Протоиерей Олег Кручинин
Почему священник приносит присягу, если Христос говорил: «не клянись»?
Выпускники медицинских вузов приносят клятву врача; военнообязанные дают военную присягу; президент страны публично обязуется быть верным народу. Присяга — это особое торжественное обещание, которое даётся в исключительных случаях. Подписание текста присяги — непременное условие и для тех, кто собирается стать диаконом или священником Православной Церкви.
Зачем будущий священник приносит присягу? Какие обязательства он на себя берёт? Не противоречит ли эта присяга Библии, ведь в Нагорной проповеди Иисус Христос прямо призывал: «А Я говорю вам: не клянись вовсе» (Мф. 5:34)? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.
Любая ли клятва запрещена?
Начнем с последнего вопроса: запрет на произнесение клятвы, озвученный Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Полностью цитата из Евангелия выглядит так: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
У человека, впервые читающего этот священный текст, складывается впечатление, что Господь вообще запретил любую клятву: «не клянись вовсе». В этом смысле эти слова Спасителя понимали и некоторые святые отцы первых веков. Но при внимательном прочтении Священного Писания, мы видим, что Иисус Христос говорил не только «да» или «нет». Он использовал как слова-уверения («аминь», то есть «истинно так»), так и действия.
Когда на допросе у первосвященника у Него с клятвой потребовали признаться, Сын ли Он Божий, Господь ответил: «Ты сказал». То есть Он как бы повторил клятву первосвященника. «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал» (Мф. 26:63-64).
Известный библеист и богослов XIX-XX веков профессор Александр Лопухин приводит ещё несколько мест Священного Писания, где апостол Павел не только не учил воздерживаться от клятвы, но и сам произносил её несколько раз.
«Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Флп. 1:8).
«Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас» (Рим. 1:9).
Кроме того, аналогичные призывания Бога в свидетели можно найти и в других посланиях апостола: 1 Фес. 2:5, 10; 2 Кор. 11:11, 31; Гал. 1:20; 1 Кор. 15:31; 2 Кор. 1:23; Евр. 6:16–18.
Какую клятву запретил Христос?
Тогда какую клятву запретил произносить Христос? Ещё со времён Моисея была известна заповедь, запрещавшая клясться именем Божиим: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь» (Лев. 19:12).
Фарисеи исказили эту заповедь, говоря, что Господь запретил клясться только Его именем. Если фарисей клялся небом, или землёй, или священным городом Иерусалимом, или даже своей головой, а потом не исполняли обещанное, то он, якобы, не грешил — ведь упоминания о клятве небом и землёй в законе Моисея нет.
Вот эти ложные клятвы и запрещает Иисус Христос в Нагорной проповеди. Мы понимаем, что и небо, и земля, и естественный цвет волос на нашей голове — достояния Божии, они даны нам свыше. Поэтому как мы можем ими распоряжаться?
«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет», — говорит Христос. То есть истинные ученики Христовы не должны быть двоедушными: утром мы говорим «да», а вечером уже «нет». Если мы дали какое-то обещание, то его надо исполнять, с какими бы трудностями нам ни пришлось столкнуться. Когда мы обещаем одно, а делаем другое, то подпадаем под власть лукавого. Об этом и предупреждает Христос.
Присяга — ступень на пути к священству
Теперь обратимся к присяге на принятие священного сана. Первая степень священства — служение в сане диакона. Мужчина-христианин, намеревающийся посвятить свою жизнь служению Богу, подаёт письменное прошение на имя правящего архиерея. К нему он прилагает рекомендацию от приходского священника или благочинного, автобиографию и другие документы. Далее ставленнику предстоит пройти собеседование с архиереем и членами Епархиального совета. Если решение будет положительным, то его ждет исповедь у духовника епархии.
Затем архиерей принимает окончательное решение о рукоположении кандидата. Ставленник в присутствии архиерея (или, по благословению архиерея, — священника) произносит присягу, целует Крест и Евангелие и подписывается под текстом присяги. Присягу заверяет своей подписью архиерей или священник, который её принимал.
После этого ставленник ждёт одного из важнейших событий в своей жизни — хиротонии, то есть возведения в священный сан. Хиротония совершается архиереем во время литургии.
В современной практике Украинской Православной Церкви присяга на принятие сана диакона или священника одинакова, хотя порядок возведения в сан священника будет отличаться.
ПРИСЯГА
Я, Ф.И.О., призываемый ныне в служение в (диаконском/иерейском) сане, обещаю Всемогущему Богу и клянусь пред святым Его Крестом и Евангелием в том, что с помощью Божией буду всячески стараться проходить своё служение согласно со Словом Божиим, с правилами и канонами Вселенской Православной и Апостольской Церкви и указаниями церковного священноначалия.
Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением, по чиноположению Церковному, ничего произвольно не изменяя. Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и святых отец.
