Наталья Аутка
Особые дети в храме
Наталья Николаевна Аутка с учениками
Почему дети с особенностями развития ужасно ведут себя в храме? Место ли таким детям в воскресной школе? Как понять, обоснованы ли ваши страхи, что с ребёнком «что-то не так»? Предлагаем посмотреть на поведение ребёнка с особыми потребностями глазами мамы, прихожанки и коррекционного педагога одновременно.
Наталья Николаевна Аутка окончила Славянский (сейчас Донбасский) педагогический университет по специальности учитель общеобразовательной специальной (коррекционной) школы, логопед. До этого получила специальность медсестры. В настоящее время работает в воскресной школе Пантелеимоновского храма Мирнограда. Мама ребёнка с синдромом Туретта.
Как научиться жить заново
Раньше я была обычной «прохожанкой», два раза в год забегала в храм освятить куличи и воду. Но однажды случилось несчастье — оказалось, что у моего сына редкая неизлечимая болезнь. И понеслось: клиники, профессора, обследования и одно сплошное отчаяние. «Учитесь, мамочка, жить заново с синдромом Туретта. Медицина бессильна в этом вопросе», — сказала мне лечащий врач. Тысячи вопросов без ответов повергли меня в депрессию, но скоро пришло осознание того, что слезами горю не поможешь. Я решила сама лечить сына. Изучила сотни книг и журналов и разработала свою систему лечения. Болезнь стала отступать.
Я создала свой блог, где оказывала мамам детей с подобным диагнозом психологическую поддержку и делилась своими наработками. Через время поняла: мы ничего не можем делать без Бога. «Раз медицина бессильна, может быть, у Него можно попросить помощи?» — подумала я. Мы повезли ребёнка в Святогорскую лавру, и там я снова сорвалась. Плакала навзрыд и была вынуждена покинуть собор. Во дворе ко мне подошёл один из монахов и предложил свою помощь. Видимо, я так голосила, что он не смог пройти мимо. Он выслушал меня и сказал: «Иди в ближайший от дома православный храм и просись служить. Берись за любую работу. Господь помилует твоего ребёнка». Я тогда ничего не знала о Церкви. Куда идти? Как всё объяснить?
Мне в голову пришла идея написать в блоге статью об отношении Церкви к психически больным детям. Поскольку возле школы, где учились мои дети, находился храм великомученика Пантелеимона, за консультацией священника я зашла именно туда. Так я познакомилась с протоиереем Климентом Анисимовым. Он стал одним из тех людей, которые помогли мне преодолеть психологический кризис из-за болезни сына. Его советы не раз спасали меня от уныния.
Вначале я помогала убирать храм. Потом по благословению батюшки вела у малышей уроки раннего развития. С маленькими прихожанами занималась творчеством, готовила к школе, пересказывала библейские сюжеты. Со временем старшие дети остались без педагога, и я взяла на себя ответственность и за их обучение. Сейчас я и катехизатор, и воспитатель, и педагог-организатор в одном лице. Работа с детьми воспитывает и вдохновляет меня. Я благодарна Богу за этот труд.
Особые дети в воскресной школе
Глухонемые
Несколько лет ко мне на занятия ходила глухонемая девочка. Поначалу я думала: «Как вовлеку её в учебный процесс? Придёт, посидит и уйдёт? Ну, пусть присутствует на уроках. Хотя бы иконы и картины рассмотрит — и то хорошо. Бог привёл её сюда, на то Его святая воля!» А потом увидела её неутомимое стремление к познанию Бога и поняла, зачем Господь подарил мне такую неординарную ученицу: чтобы ещё раз дать мне понять, что нужно не на себя надеяться, а уповать на Него. Дети не только подружились с ней, но даже научились письменно общаться. Со временем Света привела к нам своих глухонемых друзей. Они, как и их подруга, следили за моими губами и пытались изучать закон Божий.
Сурдопедагоги используют для обучения глухих детей сохранённое зрение, учат их пониманию устной речи путём чтения по губам говорящего. Таким образом, глухонемые не требуют особого подхода при обучении катехизису. Таких детей нужно усадить непосредственно перед педагогом, чтобы они могли читать информацию урока по губам. Они способны читать литературу — их обучают этому в специализированных интернатах. Поэтому они наравне со всеми могут рассматривать наглядный материал и изучать молитвословия в книге.
