Протоиерей Владимир Шутов
Первая заповедь — фундамент для всех остальных
Мы начинаем цикл материалов о том, в чём заключается суть соблюдения каждой из десяти заповедей. Где золотая середина между «у меня нет грехов» и бесконечным выискиванием мельчайших прегрешений по брошюркам для подготовки к исповеди? На какие ключевые моменты в соблюдении той или иной заповеди нужно обращать внимание? Что действительно важно?
Сегодня поговорим о том, почему первая заповедь стала скрепляющей для всех остальных, и выясним, на чём человеку основать свою жизнь, чтобы она была радостной и полной. Поможет нам в этом протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
Заповедь 1: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»
Можно ли жить без правил?
Мы живём в обществе, которое во всех проявлениях своего существования имеет определённые правила, регламентирующие нашу жизнь. Возьмём, к примеру, правила дорожного движения. Они существуют. Можно соблюдать их или не соблюдать — это каждый решает для себя сам. Однако надо понимать: если решишь не соблюдать, это значит, что твоему транспортному средству, скорее всего, будет нанесён ущерб.
Человек, живущий в обществе, понимает, что он окружён определёнными правилами, и адекватное отношение к ним даёт возможность жить более свободно, чувствовать себя уверенно — хотя на первый взгляд правила ограничивают. Мы можем осознать, что правила помогают, только если представим общество без них — общество анархическое, где каждый человек диктует свои законы и на первое место выходит право сильного.
Чтобы понять главное, надо разобраться
Каждый человек с детства приучается к правилам, но когда касается заповедей Божьих, он начинает плутовать: «а как же моя свобода?», «почему я должен подчиняться?», «кто такие все те, кто требует от меня соблюдения заповедей?». Здесь человеку нужно рассмотреть следующие вопросы: что такое заповеди Божьи? Где, как и когда они появились? Как развивались и приживались в обществе? Кто их передал, как они дошли до него?
Если человек пройдёт этот несложный путь познания, он войдёт в область духа, где действуют особые законы — духовные. Если он начнёт проникать в них и немного, хоть на уровне каких-то православных сайтов (если не решается взять для изучения первоисточник — Библию) попытается во всём разобраться, то поймёт, что заповеди Божьи — это не произведение человеческого ума. Их не придумал отдельно взятый человек или какая-то группа людей. Это Божественное откровение, откровение Божией любви.
Не запреты, но вектор развития
Заповеди — не ограничение, но вектор нашего развития, который помогает нам делать правильный выбор, указывает спасительный путь. Заповеди назидательны, они объясняют, что хорошо, а что плохо. Ещё хотелось бы выделить аспект, который очень слабо приживается в современном обществе: заповеди нас смиряют. Смиряясь перед ними, человек, по словам апостола, призывает благодать Божью, потому что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6). Он понимает: оказывается, то, что Моисей получил на Синайской горе, имеет непосредственное отношение к каждому из нас и несёт только добро. Заповеди не ограничивают, но выводят из тьмы кромешной на Божий свет, из тёмного непроходимого леса — на твёрдую дорогу, с подробными указаниями, куда идти и куда не сворачивать. У апостола Павла есть слова: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24), — то есть Закон ведёт, указывает верный путь.
«Я Господь, Бог твой»
Эта заповедь — в первую очередь утверждающая, а не запретительная. Здесь чётко и ясно человеку сказано, Кто его Бог и Чьё он чадо. Между человеком и Творцом должны возникнуть личностные отношения. Это аксиома, которую нужно либо принять, либо нет. Здесь не надо рассуждать и что-то придумывать, важна честность. В 3-ей Книге Царств есть такие слова пророка Илии: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18-21).
Противоположность соблюдения этой заповеди — категорическое непринятие Господа Бога, когда человек полностью исключает Его из своей жизни. Это атеизм. Есть научный атеизм, который подводит научную платформу неверию; есть невежественный атеизм, который происходит от незнания и необразованности; есть воинствующий атеизм — который насильственно заставляет человека перестать верить в Бога. Но большинство наших современников отчасти верят, отчасти нет. Они не дают первой заповеди полностью войти в их жизнь.
Человек словно одни сферы жизни считает подвластными Богу, а другие нет. «Прости, Господи, но здесь я ширмочку поставлю и не буду Тебя в эту часть моей жизни пускать». Он пришёл в храм, свечку поставил, просфорку купил, святой воды выпил — и «до свидания, до новых встреч, Господи». Человек не раскрывается перед Богом, не пускает Его в свою жизнь полностью — не исполняет первую заповедь. Ведь если он принимает, что Господь — Бог его, то надо быть открытым перед Ним, нужно пустить его в свою жизнь, в своё сердце. Без этого в свечечках, которые он в храме ставит, нет никакого смысла, ведь в нём нет теплоты веры, которую свечи символизируют. Его душа не обладает податливостью, которую обретают человеческие души, воспринимая Божественное учение. Господа надо принимать всего без остатка, а не частично — и только тогда человек обретает радость, счастье, наполненность жизни.
