Протоиерей Вадим Морозов
Нужно ли придумывать себе добрые дела специально — или они должны получаться сами собой?
Задумались о том, как правильно творить добрые дела. Возникло много вопросов: нужно ли себя понуждать к этому? Надо ли помогать всем — или лучше ограничиться небольшим кругом ближних? Как понять, что хорошо и что плохо для другого человека, ведь мы все такие разные? Решили поговорить с протоиереем Вадимом Морозовым, настоятелем храма святого апостола Андрея Первозванного пгт. Гольмовский в Горловке.
Средство исцеления от духовного вируса
Добродетель — это норма жизни человека. Она имеет онтологические корни: при сотворении Бог вложил в человеческое естество начатки всех добродетелей. Они — образ Творца в каждом из нас. Бог дал человеку свободу, способность и желание к совершенствованию этих начатков. В таком совершенствовании он уподобляется своему Создателю, делается похожим на Него.
Экзамен личностной свободы человек провалил, и впустил в себя грех — болезнь, при которой прекращается совершенство и начинается разрушение, прекращается красота и начинается уродство, прекращается гармония и начинается хаос. Слава Богу, что Промысл Творца неизменен, и Создатель Сам пришёл на помощь Своему творению: Творец сделался творением, не перестав быть Творцом. Да и человек, хоть и заразился духовным вирусом и даже был побеждён им, всё-таки сохранил способность к выздоровлению. Бог в Сыне Своём предложил нам путь к получению этого выздоровления.
У каждого своя правда, своё добро и своя добродетель
Божественное Откровение в Иисусе Христе даёт человеку возможность исцеления от духовного уродства и хаоса именно в добродетели. «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21), — учит нас святой апостол Павел. Казалось бы, ничего нового: каждый человек с детства слышит от родителей, что такое хорошо и что такое плохо. Выбирай хорошее — и тебе будет хорошо. Но со временем понимание хорошего и доброго настолько индивидуализируется, что у разных людей может стать диаметрально противоположным. Банальное выражение «у каждого своя правда» можно продолжить: «а также своё добро и своя добродетель». Именно поэтому нам нужен духовный эталон, отвес, мерило — пример совершенства и добродетели, с которыми можно сравнить свои правду, добро и добродетель.
Смотреть через призму Евангельского Света
Мы видим вокруг себя общество, привыкшее, по словам апостола, сравнивать себя с самим собою неразумно (2 Кор. 10:12). Видим плоды жизни этого общества, где очень много достижений, открытий, стремления к совершенству и деланию доброго. Кажется, что там много добродетели — но это добродетель для себя и во имя себя. Всё чаще забывается, что человек — творение Божие. Главная же ценность этого творения — его вечная душа, которая хоть и больна духовной болезнью и даже, по слову Спасителя, мертва, но не перестаёт хотеть быть похожей на своего Творца. И потому главная добродетель для любого человека, при каких бы обстоятельствах она ни осуществлялась, — становиться похожим на своего Врача, Спасителя и Создателя, Иисуса Христа. Он — наш эталон, наше добро и наша добродетель, «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Если мы будем помнить об этом, а на все обстоятельства нашего жизненного путешествия начнём смотреть через призму Евангельского Света, это поможет нам различать, что такое хорошо и что такое плохо. Выбирая хорошее, доброе, вечное, Божье, мы, несомненно, принесём пользу как своей душе, так и живущим рядом людям.
И всё-таки: кому, как, сколько, каким образом и при каких обстоятельствах?
Как же практически воплощать в своей жизни всё, о чём я говорил выше? Могут возникнуть вопросы: кому, как, сколько, каким образом и при каких обстоятельствах делать добро? В конце концов, зачем вообще это нужно? Человек до грехопадения делал только доброе. Это было естественное состояние его жизни, он не знал другого. В чём заключалась его главная добродетель? — в богопознании и самопознании. С тех пор ничего не изменилось. В отношениях с Богом у человека ничего не меняется: он или входит в эти отношения, или нет. Однако, если раньше человек совершенствовался, то теперь он спасается — с помощью добродетели.
