Протоиерей Владимир Шутов
Почему Великим постом совершают столько поклонов?
«Для чего столько поклонов? Это храм, а не спортзал!» — негодуют порой новоначальные христиане, придя на богослужение Великого поста. Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, объясняет, для чего нужны такие аскетические упражнения, и советует, как быть, если по каким-то причинам совершать их нет возможности.
Прежде всего хотелось бы поговорить об уставе, касающемся поклонов. Общее правило гласит, что поклон — это выражение смирения и благоговения перед Богом. Поклоны издревле введены в устав богослужения. Со временем регламентировалось их количество, выделялись дни, когда они совершались более часто, как в Великий пост, или вообще отменялись — как в воскресные, праздничные дни и в период от Пасхи до Пятидесятницы. К слову, правила Первого и Шестого Вселенских соборов подчёркивают, что земные поклоны не положены в воскресные дни. Вопреки этому во многих храмах в воскресенье можно увидеть людей, стоящих на коленях или совершающих земные поклоны, и никто ничего плохого в этом не видит. Если же кто-то не делает поклонов во время Великого поста, его нередко осуждают — такой вот парадокс.
Поклон поклону рознь
Человеку, совершающему поклоны, важно понимать, что он, собственно, делает. Поклон поклону рознь. В Священном Писании во время суда над Господом перед Ним тоже становились на колени, но это было издевательство, а не проявление благоговения и смирения. Совсем другая ситуация, когда на колени перед Спасителем падали те, кто нуждался в Его исцелении и помощи. Вспомним, что на колени становился Сам Господь в Гефсиманском саду, когда молился Богу Отцу. Спаситель своим примером показал нам, что коленопреклонение не только допускается — оно необходимо. Тонкости этого, казалось бы, простого действия разъясняют нам святые отцы. Они учат: важно, чтобы люди понимали, когда и кому они кланяются, и не превращали поклоны в какие-то физические упражнения. С другой стороны — нельзя, прячась за своей немощью, вообще отказаться от земных поклонов.
Немощи и как к ним относиться
Признаем, что мы очень сильно отличаемся от людей XIX и XX века по многим критериям — и по физическим в том числе. Нам трудно стоять, трудно кланяться, причём не только возрастным, но даже молодым людям. Иногда смотришь: старенькая бабушка делает поклоны, а молодой человек рядом с ней больше двух совершить не способен. Что делать в этом случае? Если есть возможность — тренироваться потихоньку, если же у вас какие-то болезни или травмы — молиться стоя.
На этот вопрос надо обратить внимание двум сторонам — и пастырю, и прихожанину, — и постараться выйти на диалог. Однозначно нельзя никого осуждать и стыдить. У святого Паисия Святогорца есть замечательная история о том, как один духовный старец очень любил земные поклоны и рекомендовал их совершать своим духовным чадам. Однако был среди них юноша, который не мог этого делать. Он рассказывал, что старец никогда о поклонах не говорил не то что ему, но даже в его присутствии — щадил чувства молодого человека, зная о его немощи. Прошло время, юноша окреп, и тогда старец начал потихоньку объяснять духовный смысл поклонов — но всё ещё не заставлял их делать.
Если священник видит, что какой-то человек начал воцерковляться, ходит на службы, но не делает поклоны, не стоит его к этому понуждать. Нужно сначала помолиться о нём Господу и Божией Матери, чтобы они смягчили его сердце, а потом выйти на диалог с ним и спросить, почему он этого не делает: может, у него какая-то немощь, или он не знает, как надо, или смущается. После можно доброжелательно побеседовать с ним.
Как быть человеку, если он по каким-то причинам не может класть земные поклоны?
Понятно, что ему трудно подойти к священнику, чтобы рассказать о каких-то своих проблемах или спросить, как правильно что-то делать. Многие люди, особенно новоначальные, смущаются в храме. Им кажется, что на них все смотрят, а если они ещё и не делают поклонов, так вообще себя еретиками ощущают. Не надо смущаться! Ничего страшного нет, если вы не можете выполнять поклоны. В этой связи мне вспоминается письмо святого Амвросия Оптинского, в котором он писал: «Не можешь поклоняться в землю, клади поясные поклоны; если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. <…> По немощи, по болезни это допускается».
Если у человека есть какие-то проблемы со здоровьем, мешающие совершать поклоны, надо ему ли заставлять себя?
