Протоиерей Константин Лисняк
Почему от смертных грехов не умирают?
Почему смертные грехи получили такое название? Они что, приближают смерть человека? Как быть, если человек не может от таких грехов избавиться? Мы решили обсудить эти вопросы с протоиереем Константином Лисняком, благочинным Соледарского округа.
Не уподобиться раздражённому Ионе
В книге пророка Ионы можно прочесть о том, как Бог повелел ему сказать жителям Ниневии, что через сорок дней город будет разрушен. Жители покаялись, «и увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). Иона огорчился тому, что грешники не были покараны, и пребывал в сильном раздражении. К счастью, Бог вразумил его. Я вспомнил этот эпизод Ветхого Завета в связи с тем, что многие из нас порой очень напоминают Иону: пекутся о чужих грехах и желают грешникам справедливого наказания. Но касаются ли нас чужие грехи?
Почему сейчас от смертных грехов не умирают? Это не должно нас заботить. Нужно сосредоточиться на другом аспекте: мы все подсудны, каждому из нас отвечать за свои личные грехи. Перед нами не стоит задачи исправлять других, мы призваны к тому, чтобы исправлять себя. Это — самое главное и самое трудное, потому что в борьбе с собой силы с противником всегда равны.
Почему эта борьба всегда трудна? Потому что нужно постоянно анализировать и исправлять свою жизнь, свои греховные навыки и привычки, и всё это — серьёзный объёмный труд, дело всей жизни.
Как было во времена Ветхого Завета?
Понятие смертных грехов пришло из Ветхого Завета — о них говорится в книгах Исход и Левит. В то время это понятие имело вполне конкретное значение: смертные грехи — те, за которые полагалась смертная казнь. Их было всего четыре: хула на Бога, убийство, разврат и непочитание родителей. Людей, согрешивших против этих заповедей, просто выводили и побивали камнями, причём побивали и свидетелей совершённого греха. Это была даже не казнь, а дезинфекция ветхозаветного общества от духовной заразы, которая могла развратить и уничтожить богоизбранный народ. Нужно было сохранить его хотя бы в относительной нравственной чистоте, твёрдости и вере в Единого Истинного Бога, потому что его окружали преимущественно языческие народы, со своими культами, странными обычаями и религиозными традициями.
Что изменилось с приходом Христа?
В Новом Завете Господь говорит нам: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Толкователи говорят, что один из смыслов слова «исполнить» — наполнить до краёв, наполнить новым содержанием, открыть глубокий смысл этих заповедей. Таким образом, Ветхий Завет в Новом Завете раскрывается и предлагает более тонкий взгляд на духовную жизнь. Нам говорят уже не «не убей», но «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака“, подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22); не «не прелюбодействуй», но «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
Примечателен случай, когда ко Христу привели блудницу, которую за её грехи по закону требовалось побить камнями. Фарисеи смотрели на Его реакцию, желая искусить и «протестировать» на предмет верности исполнения Закона. Мы помним, как поступил Спаситель: Он что-то чертил на песке, «когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Когда обвинители разошлись, Христос отпускает женщину со словами: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8:11).
Только об одном страшном и непрощаемом грехе говорится в Новом Завете — хуле на Духа Святого: «Говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32). Речь идёт об абсолютном безверии, сознательном богохульстве, упорном противлении Богу, сатанизме, закоренелом состоянии окаянства — то есть неспособности и невозможности принести покаяние. Это состояние, когда человек превращается в демона во плоти, становится не человеком, а каким-то другим существом. Заповедь эта существует не потому, что Бог слишком строгий, а потому, что невозможно покаяние человека, который находится в изменённом состоянии. У него уже сожжена совесть, он развратил себя до крайней степени.
Будет сложно, но унынию поддаваться нельзя
Апостол Павел пишет: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Уже не имеет значения, камень тебе на шею повесят или мешок с песком — всё потянет на дно, то есть для человека опасны как мелкие грехи, которые он не воспринимает как нечто предосудительное, так и тяжёлый большой грех, в котором он не принёс покаяния. Исход один: со Христом — жизнь, без Него — смерть, и третьего не дано. Наша задача, наше главное стремление — быть со Спасителем нашим, и если мы этого хотим, то будем стремиться избавиться от грехов.
Полностью избавиться от грехов человеку невозможно, но желание их преодолеть имеет большое значение. На этом пути важно не впасть в уныние. Святые отцы пишут о состояниях окамененного нечувствия и плотского мудрования, которых надо избегать всеми силами. В этих состояниях у человека пропадает желание что-то менять, он опускает руки, прекращает бороться, у него исчезает стремление к преодолению себя. В «Патерике» есть известный случай, когда юноша пришёл к старцу и спрашивает: «Я согрешил, покаялся, потом снова согрешил — и снова покаялся. Доколе, отче?» «До смерти, чадо моё!» — ответил старец. В этом — весь путь христианина: упал, встал, пошёл дальше. Снова упал — опять вставай. К сожалению, иного пути у человека нет. Очень важно вставать и идти к Богу. Как учил преподобный Серафим Саровский, на этом пути нужно больше всего бояться духа уныния и отчаяния, потому что в этом состоянии человек полностью парализован и не способен ни к покаянию, ни к совершенствованию себя.
Беседовала Екатерина Щербакова