Екатерина Щербакова
Нужно ли заботиться о бездомных животных, если вокруг страдают люди?
В третью субботу августа отмечается Всемирный день бездомных животных. Касается ли эта проблема христиан? Как относиться к тому, что при некоторых храмах и монастырях открывают приюты для бездомных кошек и собак? Может быть, в первую очередь надо помогать людям, а не животным? Задали эти вопросы духовенству нашей епархии.
Жить в гармонии с окружающим миром и относиться к животным по-человечески
Протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки:
Я считаю заботу Церкви о животных вполне уместной, а создание приютов — одним из направлений её социального служения обществу. Мы живём в социуме, а социум — это не только люди, но и всё, что их окружает: инфраструктура, улицы, парки, города и посёлки. Проблема бездомных животных — это одна из проблем социума, и Церковь может помочь в её решении. Если мы хотим построить благополучное социальное общество или хотя бы улучшить имеющееся, то нужно решать и проблему бездомных животных в том числе. У нас она пока решается слабо, на Западе к ней относятся более серьёзно, что позволяет нам учиться — благо, интернет изобилует различными публикациями по этому вопросу.
Нужно ли заботиться о животных? Давайте обоснуем ответ с точки зрения Библии. Господь создал рай, в нём прежде человека были созданы животные. Господь дал Адаму заповедь хранить и возделывать рай — то есть заботиться обо всём живом, что в нём находится. Это святая Божья заповедь, которую никто не отменял. Вспомним также Ноя и его ковчег. Чем он там занимался? По сути — сделал приют для бездомных животных, которых спас от наводнения. Конечно, это было Божье установление, но тем не менее — животные не были оставлены без внимания. Так что мы все должны заботиться о наших братьях меньших, это нормально и правильно.
Что касается приютов — думаю, если всё грамотно организовать, это станет хорошим начинанием. Церковь может привлечь волонтёров из числа людей, которые ищут смысл жизни и хотят кому-то помогать. Они будут кормить, лечить животных, пристраивать их в хорошие руки, а также общаться друг с другом — это наполнит смыслом их жизнь, привнесёт в неё что-то новое. Так воплотится социальное служение Церкви: она поможет не только животным, но и людям.
Церкви было бы сложно самой решать проблему бездомных животных — это может быть не по силам отдельным епархиям и храмам. В этом вопросе был бы разумен грамотный баланс сотрудничества Церкви и государства. Например, Церковь может предоставить территорию, помещения, людей (волонтёров), а государство — всё профинансировать: закупить оборудование, что-то отремонтировать или построить. Это будет выгодно и для государства — не нужно содержать специальные службы, платить зарплаты, — и для Церкви — о чём мы уже говорили.
Надо уходить от советских методов работы с бездомными животными, когда они просто уничтожались. В Дружковке мне доводилось видеть подобное, и результаты были не очень хорошими. Таких животных надо не отстреливать или травить, а отлавливать, стерилизовать, отдавать в хорошие руки. Церковь вполне может принять в этом активное участие.
К животным надо относиться по-человечески, потому что они тоже страдают. Один святой на вопрос, почему к животным надо относиться хорошо, отвечал: потому что они земные, у них одна жизнь. Если людям подарена Богом вечная жизнь, то у животных есть только одна, земная, и жестокое отношение к ним — это большой грех. Нельзя обижать творение Божье.
Мы должны научиться жить в гармонии с окружающим миром, стараться сделать его лучше. Надо учитывать, что сейчас происходит с природой из-за урбанизации и роста городов. Я недавно смотрел фильм о том, как в Индии мужчина создал приют для целой популяции диких попугаев. На месте их природного обитания вырос город, но благодаря стараниям этого энтузиаста были спасены 14 тысяч птиц. Отличный пример доброго отношения к природе.
Равнодушие к животным — это серьёзная проблема, потому что в итоге человек не беспокоится о том, что в мире исчезают навсегда целые виды. Только люди виноваты в этой проблеме, и христиане в том числе. Думаю, к нам есть много вопросов в связи с тем, что мы допустили нынешнюю экологическую ситуацию. Значит, и исправлять её нужно нам.
