работу ходим, огороды сажаем, варенье на зиму закрываем? Ведь Он знает все наши нужды. Нам в пример приведены птицы небесные — давайте на них и посмотрим. Кто-нибудь видел птицу, которая целый день только сидит на ветке и поёт? Её крылья постоянно в работе. Если она не будет добывать пищу, то погибнет и она, и её птенцы. Но птица не живёт ради того чтобы есть, а ест для того чтобы жить. Так и человек. Он может и должен трудиться, ему нужно есть, чтобы жить. Но если он будет всю надежду возлагать только на свои крылья, то в какой-то момент может упасть.
Всё физическое непостоянно, а значит, неустойчиво. В мире присутствует ещё одна значимая, а точнее сказать, первостепенная величина — Воля Божия. Господь нам об этом в двадцать седьмом стихе напоминает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Мф. 6:27). Сколько ты, человек, ни старайся — без помощи и воли Бога ничего не выйдет. Получается какой-то бермудский треугольник: тут не заботься, тут — работай, воля Божия. Попыток найти здесь консенсус было огромное количество на протяжении многих веков. Но, как показывает опыт Церкви, правильный выход — один: сообразовать свою волю с волей Божественной. Об этом мы и просим в молитве Господней, которая приведена в этой же шестой главе на несколько стихов раньше: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6.10).
Господь не осуждает заботу о материальном и хозяйственность сами по себе. Это очень хорошие качества. Они характеризуются умением распоряжаться тем, что у тебя есть. Такому человеку Господь с радостью даст больше, потому что тот научился правильно пользоваться тем, что уже имеет: «…в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21), «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится…» (Мф. 13:12).
Правильная позиция — когда человек трудится без лени, делает всё, что от него зависит, и помнит, что над всем этим есть Бог. Очень плохо, когда забота перестаёт быть заботой, а перерастает в боязнь завтрашнего дня. Человек в таком состоянии теряет внутренний покой и самообладание. Все его мысли и силы напряжены и заняты ожиданием того, что ещё не случилось, а может, и вообще никогда не случится. О каком тут служении Богу может быть речь?
Далее, Евангелие от целевых ориентиров переходит к самому главному. Оно будто бы делает нам встряску, приподнимает над потоком проблем земных, и показывает яркий маяк в этом бурном житейском море:
33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Нам это не всегда приятно слышать. В этом мире мы все временно пребываем как будто на съёмной квартире, хотим мы этого или нет. Занимаясь земными проблемами, мы не должны корнями врастать в землю — она временна. Господь предлагает нам стать гражданами такого Царства, которое не перестанет быть. В этом Царстве Он — Царь. Он — Вечный, а значит, и Его Царство тоже вечно. Как прекрасно быть уверенным, что ты в этом Царстве — гражданин, тебя никогда не выгонят, не выселят, тебе там будут всегда рады! Такую надежду даёт нам наша вера.
Правда, о которой говорит Господь — это Его Божественная правда, и она пребывает в Его Царстве. Бог — абсолютное Совершенство, а, значит, и правда Его абсолютна и совершенна. Сколько раз в жизни мы обжигались о человеческую изменчивость и непостоянство! Сколько в мире людей, столько и мнений. Каждый считает себя правым, у каждого правда своя. Сегодня человек сказал одно, а завтра он будет говорить другое, потому что ему так выгоднее. Он изменился, изменилась и его правда. И только правда Божия не изменится никогда. Здесь нельзя не упомянуть кратко о примере, который подаёт нам святой Иоанн Креститель. Церковь сегодня празднует день рождения этого человека. Он сумел среди множества истин найти Истину абсолютную. Он жил по этой Истине и о ней говорил всем, невзирая на лица, нравилось это людям или нет.
Второй пример, который хочется сделать заключительным — это корабль. Капитан и его команда во время плавания выполняют огромный объём работы. Следят за приборами, за направлением ветра, готовят есть, убирают на палубе, борются со штормом, чинят корабль, если нужно. Зачем это всё? Ради одной цели — доплыть к месту назначения. И если каждый из них не сделает свою работу на «отлично», корабль может не доплыть. Так и Церковь. Задача каждого из нас — плыть без страха по этому бурному морю, сквозь проблемы и шторм, к самой главной пристани.