Эти дети, безусловно, талантливы. Творчество для них — один из способов самовыражения. Да, глухонемой ребёнок не может принять словесное участие в театральной постановке или прочесть стихотворение на утреннике в храме, но он может нарисовать, раскрасить, вырезать, приклеить, сплести, вышить и многое другое. Его всегда можно занять, увлечь. Для общения с такими детьми преподавателю совсем не обязательно владеть языком жестов. В первую очередь необходимо увидеть в особенном ребёнке полноценную личность.
Слабовидящие
Что делать, если в воскресной школе захочет учиться слепой или слабовидящий ребёнок? Важнейшую роль в их обучении играет речь. Такой ученик может слышать учителя, значит, ему также доступно слово Божие. Преподавателям воскресных школ, занятия которых посещают слепые или слабовидящие дети, хотелось бы напомнить: потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие поведения и характера проявляется в неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других — в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Учитель может вычитать урок, отпустить слепого ребёнка с занятия и только потом с остальными учащимися начинать творческую деятельность. Слепому ребёнку будет не просто скучно, если в его присутствии начнут раскрашивать плакат или делать поделки, — ему станет не по себе. Он в ещё большей мере ощутит себя не таким как все. Очень важно лишний раз не напоминать этим детям об их особенностях.
Нужно, чтобы дети в классе понимали важность тишины на уроках. Необходимо объяснить им, что слух у слепого или слабовидящего ребёнка — это практически единственное средство, с помощью которого он воспринимает мир вокруг себя. До прихода особенного ребёнка в класс нужно провести с детьми беседу об особенностях здоровья их будущего одноклассника и пояснить, как с ним общаться.
Олигофрены
Особый контингент учащихся — это дети с нарушениями общения и поведения. Такие ученики — редкое явление в воскресных школах. Правильное воспитание и выбор учебного заведения позволяет детям-олигофренам достаточно успешно адаптироваться в обычных социальных условиях: в быту, в школе и так далее. Чувство собственной интеллектуальной неполноценности способствует появлению поступков, носящих антисоциальный характер. Такие дети склонны к преступности, агрессии, нецензурной брани. Они избегают общения, уходят в себя, назойливы, болтливы, расторможены, нарушают дисциплину. Для них характерно абсолютное отсутствие интереса к обучению.
Есть у детей с олигофренией и положительные качества: доброжелательность, привязанность к родителям и учителям. Они охотно выполняют порученную им работу. Для таких детей воскресная школа станет ещё одной ступенькой к нормальной жизни. Воспитание умственно отсталого подростка на основе Божиих заповедей, возможно, поможет ему в будущем избежать асоциального поведения. Но это возможно при условии, если он найдёт в лице преподавателя воскресной школы не обличителя его недостатков, а друга, который не осудит и примет его, такого несовершенного.
Причина умственной отсталости — поражение головного мозга, поведение таких детей обусловлено их заболеванием. Они вовсе не желают осквернить храм, показать своё неуважение к Богу. Это заложники болезни, а значит, и подход к их христианскому воспитанию должен быть необычным. Важно научить других учащихся не реагировать на выходки особого одноклассника. Здесь также важна познавательная беседа, как с детьми, так и с прихожанами.
В общеобразовательной школе такие дети — обуза. Учителя ликуют, когда они выпускаются из школы. «Одной проблемой стало меньше», — думают они. Но для Бога мы все равны. Не нам решать, может ли ребёнок с дебильностью (наиболее лёгкой степенью умственной отсталости) посещать занятия в воскресной школе. Ведь если его привели к вам на урок, значит, так сегодня распорядился Всевышний. Когда-то одна преподаватель сказала про такого ученика: «Наверное, мне за грехи такой ученик достался!» Думаю, Господь привёл его именно к ней, потому что хотел, чтобы она позаботилась о нём, научила быть настоящим человеком. Такие дети — комплимент от Бога нам, учителям! Значит, знает Господь, что справимся.
Учился у меня восьмилетний мальчик с умственной отсталостью. Он любил просто повторять за всеми детьми слова. Как же радовало душу, когда я слышала из его уст «Хистос», «Богоодица» и «Осподи паамиуй»! К моему удивлению, здоровые дети не задавали никаких вопросов по поводу его неразвитой речи и не совсем адекватного поведения. К сожалению, родные приняли решение, что воскресная школа для него — дополнительная нагрузка, хотя из двадцати минут урока пять уделялось Вове. Любой педагог, принимая такого ребёнка в класс, должен быть готов к тому, что придётся часть времени посвятить ему.