Любить людей, но и животных миловать
Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери Краматорска:
Людям свойственно впадать в крайности. Кому лучше помогать, людям или животным? — это тоже крайность. Конечно же, человеку как венцу творения должно заботиться о животных. Однако бывает и другая крайность, когда забывают о том, что есть близкие, и все свои ресурсы, заботу и любовь отдают питомцам. Очевидно, что истина посередине. Нужно и людей любить, и животных миловать, как сказано в Писании: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит. 12:10). Конечно же, в первую очередь мы должны делать добрые дела для наших ближних, но и животных забывать нельзя.
Животных любить проще, чем людей. Это тезис подтверждает большое число тех, кто и маникюр собакам делает, и в парикмахерские водит, и множество других перекосов допускает. Почему так? Потому что любовь животных быстро возвращается. Даже если мы обидим прирученное животное, оно очень быстро нам всё простит: ушки сложит, хвостик подожмёт, но подойдёт. С человеком всё сложнее: у него есть право выбора, свободная воля, к которым добавляются его греховность, слабости, немощи. Вот и происходит, что в конечном итоге животных любить проще. Многие именно им отдают всю свою любовь. Однако Христос в первую очередь спросит с нас за любовь к своим братьям, а потом уже будет смотреть на высшую степень любви, которая не только к людям обращена, но и «скотов милует».
Что касается приютов — думаю, это хорошее начинание и тренировка в любви — но, опять же, в первую очередь для того, чтобы возрастать в любви к человеку. Это ступень в рай, маленькая, но всё-таки ступень. Изначально всё было подчинено человеку, из-за его падения животные стали смертными, а теперь ещё и бездомными. Мы зачастую безответственны и жестокосердны, и когда пытаемся исправиться, это правильно. Попытка исправить мир, хотя бы в малом — это всегда хорошо. Каждый шажок навстречу небесам важен, и создание приюта может стать одним из таких шажков.
Крокодил в Волге — это ненормально
Священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья:
Лет десять назад бездомными животными никто не занимался, и я помню, что это был ужас. Сейчас ситуация в корне изменилась: их отлавливают, стерилизуют, я в городе регулярно вижу собак с бирками в ушах. В сёлах ситуация хуже. У нас в селе этим летом бездомные собаки задрали двух коз. А что удивляться? — они дичают, хотят есть, вот и происходят такие случаи…
Виноваты в том, что такое бывает, мы, люди. Откуда берутся эти бездомные собаки? — их выгоняют, и только потом уже они размножаются. Бросают даже породистых — я видел у нас бездомных чау-чау и шарпея. Эта проблема касается не только собак: мы забываем, что отвечаем за тех, кого приручаем. Не хотим ответственности. А ведь главная обязанность человека — не навредить. Эти слова должны стать девизом не только врачей, учителей и священников, но каждого человека, и тем более — христианина.
Если монастыри и храмы занимаются бездомными животными — что в этом плохого? Уверен: коль уж у них есть возможность открыть приют для животных, значит, там наверняка хватает средств и на помощь людям. Не может быть, чтобы их дела милосердия сосредоточивались только на кошечках и собачках, а люди были забыты. Зачем они это делают? — потому что этим должен кто-то заниматься! Если современное общество не готово брать ответственность за тех, кого приручили и бросили, это должны делать мы. Церковь должна быть примером не только в духовной жизни, но и в социальной, семейной и всех остальных. То, что мы не всегда показываем такой пример — что ж, это справедливый укор всем нам. В любом случае, если мы можем что-то сделать, значит, надо делать.
Человек, заводя дома животное, должен понимать, что это не на год или два. За ним нужно ухаживать. Его никто не заставлял брать собаку, удава или канарейку, это его выбор — значит, ему и ухаживать за ними. Вообще, нам всем надо серьёзнее обдумывать свои желания, а то потом получается, что в Волге крокодил плавает (серьёзно, был такой ролик). Он же как-то туда попал, этот крокодил. Кто-то же его туда «выпустил»!
К счастью, сейчас животным в целом уделяют больше внимания. Замечательная идея — гостиницы для животных, где можно оставить домашнего любимца на время отпуска, например. Думаю, если у нас, христиан, есть возможность решить проблемы не только людей, но и животных — неважно, брошенные они или нет, — это просто замечательно.