В Священном Писании есть так называемая лестница апостола Петра: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1:5-7). Обратим внимание, что второй ступенью после добродетели идёт рассудительность. Это как раз то, о чём мы говорим. Бог человеку даёт всё: разум, способность к рассуждению, ближних. А также — общую базу, которую Он заключил в двух заповедях любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Обратим внимание, что Господь говорит не просто «возлюби ближнего твоего», но «возлюби как самого себя». Надо научиться любить себя правильно. Человек, принявший Бога в своё сердце, видит пример во Христе Иисусе. Он понимает, что только добрыми делами возможно спасение.
Прежде всего — покаяние и перерождение
Как же правильно творить добрые дела? На этот вопрос Христос отвечает притчей о добром самарянине. Планировал ли этот человек доброе дело? Или просто был милосерден? Желание делать добро — вот что главное. Возможности воплотить это желание в жизнь есть всегда. Сердце и разум помогут понять, когда и кому помочь. Мы ведь можем увидеть множество ситуаций, которые возбудят нашу жалость. С другой стороны — рядом есть семья, соседи, прихожане нашего храма. В конце концов, бабушка или инвалид, которым можно уступить место в трамвае. Они требуют помощи, и наша прямая обязанность — её оказать.
В основе всех добрых поступков лежат покаяние и перерождение. Если они не произошли, если Сам Христос не вошёл в сердце и не оживил совесть, то добрые дела будут для галочки, и тогда это уже не добродетель, а грех. Такими добрыми делами не исцеляются, а усугубляются духовные болезни. Точно так же не имеет отношения к добродетели человек, который ждёт, что в его жизни случатся люди, которым надо помочь, а пока их нет — спокойно сидит на диване и ничего не делает. Возможность делать добро есть всегда.
Сделал, поставил галочку, успокоился
В Евангелии мы видим, сколько раз Христос совершал разного рода нарушения: общался, с кем не следовало, помогал тогда, когда было не положено. Зачем Он это делал? — чтобы показать суть Своего Слова, суть делания добра. Нам очень важно увидеть это и не впасть в номинальность и поверхностность. Зачастую ведь добрые дела бывают очень поверхностными: сделал, галочку поставил, повреждённая грехом гордыни душа успокоилась. Но ведь такие добрые дела приносят только вред!
«Во Христе — такая простота!»
Нам нужно иметь желание делать добрые дела, независимо от того, кому и какие. В остальном Бог поможет. Видя ваше сердце, Он приведёт тех, кому нужна помощь. Он не пошлёт то, что вы не сможете поднять. Сейчас со всех сторон человека окружают те, кому нужна помощь, повсюду кто-то в чём-то нуждается. Пытаясь помочь всем, он распыляется. В итоге получается так: понадкусывал, а доедать силы нет. Такого не нужно. Должна быть золотая середина. Важно не стать в этом вопросе фарисеем. Добрые дела нужно творить не от ума, а прежде всего от сердца — при этом, конечно, не отказываясь от здравого рассуждения. В выборе доброго дела надо уповать на Господа, Он всё устроит. «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), — сказано нам.
Добродетель — это не тысяча долларов в кармане, которой можно поделиться. Добродетель — это война. Желая творить добрые дела, ты выходишь на передовую. На ней есть помощники, но и против тебя восстают духи злобы поднебесные. Не надо бояться! Надо сохранять здравомыслие. В посланиях апостола Павла много говорится о здравой вере. Сейчас это большая редкость. Придумывают столько лишнего, а во Христе — такая простота! Ему нужно чистое, искреннее сердце. Сердце, полное любви к Богу, ближнему и себе — погибающему.
Беседовала Екатерина Щербакова