В воскресных школах не работают сурдо- и тифлопедагоги, но зато там работают учителя-христиане. У них по определению должно быть то, что необходимо таким детям: любовь, доброта, вера и терпение.
Особые дети в храме
Самая распространённая проблема — это, конечно же, непонимание со стороны окружающих людей. Периодически им придётся сталкиваться в храме с теми, кому такой ребёнок будет мешать. Богослужение предполагает тишину, однако детям с особыми потребностями сложно объяснить правила церковного благочестия. Более того, иногда просто невозможно заставить их замолчать.
Я считаю, что Церковь — для всех. Бог хочет видеть всех. И особый ребёнок тоже достоин богообщения. Да, он кричит, он порой ходит, где нельзя, нарушая все правила. Из-за него невозможно услышать песнопения и Евангелие. Но где же наши христианские добродетели? Где смирение? Где любовь к ближнему? Эгоизм — вот с чем сталкиваются мамы, приведя таких детей в храм. Многие начинают возмущаться, забывая о душевной боли этой мамочки. Бог — её единственная надежда и успокоение в этом мире. Сегодня она пришла в храм поговорить с Ним, поделиться своими переживаниями, но никак не слушать выговоры прихожан. Это нужно понять и принять.
Другая повсеместная проблема окружающих — давать ненужные советы без знания проблемы. Есть в психиатрии такое понятие — эмоцион. Больному нужно производить какое-либо действие, чтобы привести в норму свою психику. Если такому больному не дать выполнить то, что он задумал, у него начинаются психические расстройства в виде истерики, тиков или даже судорог. Приведу пример. Ходит к нам в храм мама со слабоумным мальчишкой. В один из праздников я наблюдаю картину: мальчик берёт веник и заметает пандус, прямо при входе. Своей уборкой он, конечно же, мешает людям входить в храм. И вот я вижу, как трижды у него отбирают веник, но через две минуты Мишенька, возмущаясь, снова приносит его и продолжает заметать.
Пришлось объяснить, почему так важно дать ему возможность мести веником. И тут я слышу фразу: «Может, ему игрушки лучше дать?» Этот веник тогда стал для его мамы единственной возможностью спокойно помолиться. Мальчику не помогли бы игрушки. Его мозг сам избрал занятие для успокоения. На примере такого банального случая я бы посоветовала прихожанам: не зная истории болезни и не имея знаний в психиатрии и олигофренопедагогике, не надо давать мамам советы. Они лучше знают, что нужно их детям, как их лечить и как воспитывать. Каким бы богатым жизненным опытом вы ни обладали, ваши советы вряд ли будут корректными, поскольку вы не имеете понятия о специфике конкретного заболевания.
Я бы пожелала всем общинам терпения, любви и толерантности в отношении особенных людей. Обычно казусы происходят от недостатка смирения и любви. Если люди имеют в сердце настоящую христианскую любовь, они будут думать в первую очередь о других. Постараются сделать всё для того, чтобы мама и её необычный ребёнок чувствовали себя в храме комфортно. Побоятся лишний раз ранить и без того израненную горем душу родителя. Всем нам нужно помнить золотое правило: «Не навреди!»
На нашем приходе много деток с особенностями развития. Никого это, слава Богу, не смущает. Одни прихожане помогают мамам по хозяйству, другие сидят в качестве няни с парализованными детьми. Некоторые жертвуют хорошие вещи или деньги на лекарства. Кто-то просто помолится о здравии этих детей и поддержит добрым словом. Не всегда можно пожертвовать деньги или время, а вот доброе слово найдётся у всех.
Мамам особых детей скажу так. Увы, до конца жизни вы будете сталкиваться с невеждами. Научитесь проще относиться к их непониманию. Проявляйте смирение — такую прекрасную христианскую добродетель. Послушали замечание — извинитесь и не сердитесь. Дают навязчивые советы — выслушайте внимательно и поблагодарите. Всем не объяснишь, что да как. Но всё же помните, что в храме люди молятся и учатся, и им тяжело, когда рядом кто-то нарушает тишину во время литургии, пусть даже не по собственной воле. Поймите их и не сердитесь.