«…да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»
Вторая часть заповеди гласит: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Когда человек не полностью принимает Бога, оставшиеся места в его душе занимают «божки» — демоны, страсти, которым он поклоняется и которые раздирают его на части. Человеку очень больно, он не может понять, что же происходит. А надо просто самого себя и свою жизнь отдать Христу, целиком, причём не на словах, а на деле.
Как это сделать практически? Просто жить и стараться не забывать о Боге. Просыпаться — и понимать, что возле твоей кровати уже стоит Творец, Которому важно, куда будет направлена твоя первая мысль. Это будет завтрак, который тебе готовит жена, или сложности, которые ждут на работе? О чём ты подумаешь? Если первой мыслью будет: «Слава Тебе, Боже!» — за то, что жив, что есть крыша над головой, есть здоровье и многое другое — значит, Бог — Господь твой, и первая заповедь соблюдена. Проходя поприще нашей жизни, надо помнить, что мы идём не одни, но параллельно с Богом, Который, как сказано в известной притче, всегда идёт рядом, а порой несёт нас на руках.
Нам надо довериться Богу, чтобы погрузиться в море Божественной любви. Ведь Он создавал нас не для того, чтобы мы мучились и стенали, а чтобы радовались и благословляли. Первая заповедь — радостная и громогласная — утверждает, что Он хочет быть нашим Богом, Сам идёт нам навстречу. Он призывает нас проснуться, очнуться от сна, увидеть, что мы не одни в этом мире. Наш Творец — рядом, Он мудрый, любящий, милосердный, сострадательный, всегда поможет, всегда поймёт. Если мы всё это понимаем из первой заповеди, тогда становится радостно жить на свете. И люди становятся приятными, потому что они созданы по образу и подобию Божию. Мой Бог — их Бог тоже, это нас объединяет в единое Тело Христово — Православную Церковь.
О «других богах»
«Другие боги», о которых говорится в заповеди, не какие-то другие существа, обладающие сверхкачествами. Как я уже сказал, это наши страсти. Это чувства, насаждённые Богом, которые получили неправильное развитие. Другими богами могут стать излишества в пище или вине, страсть властвовать или сребролюбие. Некоторые люди делают богами других людей, отношения с ними.
Человеку свойственно кому-то поклоняться, это в нём заложено, и он непременно ищет предмет поклонения. Народы, находящиеся на низком уровне развития, до сих пор поклоняются природе или каким-то могущественным животным. Так было бы со всем человечеством, если бы Господь не открыл ему первую заповедь о том, что Он есть единый Бог. Человек, искажая эту заповедь, ищет более чувственные сферы поклонения. Как говорило апостол, «их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Это касается всех, кто обожествляет земное. Повреждённая человеческая натура ищет более простые и понятные ей пути поклонения, идеализирует предметы или людей, потому что у неё есть необходимость реализоваться в этом. К сожалению, в этом поиске она не обращает внимания на своего Творца.
Принцип дудочки и кувшинчика
Нельзя исполнить другие заповеди, не исполнив первую. У человека сразу возникает вопрос: а зачем их исполнять? Почему нельзя врать или завидовать? Что меня сдерживает? Слова «Я Господь, Бог твой» — фундаментальная платформа, на которой можно строить свою жизнь. Не хочешь — не строй, но тогда и отношения с Творцом будут совсем другие. Нельзя претендовать сразу на дудочку и кувшинчик, как в известной сказке. Нужно сделать выбор, с кем вы.
Человеческие страсти понятны. Они начинаются с незначительного. Что плохого в любви к женщине? Ничего. Но человек такой падкий, а мир такой несовершенный, что человек редко когда может удержаться от соблазна. А когда во главе жизни стоит Бог, то всё выходит на другой уровень. Человек начинает бороться со злом в себе, чтобы не испортить отношения с Творцом. Первая заповедь скрепляет все остальные. Да, соврал, да, согрешил, но не преклонил головы пред богом чуждым, не уйду от Тебя, всё равно к Тебе вернусь, что бы ни сделал. Ты создал меня, делай со мной что хочешь. Как молился святой Димитрий Ростовский: «Аще хощеши мя имети во свете: буди благословен. Аще хощеши мя имети во тьме: буди паки благословен». И вот когда человек обретает такое смирение, тогда всё обретает смысл, и жизнь его преображается. Именно к этому призывает нас первая заповедь.
Записала Екатерина Щербакова
Читайте также:
Вторая заповедь: не обожествляйте творение вместо Творца
Третья заповедь: будьте осторожны, упоминая имя Божие
Четвёртая заповедь: почитают ли христиане субботу?
Пятая заповедь: о почитании родителей, какими бы они ни были
Шестая заповедь: о ценности человеческой жизни
Седьмая заповедь: о сохранении семьи
Восьмая заповедь: об уважении чужой собственности
Девятая заповедь: о лжи и правде
Десятая заповедь: о грехе, который приносит только боль