Жизнь проводить благочестивую, трезвенную, от сует мирской устранённую, в духе смиренномудрия и кротости. Благим примером руководить других ко благочестию. Во всяком деле служения моего иметь в мыслях не свою честь или выгоду, но славу Святой Церкви и спасение ближних, в чём да поможет мне Господь Бог благодатию Своею молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых.
Навсегда останусь верным Святой Матери Церкви и ни при каких обстоятельствах не вступлю в церковное общение с раскольниками и отступниками от святой Православной веры.
Со страхом Божиим и трепетом предстоя у Престола Алтаря Господня, осознаю ответственность принимаемого мною ныне служения. Залогом сему обещаю: начало вверенного мне служения отметить исключительно трезвением и молитвой.
Для сего обязуюсь всякое священнодействие и молитвословие совершать по чиноположению церковному, с благоговением, довольствуясь добровольным за то даянием от своих прихожан; без уважительной причины не опускать положенных по уставу служб;
Утверждать своих прихожан в истинах веры и благочестия, проповедуя им слово Божие «благовременно и безвозмездно»;
Дом свой править, содержать домашних своих, как то подобает служителю алтаря, и не давать их поведением поводов к соблазну прихожан, а также иметь попечение о вверненном мне клире;
В святом алтаре и храме буду держать себя, как того требует святость места, внушая уважение к святыне и другим;
В проходимом служении вести себя буду благочестно, достойно своему высокому званию, опасаясь, как бы не уронить оное или не причинить верующим соблазна своим недостойным поведением.
Одежду буду носить присвоенную духовному званию, скромную и приличную, соблюдать установленные Православной Церковью посты; никаких зазорных поступков — нетрезвости, картежной и других азартных игр, курения и тому подобных — допускать не буду.
О благолепии храма, правильном ведении церковного хозяйства и церковных документов обязуюсь иметь постоянное попечение.
Памятуя, что священнослужитель без воли своего епископа ничего не совершает, обязуюсь все распоряжения своего духовного начальства исполнять беспрекословно.
В заключение сего клятвенного обещания целую Крест и Евангелие Спасителя моего. Если же нарушу эту Присягу, то постигнет меня Суд Божий и прещение церковное. Аминь.
В каждом Таинстве Церкви есть обещания
Как видно из текста присяги, здесь нет никакой клятвы «небом и землёй», но есть обещания, подобные тем, которые берёт на себя человек в других Таинствах Церкви. В той или иной степени обещания хранить верность Богу присутствуют в каждом из них.
1. Во время Крещения сам человек (или от его имени крёстные родители, если крестят ребёнка) отрекается от сатаны и «сочетавается» с Господом. В знак отречения от сатаны он символически дует и плюёт на пол, как на самого сатану. А в знак сочетания с Богом читает Символ веры и совершает поклон.
2. В Таинстве Миропомазания новокрещённый христианин добровольно принимает на себя «печать дара Духа Святаго». Священник помазывает его миром (благовонным составом, сваренным и освящённым по особому чину), и человек тем самым принимает благодать Святого Духа, укрепляющую его в духовной жизни.
3. Во время Исповеди христианин в присутствии священника раскаивается в своих грехах и даёт обещание их не повторять.
4. Подходя к Чаше с Причастием, христианин говорит: «Да не в суд и не во осуждение будем мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». То есть мы понимаем, что можно причаститься недостойно, и просим у Бога, чтобы этого не произошло.
5. Во время Венчания жених публично заявляет, что «не обещался иной невесте», а невеста — что «не обещалась иному мужу». Здесь тоже присутствуют обещания.
6. Если человек долго болеет и желает исцелиться, то, по словам апостола Иакова, он может «призвать пресвитеров Церкви». Над болеющим совершается Таинство Соборования. Приглашая в свой дом священника, человек тем самым подтверждает, что он христианин и верит, что его может исцелить Иисус Христос.
7. Принимая присягу в Таинстве Священства, христианин обещает, что с помощью Божией он будет «всячески стараться проходить своё служение согласно со Словом Божиим, с правилами и канонами Вселенской Православной и Апостольской Церкви и указаниями церковного священноначалия».
Жизнь во Христе и со Христом
В присяге священника также собраны указания на то, как благоговейно и трепетно надлежит служить в алтаре; как заботиться о духовном окормлении прихожан и как вести себя дома; как беспокоиться о церковном хозяйстве.
Ценность присяги заключается в том, что она актуальна не только на момент рукоположения, но и на всю жизнь священнослужителя — во Христе и со Христом.
Не зря во многих епархиях есть практика, когда копию присяги выдают священнику на руки, оформляя её в виде грамоты, которую можно повесить на стену. Но повесить не ради украшения интерьера, а ради ежедневного напоминания об обещаниях, данных Богу, и о необходимости их выполнять.