Когда нужно бить тревогу
В 3-4 месяца у ребёнка появляется первый смех. С возникновением смеха появляется и плач. В норме малыш быстро переходит от смеха к плачу и наоборот. При органическом поражении центральной нервной системы возникает насильственный смех. Стоит также обратить внимание на периодически повторяющийся монотонный плач.
4-6 месяцев — расцвет гуления. Малыш уже произносит 5 гласных и от 2-х до 5 согласных звуков. В 3 месяца у детей появляется первый условный рефлекс — ребёнок поворачивает голову в сторону источника звука. Стадия лепетной речи от 6 до 12 месяцев, 5 месяцев характеризуется появлением первых слогов «ба», «ма», и так далее. При врождённой глухоте отмечается гуление, но оно не переходит в лепет. В этом возрасте малыш должен узнавать голоса его мамы и родных, улыбаться мамочке.
В 4-6 лет словарный запас ребёнка достигает 3000-4000 слов. В этот период он овладевает связной речью, простым и сложным предложениями.
В 5-6 лет ребёнок должен правильно произносить звонкие, глухие, свистящие, шипящие и аффрикаты.
В 6-7 лет все звуки произносятся верно, он способен самостоятельно придумать рассказ или сказку. Если ребёнок недостаточно чётко произносит звуки, заменяет один звук другим, смягчает согласные или его словарный запас не соответствует возрасту, обратитесь за помощью к логопеду.
Помните: каждый ребенок индивидуален! Не стоит паниковать, если ваше чадо слегка не успевает за общепринятыми параметрами.
К дефектологу необходимо обращаться за помощью в случаях, когда:
— речевое расстройство, возникнув, не исчезает, а закрепляется;
— речь не соответствует возрасту говорящего;
— проблема отрицательно сказывается на развитии личности ребёнка и его социальных контактах;
— речевые нарушения соединяются с физиологическими.
Незамедлительно обратитесь к неврологу или логопеду при следующих нарушениях речи:
— ребёнок не договаривает слова и предложения;
— речь замедленная, монотонная, тягучая (брадилалия);
— речь торопливая, за ней трудно уследить (тахилалия);
— звуки перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются (баттаризм).
Успех коррекции данных нарушений зависит от опыта специалиста и возраста ребёнка.
Симптомы, которые должны встревожить родителей малышей от 2 до 5 лет, а именно — судороги в различных отделах речевого аппарата:
— речь прерывается вынужденными остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов;
— возникает дрожащий звук;
— слова как бы с усилием выталкиваются;
— внезапные выдохи в процессе речевого высказывания;
— внезапный резкий вдох на различных этапах речевого высказывания;
— губы сильно сжимаются;
— асимметрия лица;
— перекашивание рта в одну сторону;
— при попытке начать речь полное отсутствие звука.
Всё вышеперечисленное — симптомокомплекс заикания.
Невротические расстройства, при которых необходимо обратиться к детскому невропатологу или психиатру:
— нарушения сна (трудности засыпания, поверхностный неглубокий сон);
— плаксивость, частые истерики;
— демонстративное поведение;
— страхи, повышенная тревожность;
— энурез;
— нарушение координации движений;
— ребёнок замкнут, избегает общения с детьми или, наоборот, расторможен, чрезмерно подвижен.
Логопедическую помощь вы можете получить при детском саде. В некоторых дошкольных учреждениях есть логопедические группы. Существуют частные логопеды. В детской поликлинике всегда есть ставка детского невролога или психиатра. Не замалчивайте проблему! Чем позднее вы обратитесь за помощью, тем больше последствий вам придётся устранять. Своевременность лечения — половина успеха. И главное правило для родителей — совместный труд с врачом. Чётко выполняйте указания логопеда или невролога. Многое зависит от вас самих.
Для полноценного речевого развития ребёнка необходимы следующие факторы и условия:
— нормальная речевая среда, родители должны говорить правильно;
— необходимо исключить скандалы и ссоры;
— не одёргивать при неправильном произношении;
— не запугивать какими-то персонажами;
— вовремя лечить респираторные заболевания;
— следить за ростом зубов и нормальным прикусом;
— соблюдать режим дня;
— организовать условия для полноценного сна;
— важна система рационального питания;
— избегать гиперопеки.
И не забывайте о помощи Божией. Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Господу Всемогущему всё возможно.
Беседовала Екатерина Щербакова