Давайте подумаем: вот он заставил себя, начинает пыхтеть, сопеть, у него сбивается дыхание. О чём он думает в этот момент? Неужели о молитве? Скорее о том, чтобы не нарушить тишину, не упасть, чтобы голова не закружилась. Поэтому святые и учат заменять поклоны Иисусовой молитвой. Ради чего это делалось? — чтобы заменить одно аскетическое упражнение другим, чтобы человек смирился и почувствовал благоговение перед Господом Богом. Это главное во всех таких упражнениях.
Преподобный Макарий Оптинский пишет, что за непреклонение колен человек не будет отвечать на Страшном суде, а если не смирится, не потерпит, не будет иметь любви, то за это с него спросится. Мы часто не понимаем, что пост, поклоны, бдение — это не цель, а только средства. Христианин стремится сделать определённое число поклонов не для того, чтобы потерять в весе, но чтобы смириться перед Богом. Положив их утром, человек может выйти к родным радостным, а не мечущим молнии.
Бывает так, что сделавший поклоны не смирился, а не сделавший — смирился, и кто из них ближе к Богу? Ответ очевиден. Подготовительный период перед Великим постом начинался с Недели мытаря и фарисея. Мы читали Евангелие, в котором говорилось, что мытарь ушёл более оправданным, нежели фарисей. Он не стоял на коленях, но слёзно молился. То есть главное — не наше положение во время молитвы, а её суть. Потому будем помнить: поклоны нужны как одно из средств, помогающих войти в духовное состояние, которое вызывает у нас смирение перед Богом.
Почему во время Великого поста так много поклонов?
Потому, что мы не наблюдаем, как совершают поклоны в богослужебном уставе на протяжении года. Во-первых, в пост совершается больше богослужений, чем в обычное время. Во-вторых, люди обычно ходят в храм по воскресеньям — в тот день, когда земные поклоны не совершают, вот и складывается такое впечатление, что число поклонов в пост увеличивается внезапно. На самом деле они достаточно равномерно распределены.
Что же касается поста — конечно, это особое время. Спортсмен перед соревнованиями усиливает тренировки, уезжает из дома на базу, где посвящает всё своё время подготовке. Так и у нас: период поста — это период концентрации духовных сил, и особые физические средства в это время стимулируют духовный рост человека (при условии, что он правильно их использует).
Считает ли Христос наши поклоны?
Как бы то ни было, число поклонов не должно отталкивать христиан от богослужений. Мы ведь приходим туда ради Христа, а Христос — это любовь, милосердие, снисхождение. Он знает наши немощи, Он добр и не будет считать количество наших поклонов, но будет смотреть на состояние нашего сердца. Он смотрит на наше отношение к людям — как, выйдя из храма и совершив там всё необходимое, один смиряется, а другой раздражается. Главное, что нам нужно усвоить — это цель нашего духовного пути, которая заключается в движении ко Христу, обожении. Как говорил апостол: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). Что это значит? Значит, что нужно стать добрыми, сострадательными, прощающими, долготерпеливыми, милосердными, не раздражительными, не ищущими своего. И вот в достижении этих целей очень помогают поклоны.
Поклоны вне храма
Хотелось бы обратить внимание на ещё один важный момент. Есть маленькие храмы, которые во время богослужений полностью заполняются людьми — настолько, что даже руку поднять сложно, а уж земные поклоны там совершать невозможно. Как быть? Можно делать их дома, а также до или после службы. Ничего страшного в этом нет. На клиросе певчие тоже ведь не делают поклоны, потому что это сбивает дыхание, им после них трудно держать нужный ритм и темп пения. Немощный человек может дома использовать стул или ещё какие-то предметы мебели, чтобы опуститься на колени. В храме таких вещей может не быть — вот ещё один повод кланяться дома. Повторю: ничего греховного в этом нет, Господь видит всё. А вот размашисто креститься и бить головой пол возле каждой иконы во время литургии — это ошибка, так не надо делать. Во время богослужения мы должны едиными устами и единым сердцем славить Господа, а не бить поклоны, когда вздумается. Всё должно быть благопристойно.
Не надо смущаться, если не можете выполнить поклон. Лучше вспомнить, что смириться перед Богом можно и другими способами. Мытарь нашёл этот путь, он заключается в умении считать себя первым грешником. Господь, зная наши немощи, всегда даст нам возможность смириться. Можно стараться во всём сохранять мир, не раздражаться, не обижать. И пусть преклоняющие колени не осуждают не преклоняющих. Мы все разные, кто-то может кланяться, кто-то не имеет такой возможности, но всех нас объединяет наша Церковь и наш Христос. Главное — смиряться и не превозноситься, и тогда всегда с Господом будем.
Записала Екатерина Щербакова