Протоиерей Владислав Шестаков
Отбирать ли у ребёнка смартфон?
Многие современные родители сталкиваются с проблемой, когда телефон или компьютер начинает значить слишком много в жизни их ребёнка. Первой реакцией обычно бывает запрет. Но зачастую результатом такой меры становится то, что отпрыск начинает пользоваться гаджетом тайно. Как же быть? Наказывать? Разрешать? Запретить в принципе? Разрешить, но контролировать? Над вопросом размышлял протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки.
Вопрос о рациональном использовании своих возможностей должен относиться ко всем сторонам нашей жизни. Почему только техника, и только современная? Бог дал человеку огромные возможности. Разум, здоровье, физические данные, материальные ресурсы… Да, у каждого они разные, но их можно использовать как во благо, так и во вред себе. И чем больше таких ресурсов, тем значительнее опасность неправильно ими распорядиться. Ощущение того, что это всё твоё, может привести к пресыщению.
Чрезмерное употребление чего-либо — явление нездоровое. Если в этом ошибаемся мы, взрослые, то тем более подобным ошибкам подвержены наши дети. У них ещё нет устоявшихся стереотипов, нет правильно сформированной системы ценностей. И, как следствие, нет чёткого представления о вреде и пользе. Они мыслят своими, детскими категориями, поэтому отдают предпочтение тому, что им кажется вкусным, интересным, привлекательным. Зачастую яркая этикетка формирует у них представление о самом предмете, о том, что находится внутри. Нам, родителям, приходится помогать им правильно расставлять приоритеты.
Сегодня особое внимание наших детей привлекают новинки современной техники. Речь идёт не столько о телефонах, планшетах и компьютерах, сколько о возможностях, которые они открывают перед пользователем. В основном это возможности виртуальные. И кто же ещё, как не наши дети, на эту удочку попадается!
Ведь, благодаря ресурсам современной техники и интернета, можно стать знаменитым победителем исторической битвы или спортивного поединка, можно выстроить целый город и управлять им, можно «прочитать» книгу, не взяв её в руки. И всё это — без малейшего усилия! То, что нужно: нажал кнопку — и у тебя всё есть. Правда, только в виртуальной реальности, там, за экраном, но это ничего — главное, что есть.
Беда не в том, что компьютеры и телефоны существуют (они во многом облегчают нам жизнь), а в том, что многие не умеют отличать полезное от ненужного и вредного. Ребёнок стремится отвлечься от этой реальности и погрузиться в другой мир, туда, где не нужно напрягаться, не надо чего-то достигать, а иногда не надо даже думать.
Что делать? Выбросить компьютер или обрезать кабель интернета — явно не самый правильный выход из ситуации. Здесь имеет смысл поступить так, как мы поступаем в обычной бытовой ситуации. Почему наши дети не играют со спичками? Потому, что будет пожар. Почему они съедают пять конфет в день, а не пятьдесят? Потому, что от пятидесяти будет болеть живот. Но это не означает, что мы должны выбросить все конфеты и не хранить дома спички. Проблема ведь не в этом.
Родителям надо не запрещать своим детям какие-то действия, а ограничивать их, объясняя, к каким последствиям может привести непослушание. Наша задача — не изолировать, а научить правильно пользоваться.